СЮРВАЖ Леопольд (собств. Штюрцваге Леопольд Фридерик Леопольдович)
Survage (né Sturzwage) L.
31 июля / 12 августа 1879 (Москва) – 31 октября 1968 (Париж). Живописец, график и сценограф.
Сын финна Леопольда Штюрцваге, уроженца г. Вильманстранд (ныне Лаппеэнранта, Финляндия), хозяина московской фабрики роялей «Sturzwage»; мать – датчанка Эмма-Мария-Каролина Эгхольм. В 1886 потерял мать. В 1887–1896 учился в московской гимназии свв. Петра и Павла, затем по настоянию отца работал на его фабрике.
В начале 1900-х, порвав отношения с семьей, решил посвятить себя живописи. В 1906–1908 учился в МУЖВЗ у К. А. Коровина и Л. О. Пастернака. В годы учебы подружился с М. Ф. Ларионовым, Д. Д. Бурлюком, С. Ю. Судейкиным и Н. Н. Сапуновым. Участвовал в первых авангардистских выставках: «Стефанос» (1907/1908) и «Бубновый валет» (1910/1911). В 1908 женился на Елене Владимировне Монюшко. В июле 1908 с супругой посетил Париж и принял решение обосноваться там, чтобы продолжить художественное образование.
В Париже в течение семи лет зарабатывал на жизнь настройщиком роялей в концертном зале «Pleyel», по вечерам занимался живописью. Посещал академии А. Матисса и Ф. Коларосси. Вошел в круг баронессы Е. Эттинген и С. Фера; познакомился с Г. Аполлинером, А. Сальмоном, Робером и Соней Делоне, П. Пикассо, Дж. Северини и др.
В 1911 впервые участвовал в Осеннем салоне. В 1914 показал в салоне Независимых цикл работ «Три формы действия ритма в цвете», в которых опирался на музыкальные ассоциации. Представил в Академию наук в Париже техническую разработку «Ритм в цвете», в основе которой лежала идея движущихся абстрактных цветовых форм. Предполагал воплотить идею в кинематографе. Опубликовал статью «Le rythme coloré» в журнале «Les Soirées de Paris» (1914. № 26/27), который издавался Г. Аполлинером и С. Фера.
Во время Первой мировой войны жил на юге Франции у баронессы Эттинген. В Ницце входил в кружок, группировавшийся вокруг Б. В. Савинкова (А. П. Архипенко, А. Модильяни, Зина Озанфан, поэт Ф. Хелленс и др.). В 1917 Аполлинер организовал его первую персональную выставку в Париже (галерея Bongard) и в предисловии к каталогу превратил его фамилию в «Survage». В 1917 некоторое время делил парижскую студию с Модильяни.
В 1919 участвовал в Выставке современной французской живописи в галерее Mansard в Лондоне. В 1920 вместе с А. Архипенко и А. Глезом стал учредителем общества «Золотое сечение» («Section d’or»), участвовал в его выставках в Роттердаме, Гааге, Амстердаме, Женеве, Риме и Милане. Выставлялся в парижских салонах: Независимых (1920–1923, 1925–1928), Тюильри (1926–1929) и Сверхнезависимых (1929, 1930). Участвовал в выставке «Мастера кубизма» в галерее L’Effort moderne (1921). Провел персональные выставки в парижских галереях: L’Effort moderne (1922), Percier (1925, 1927), К. Granoff (1927), Quatre Chemins (1931), Billet-Worms (1933); в Чикаго (Арт-клуб, 1925, и галерея Chester Johns, 1927), в Нью-Йорке (галереи Krauchar, 1927, и Knoedler, 1929).
Посещал группу «Через» (1924). Участвовал в групповых выставках русских художников в Париже (галерея Quatre-Chemins, 1928) и Праге (1935), а также в Выставке современного французского искусства в Москве (1928; во французском отделе). В 1928 участвовал в Выставке пожертвованных художниками работ в пользу Комитета помощи русским писателям и ученым.
В 1927 получил французское гражданство. В 1928 был награжден золотой медалью на Международном триеннале в Милане. В 1930 был представлен на выставке «Живопись Парижа из американских коллекций» в Музее современного искусства в Нью-Йорке, в 1934 – на Международной выставке театрального искусства в Нью-Йорке.
В 1922 исполнил проект декораций и костюмов к опере-буфф «Мавра» И. Ф. Стравинского в постановке Б. Ф. Нижинской для Русского балета С. П. Дягилева. Создал декорации и костюмы к опере «Маленькая продавщица спичек» А. Варетти для театра Cagliari в Париже (1925). Вместе с П. Пикассо, О. Цадкиным, М. Ларионовым и Н. Гончаровой участвовал в оформлении зала для бала «Bullier» (1923). Исполнил пять настенных панно для интерьера Католического театрального союза в Париже (1929). Написал распятие для собора в Турку, Финляндия (1930). Создал несколько рисунков для тканей по заказу Дома моды Chanel (1933).
В 1937 по заказу Р. Делоне и архитектора Ф. Олбе написал для Международной выставки в Париже монументальные панно (15,5×4 м): «Почта и телекоммуникации», «Оптика и часовое дело» и «Техника и точность»; вместе с А. Глезом и Ф. Леже написал большие панно для павильона Союза современных художников и павильона «Солидарность» (получил золотую медаль). Создал макеты декораций к спектаклю «Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха для Опера-Комик (1939; постановка не осуществлена).
В 1939 участвовал в ретроспективной выставке «Русский балет Дягилева. 1909–1929», организованной С. М. Лифарем. Показал на выставке «Искусство нашего времени» в Музее современного искусства в Нью-Йорке серию акварельных рисунков «Ритм в цвете» для рисованного абстрактного фильма (приобретены музеем). Во время Второй мировой войны оставался в Париже. Продолжал участвовать в выставках, стал членом Осеннего салона (1943). Участник выставок, организованных Союзом русских патриотов (февраль 1945 и июль 1946).
В 1950–1960-е продолжал заниматься живописью. Исполнял картоны для ковровой мануфактуры Gobelins. Написал фреску для Дворца Конгрессов в Льеже (1959). Создал гравюры к книгам «Пегас» Ж. Кокто и «Шуаны» О. Бальзака (1965), участвовал в изданиях И. Зданевича и других издательских проектах.
Выставлялся в салонах, участвовал во многих групповых и международных выставках, проводил персональные выставки в Париже, Милане, Риме, Брюсселе, Лондоне, Неаполе, Лозанне, Турине и Нью-Йорке. Ретроспективные выставки состоялись в Кёльне (1960), Хельсинки (музей Атенеум, 1961), Париже (Музей Galliera, 1966) и Лионе (Музей изящных искусств, 1968). Работы были показаны на выставках: «В честь Г. Аполлинера» в рамках Осеннего салона (1963), «Русские художники Парижской школы» в Сен-Дени (1960) и Париже (Дом французской мысли, 1961), «Вклад русских в искусство авангарда» в Риме и Милане (1964) и др.
Получил 1-й приз на Международном бьеннале в Генуе (1951), золотую медаль Международной выставки в Брюсселе (1958), Национальный приз Франции (1960), Медаль города Парижа (1967), звание кавалера (1954) и офицера (1963) ордена Почетного легиона. В 1966 на французском телевидении был создан фильм «В честь Л. Сюрважа». В 1968 в Майском салоне показал последнюю картину «Космическое появление и исчезновение».
В 1972–1975 и 1990 в Париже прошли большие посмертные выставки. Представлен в Национальном музее современного искусства в Париже, Музее современного искусства в Нью-Йорке, ГМИИ.
Библиография: |
* РГАЛИ Ф. 680. Оп. 2. Ед. хр. 2067. * Незабытые могилы, 136–146; РЗФ; AI 1/1396, 2/1222, 3/1332, 6/1081, 7/1223, 11/739, 13/888, 14/958, 15/973, 17/567, 18/666, 19/910, 20/888; Naylor. Оцуп Н. Героический период кубизма // Числа. 1932. Кн. 6. С. 237–238. Полевой В. М. Двадцать лет французской графики: Рисунок в революционных газетах и журналах, политический плакат 1920-х–1930-х годов. М., 1981. (Указ.). Сапгир К. Поэтический символизм Сюрважа // Русская мысль (Париж). 1986. 31 янв. (№ 3606). С. 13. Л. Сюрважа) // Светомузыка на кино- и телеэкране. 1989. С. 10–12. В парижских галереях: Léopold Survage // Русская мысль (Париж). 1990. 22 июня (№ 3833). С. 14. Лобанов-Ростовский Н. Д. Художники русского театра. 1880–1930. Собрание Никиты и Нины Лобановых-Ростовских: Каталог-резонне / Вступит. ст Н. Д. Лобанова-Ростовского; сост. и текст Дж. Боулта. М., 1994. Русский Париж. 1910–1960. ГРМ: Альманах. Вып. 35. СПб., 2003. С. 320–321 (илл.). Putnam S. The glistening bridge: Léopold Survage and the spatia problem in painting. New York: Covici-Friede ed., 1929. Fierens P. Survage. Paris: Ed. des Quatre Chemins, 1931. Gauthier M. Survage. Paris: Les Gémeaux, 1953. Survage: Exposition rétrospective / Textes de R. Heron de Villefosse et W. George. Musée Galliera. Paris, 1966. Abadie D. Survage d’un seul trait. Paris, 1974. Survage: Oeuvres sur papier / Texte de D. Abadie. Galerie Saint-Germain. Paris, 1974. Léopold Survage: aquarelles, peintures, dessins: [Catalogue]. Nice: Direction des musées de Nice, 1975. Léopold Survage. Opere dal 1908 al 1964: Acquarelli, disegni, grafica. Galleria Giulia Roma. Roma, 1981. Warnod J. Léopold Survage. Bruxelles: A. de Rache, [1983]. Survage: Les années héroïques / Texte de D. Abadie. Musée d’Art Moderne. Troyes, 1993. Les lumières de Léopold Survage: oeuvres, 1910–1932. Aix-en-Provence: Galerie d'art du Conseil général des Bouches-du-Rhône, 2001. Сочинения: Un poème de Survage. Paris: P. A. B. éditeur, 1949. Divertissements / [Texte et dessins de] Léopold Survage. Les Sables-d'Olonne, Musée de l'Abbaye Sainte-Croix. S. l., 1975. Léopold Survage: Ecrits sur la peinture / Textes réunis et présentés par Hélène Seyrès. Suivi de Survage au regard de la critique / Compilé par Hélène Seyrès. Paris: L’Archipel, 1992. |
Приложения: | |
Связи: | |
География: | |
Составители: | |
Дата ввода: |
30.03.2012 |