СУДЕЙКИН Сергей Юрьевич
Soudeikine Sergei
7/19 марта 1882 (С.-Петербург, по другим данным – Смоленск) – 12 августа 1946 (Найак, шт. Нью-Йорк, США). Живописец, график, сценограф.
Из дворян Смоленской губернии. Отец – помощник начальника Жандармского управления С.-Петербурга, подполковник Георгий Порфирьевич Судейкин (1850–1883), один из руководителей политического сыска в России; убит народовольцами.
В 1897–1909 учился в МУЖВЗ у К. А. Коровина и В. А. Серова. В годы учебы сблизился с П. В. Кузнецовым, Н. Н. Сапуновым, А. А. Араповым, М. С. Сарьяном, Н. П. Крымовым и М. Ф. Ларионовым. В октябре 1902 был исключен с Ларионовым из МУЖВЗ на один год за показ на ученической выставке работ интимного характера. В 1909 переехал в С.-Петербург и поступил в ИАХ. До ноября 1911 учился в мастерской Д. Н. Кардовского.
Писал стилизованные картины, пасторали и «галантные сцены», народные гулянья, пышные натюрморты с цветами и фарфоровыми статуэтками: «В парке», «Русская Венера» (1907), «Северный поэт» (1909), «Карусель» (1910), «Петрушка», «Арлекиниада» (1915), акварельный цикл «Масленичные герои» (1910-е) и др. Исполнил ряд портретов, в том числе портрет О. А. Глебовой в водевильной роли Путаницы (1909). В 1904 с соучениками по МУЖВЗ устроил в Саратове выставку «Алая роза». В 1907 стал одним из организаторов московской выставки «Голубая роза». Участвовал в Выставке русского искусства в парижском Осеннем салоне (1906), выставках «Стефанос» (М., 1907/1908), МТХ и СРХ (1905–1910), «Мир искусства» (СПб., 1906, 1911–1917; член-учредитель общества).
Исполнил иллюстрации к драме М. Метерлинка «Смерть Тентажиля» (М., 1903), книгам М. А. Кузмина «Куранты любви» (М., 1912; совм. с Н. Феофилактовым), «Осенние озера» (М., 1912), «Венецианские безумцы» (М., 1915); сотрудничал в журнале «Весы» (1904–1909; целиком оформил № 3 за 1907), «Аполлон», «Сатирикон» и «Новый Сатирикон».
В конце 1890-х вместе с Н. Н. Сапуновым оформлял спектакли для оперной антрепризы С. И. Мамонтова в театре «Эрмитаж». В 1905 расписал фойе Театра-студии на Поварской (при МХТ) и исполнил декорации к драме «Смерть Тентажиля» М. Метерлинка в постановке В. Э. Мейерхольда. Позднее оформлял спектакли для многих театров Москвы и С.-Петербурга: «Сестра Беатриса» М. Метерлинка для театра В. Ф. Комиссаржевской (1906), «Весеннее безумие» О. Дымова для Нового драматического театра (1910), одноактные балеты «Лебединое озеро», «Привал кавалерии», «Тщетная предосторожность» и комическую оперу М. А. Кузмина «Забава дев» для Малого театра (1911), комедию «Женитьба Фигаро» П. Бомарше для Камерного театра (1915). В 1912–1913 работал по эскизам Л. С. Бакста и Н. К. Рериха для «Русских сезонов» в Париже и оформил одноактный балет «Трагедия Саломеи» Ф. Шмитта.
В 1910 сотрудничал в петербургском театре-клубе «Дом интермедий». В 1911 стал одним из организаторов художественно-артистического кабаре «Бродячая собака», исполнил для него настенную роспись по мотивам «Цветов зла» Ш. Бодлера, декорировал праздничные вечера, маскарады и спектакли. В 1915–1917 сотрудничал в кабаре «Привал комедиантов». Оформил к его открытию пантомиму «Шарф Коломбины» А. Шницлера в постановке Мейерхольда и исполнил декоративные панно по мотивам произведений К. Гоцци.
В 1907–1916 был женат на актрисе и художнице О. А. Глебовой, в 1916–1922 – на киноактрисе В. А. Шиллинг (урожд. де Боссэ, позже В. А. Стравинская; брак был оформлен в феврале 1918 без формального развода с прежней супругой).
В феврале 1917 приветствовал революцию и откликнулся на нее плакатом-карикатурой на Николая II «Слетайтесь, вольные птахи / На красные рубахи / Долго ты нас мучило / Огородно чучело» (июль 1917; издательство «Парус»). В марте был призван на фронт, но вскоре демобилизовался по болезни. Летом 1917 уехал с женой в Крым, жил в Алуште, Ялте, Мисхоре. Работал по учету ценностей в национализированном Воронцовском дворце, участвовал в выставке «Искусство в Крыму» (Ялта, октябрь 1918). В 1919 перебрался в Тифлис. Вместе с художниками Д. Какабадзе и Л. Гудиашвили декорировал литературное кафе «Химериони», вместе с С. А. Сориным – кафе «Ладья аргонавтов». Исполнил росписи фойе домашнего театра Туманишвили (фресковый ансабль сохранился до наших дней). Писал сцены из грузинской жизни, гротескно-символические картины: «Химера», «Дон Жуан» и др. Участвовал в выставке «Малый круг» в Тифлисе (1919).
8 мая 1920 Судейкины вместе с С. А. Сориным выехали из Батума в Марсель на корабле «Souirah», 20 мая они прибыли в Париж. Сотрудничал в театре Н. Ф. Балиева «Летучая мышь» и театре «Балаганчик». Оформил балеты «Фея кукол» И. Байера и «Спящая красавица» П. И. Чайковского для труппы Анны Павловой, пьесу «Любовь – книга золотая» в театре «Vieux-Colombier» (1922, реж. Н. Бутковская). Исполнил портреты театральных деятелей. Участвовал в выставках русских художников в Париже (галерея La Boёtie и Осенний салон, 1921 – группа «Мир искусства»), Лондоне (Whitechapel, 1921), Брюсселе (1923 – «Мир искусства»).
В августе 1922, расставшись с женой, приехал с театром Н. Ф. Балиева в США и поселился в Нью-Йорке. В 1925 сотрудничал в русско-американском издании «Альманах пилигримов» (в частности, исполнил обложку к вып. 2). Оформил для Метрополитен-Опера балет «Петрушка» (1925, труппа Анны Павловой) и «Свадебка» (1929) И. Ф. Стравинского, оперы «Волшебная флейта» В. А. Моцарта (1926), «Соловей» И. Ф. Стравинского (1926), «Миньон» А. Тома (1927), «Садко» Н. А. Римского-Корсакова (1930), «Летучий Голландец» Р. Вагнера (1930), «Сорочинская ярмарка» М. П. Мусоргского (1930). Оформил балеты: «Лунная соната» на музыку Л. Бетховена (1944; American Ballet Theatre; балетм. Л. Ф. Мясин), «Тщетная предосторожность» П. Л. Гертеля, «Золотая рыбка» Н. Н. Черепнина и «Жизель» А. Адана (1937–1938; нью-йоркская труппа М. Мордкина), «Паганини» на музыку С. В. Рахманинова (1939; Original Ballet Russe, Covent Garden, Лондон; балетм. М. М. Фокин). Исполнил декорации к кинофильму «Воскресение» по Л. Н. Толстому (1934–1935) в Голливуде. Написал панно по мотивам балета «Весна Священная» И. Ф. Стравинского, картины «Американская панорама», «Русская идиллия», «Двойной семейный портрет», «Моя жизнь».
Провел персональные выставки в Нью-Йорке (New Gallery, 1924; Публичная библиотека, 1933; Бруклинский музей, 1933), Чикаго (Художественный институт, 1927/1928), Питтсбурге (Институт Карнеги, 1929). Участвовал в выставках русского искусства в Нью-Йорке (Бруклинский музей, 1923; Grand Central Palace, 1924), Чикаго (1923), Брюсселе (1928), Уилмингтоне (1932), Праге (1935), русском отделе международных выставок в Питтсбурге (1924), Филадельфии (1926) и Нью-Йорке (1930).
Похоронен на Бруклинском кладбище. В 1964 мемориальная выставка состоялась в галерее Nikoff в Нью-Йорке. Представлен во многих музеях России, в том числе в ГРМ, ГТГ и ГЦТМ. В 2008–2009 работы экспонировались на выставке «Американские художники из Российской империи» в ГТГ и ГРМ. В 2015 выставка произведений художника с привлечением работ из частных и государственных собраний состоялась в Санкт-Петербурги в KGallery.
Библиография: |
* РГАЛИ Ф. 947; РГИА Ф. 789. Оп. 13. 1909. Д. 157. * Балет; Бурлюк; Лобанов-Ростовский; Незабытые могилы; AI 2/1190, 3/1298, 4/1127, 14/933, 25/761; WWAA 1947/602. Бенуа А. Н. Художественные письма // Речь. 1911. 14 янв. Маковский С. С. Судейкин // Аполлон. 1911. № 8. С. 5–12. Соловьев Вл. С. Ю. Судейкин // Аполлон. 1917. № 8/9/10. Татаринов В. Л. Судейкин в кабаре // Жар-птица. 1924. № 12. С. 22–23. Эфрос А. Камерный театр и его художники. М., 1934. Русские новости. 1946. 13 сент. (№ 70). Сидоров А. А. Русская графика начала ХХ века: Очерки истории и теории. М., 1969. (Указ.). Пожарская М. Н. Русское театрально-декорационное искусство конца XIX–начала XX в. М., 1970. (Указ.). Коган Д. З. Сергей Судейкин. М., 1974. Петров Вс. Мир искусства. М., 1975. С. 30–31. Дзуцова И., Элизбарашвили Н. Забытые фрески // Декоративное искусство СССР. 1975. № 12. С. 38. Бабенчиков М. Театр Судейкина // Декоративное искусство СССР. 1975. № 12. С. 39–40. Зорин Ю. Незнакомый Судейкин // Новое русское слово (Нью-Йорк). 1975. 21 дек. С. 5; 1975. 28 дек. С. 5–8; 1976. 4 янв. С. 5. Зорин Ю. Вновь обретаемый профиль // Новое русское слово (Нью-Йорк). 1976. 15 авг. С. 7–8. Он же. Балет «Паганини» (Глава из «Жизни Сергея Судейкина») // Новый журнал (Нью-Йорк). 1976. Кн. 125. С. 60–173. Шевченко А. В. Сборник материалов / Сост. Ж. Э. Каганская. М., 1980. (Указ.). Киселев М. Графика журнала «Весы» // Советская графика-78. М., 1980. С. 200–224. Дзуцова И., Элизбарашвили Н. С. Ю. Судейкин в Грузии // Музей-1. М., 1980. С. 23–26. Киселев М. Живопись С. Ю. Судейкина // Искусство. 1982. № 2. С. 49–55. Перц В., Пирютко Ю. Клуб художников, артистов и поэтов // Декоративное искусство СССР. 1983. № 11. С. 30–34. Парнис А. Е., Тименчик Р. Д. Программы «Бродячей собаки» // Памятники культуры: Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология: Ежегодник. 1983. Л., 1985. С. 160–257. Валентин Серов в переписке, документах и интервью / Сост., авторы вступ. ст. и примеч. И. С. Зильберштейн и В. А. Самков: В 2 т. Л., 1985–1989. (Указ.). Толстой А. Н. Перед картинами Судейкина // Наше наследие. 1989. № 1. С. 155–156. Н. Лобанов-Ростовский. О театральных художниках из России (Записки коллекционера) // Евреи в культуре Русского Зарубежья. 1919–1939 / Сост. М. Пархомовский. Т. 1. Иерусалим, 1992. С. 390-420. Символизм в России. ГРМ: Каталог выставки / Вступ. ст. В. Круглова, Е. Петиновой и Е. Карповой. СПб., 1996. Бурцева Э. Открытие неизвестных фресок Судейкина (1882 – 1946) // Антикварное обозрение. 2004. №1/2. С. 26–31. Судейкина В. Дневник. Петроград. Крым. Тифлис. М., 2006. Американские художники из Российской империи: Альманах. Вып. 208. СПб., 2008. С. 281. Решетникова И. Л. Обзор документов Сергея Судейкина в собрании РГАЛИ // Деятели американской культуры из Российской империи. Сб. статей по итогам выставки и научной конференции в ГРМ. СПб., 2009. С. 67-71. Савицкая А. И. Русские художники американского театра: Борис Анисфельд, Сергей Судейкин, Николай Ремизов, Евгений Берман // Там же. С. 91-99. Стоммельс С.-А., Леменс А. «Альманах пилигримов: русские в Нью-Йорке (1925–1926) // Там же. С. 131-141. Боулт Дж. Сергей Судейкин. Жизнь в ближней эмиграции // Материалы VII Боголюбовских чтений. Palmer E. Ch. A Study of the Art of Sergei Soudeikine. New York, 1931. Soudeikin Proves Himself an American // Art Digest. 1934. Vol. 8, Apr. 15. P. 9. Bowlt J. E. «Blue Rose»: Russian Symbolism in Art // Burlington Magazine of Art. 1976. Vol. 118, Aug. P. 569. The Salon album of Vera Sudeikin-Stravinsky / Ed. and translated by John E. Bowlt. Princeton (N. J.): Princeton University Press, 1995. Сочинения: Две встречи с Врубелем // Врубель: Переписка. Воспоминания о художнике / Сост. Э. П. Гомберг-Вержбинская и др. Л., 1976. С. 291–295. «Бродячая собака» // Встречи с прошлым. Вып. 5. М., 1984. С. 185–194. |
Архивы: | |
Произведения: | |
Связи: | |
География: | |
Составители: | |
Дата ввода: |
30.03.2012 |