СЕРЕБРЯКОВ Александр Борисович
Serebriakoff Alexandre
7 сентября 1907 (имение Нескучное Белгородского уезда Курской губ., ныне Харьковская обл., Украина) – 10 января 1995 (Париж). Живописец, график, декоратор, художник книги.
Сын Зинаиды Евгеньевны Серебряковой (урожд. Лансере) и инженера Бориса Анатольевича Серебрякова, брат Екатерины Серебряковой. Детство и юность провел в семейном имении Нескучное и в С.-Петербурге. Специального художественного образования не получил.
В июле 1925 уехал к матери в Париж. Жил художественным трудом, берясь за различные заказы. Помогал Александру Бенуа в росписи декораций для труппы Иды Рубинштейн (1926), вместе с кузеном Николаем Бенуа оформлял балетные постановки Бориса Кохно, исполнил цикл стилизованных географических карт для оформления выставок в Музее декоративных искусств (1926), расписывал абажуры акварельными пейзажами. В нач. 1930-х работал для кинематографа под руководством художника П.Н. Шильдкнехта. Исполнил иллюстрации к книжке Alice Piguet «Tirely astronome» («Тирли астроном», Paris: Gallimard, 1933). В 1938 по заказу The Metropolitan Opera Guild создал иллюстрации к серии детских книг, посвященных великим операм: «Кармен» Бизе и цикл «Кольцо нибелунгов» Вагнера (в четырех книгах). Оформил альбом «Notre France» (1934) и сборник стихов Л. Львова «Венок» (1938). Сотрудничал с французскими, бельгийскими и американскими издательствами, исполнял рисунки для журналов мод.
В 1934–1935 разработал проект оформления виллы барона Ж.-А. де Броуэра «Мануар дю Рёле» в Помрейле под Брюсселем с декоративными панно З.Е. Серебряковой. С первых годов эмиграции и вплоть до 1940-х писал пейзажи старых кварталов Парижа.
В 1928 провел персональную выставку в галерее S. Lesniсk (пейзажи Кассиса). Участвовал в групповых выставках русских художников в парижских галереях: S. Lesniсk (1928), W. Hirshman (1929, 1930), d’Alignan (1931) и La Renaissance (1932), а также в большой выставке русского искусства в Праге (1935).
В 1940 получил заказ от крупнейшего землевладельца и мецената Шарля (Карлоса) де Бестиги на создание альбома акварелей с интерьерами замка де Груссе (de Groussay) под Парижем, оформление которого в течение нескольких лет выполнял выдающийся дизайнер Эмилио Терри. Этот заказ положил начало нового этапа в творчестве художника как «портретиста интерьеров» ‒ в течение последующих трех десятилетий он воссоздавал в акварелях и миниатюрных макетах обстановку и внутреннее убранство знаменитых особняков Европы, салонов коллекционеров и меценатов. Создавал акварельные альбомы костюмированных балов: в интерьерах венецианского палаццо Лабиа по заказу де Бестеги (1951), акварельный цикл «Восточный бал» во дворце Отель Ламбер в Париже по заказу владельца Барона де Реде (1969).
Со временем стал самостоятельно браться за разработку элементов декора и целых интерьеров, стилизованных под XVIII век. С 1956 по 1960 оформлял интерьеры для семейства Ротшильдов (особняк на ул. Laffitte, 19 в Париже и замок de Ferrières на востоке от Парижа), семейства Ганэ (замок Fleury-en-Bière, деп. Сена и Марна) и др. В 1970‒1980-е спроектировал декоративные постройки для парка Флорал в Апремоне (Le Parc Floral d'Apremont-sur-Allier) ‒ павильон «Турецкий», мост «Пагода», павильон «Бельведер» (декорирован 8 панно, изображающими шуточное кругосветное путешествие полишинелей, возведен в 1997). В работе над интерьерными заказами помогала сестра Екатерина.
Эпизодически занимался книжной и журнальной графикой. Создавал шрифты для обложек, оформлял почтовые открытки и визитки, разработал графику заголовка газеты «Русская мысль» (1947). Обращался к сценографии, создал декорации к балету «Сильфида» Ж. Шнейцхоффера для выступлений труппы Ролана Пети в Театре Елисейских полей (1946; костюмы К. Берара). Автор памятника балерине О. И. Преображенской на кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа.
В 1952 вошел в Юбилейный комитет по празднованию 250-летия С.-Петербурга. В 1955 участвовал картинами и гравюрами в выставке, посвященной Крымской войне 1853–1855. Исполнил проекты медали к 250-летию Полтавской битвы (1959), юбилейной почтовой марки в память 1000-летия Крещения Руси (1988). Автор эскиза иконы Казанской Божией Матери для собора св. Александра Невского в Париже (1955). В 1955–1958 состоял членом Особого комитета по сбору средств для ремонта этого собора; пожертвовал свои картины.
Был одним из учредителей Общества охранения русских культурных ценностей за рубежом (1945) и нарисовал его эмблему. Исполнял обязанности казначея, затем вице-председателя общества; после смерти С. М. Лифаря (1986) стал его председателем. Собирал материалы о русских художниках-эмигрантах для предполагавшейся «Золотой книги Русской эмиграции».
В 1972 его произведения были представлены на выставке «Значительные картины русских художников во французских собраниях» в рамках Осеннего салона. В 1985 провел ретроспективную выставку вместе с Е. Б. Серебряковой в Париже (организована ассоциацией «Исторические жилища»), в 1987 – ретроспективную выставку в галерее Didier Aaron в Нью-Йорке. Награжден орденом Искусств и словесности. В 1979 избран членом Академии искусств в Риме. Последняя прижизненная выставка состоялась в 1994 в Музее Мальмезон под Парижем.
Похоронен рядом с матерью в Сент-Женевьев-де-Буа.
Библиография: |
* РЗФ. Константин Андреевич Сомов: Письма. Дневники. Суждения современников / Сост., вступ. ст. и примеч. Ю. Н. Подкопаевой и А. Н. Свешниковой. М.: Искусство, 1979. (Указ.). Багинова М. Акварельная живопись Александра и Екатерины Серебряковых: Интервью с художником // Русская мысль. 1985. 23 авг. (№ 3583). С. 11. Зинаида Серебрякова: Письма. Современники о художнике / авт.-сост. В.П. Князева и Ю.Н. Подкопаева. М., 1987. Шлеев В. Наследие семьи Серебряковых // Отчизна. 1991. № 3. С. 22–24. Лобанов-Ростовский Н. Д. Художники русского театра. 1880–1930. Собрание Никиты и Нины Лобановых-Ростовских: Каталог-резонне / Вступит. ст Н. Д. Лобанова-Ростовского; сост. и текст Дж. Боулта. М., 1994. Окользина М. П. А. Б. Серебряков и «Общество охранения русских культурных ценностей» // Краеведческие записки: Исследования и материалы. Вып. 3. СПб., 1995. С. 174–179. Шлеев В. Памяти Александра Серебрякова // Русская мысль. 1995. 18–24 мая (№ 4078). С. 13. Авдюшева-Лекомт Н. А. «Мануар не погиб» // Антик Respekt. 2003. Март–апрель. С. 38–40. Старовойтова А. Ю. Александр Серебряков – парижский архитектор и «портретист интерьеров» // Академик Императорской Академии художеств Н. В. Глоба и Строгановское училище. М.: Индрик, 2012. С. 163–170; ил. Alexandre Serebriakoff. Paris / auteur du texte Pavel Pavlinov. Moscou, 2017. Alexandre Serebriakoff. Portraitiste d’intérieurs / Texte de Patric Mauries. Milano: Franco Maria Ricci, 1990. Alexandre Serebriakoff. Portraitiste d’intérieurs / Texte de Gilles de Brissac. S.l.: Société des Amis de Malmaison. 1994. Livres d’enfants Russes et Soviêtiques (1917–1945) dans les collections de L’Heure Joyeuse et dans les Bibliothèques Françaises / Catalogue en forme de Dictionaire des illustrateurs par F. Lévêque et S. Plantureux. Paris, 1997. |
Библиотека сайта: |
|
Приложения: | |
Связи: | |
География: | |
Составители: | |
Благодарности: |
Julia&Keld за предоставленную фотографию. |
Дата ввода: |
30.03.2012 |