ДЕЛОНЕ (Делоне-Терк, урожд. Штерн) Соня (Сарра, Софья Ильинична)

Delaunay (Delaunay-Terk, née Stern ) S.

С. Делоне. Фото 1920-х.

1/13 ноября 1885 (Одесса) – 5 декабря 1979 (Париж). Живописец, дизайнер.

Дочь фабричного управляющего Елия (Елиаса) Штерна и Ханы Штерн, урожд. Терк. Рано потеряла отца, с пяти лет воспитывалась в семье дяди по матери, петербургского присяжного поверенного Генриха Тимофеевича Терка, позже приняла его фамилию. Начальное образование получила в С.-Петербурге. В детстве побывала в Финляндии, Германии, Италии и Швейцарии. В 1903–1904 училась в Карлсруэ (Германия) у художника Шмидта-Рейтера. В 1905 поселилась в Париже, занималась в академии Ла Палетт у А. Озанфана, Д. де Сегонзака, Э. Аман-Жана, Ш. Котте и Ж.-Э. Бланша. Писала натюрморты, интерьеры парижских кафе и портреты (в том числе поэта Н. М. Минского и архитектора В. А. Щуко). В 1908 впервые показала работы на выставке в парижской галерее Notre-Dame-des-Champs.

В 1909 недолго была женой немецкого искусствоведа и коллекционера Вильгельма Удэ. В 1910 развелась с ним и вышла замуж за художника Робера Делоне (1885–1941). В том же году супруги приобрели мастерскую на улице des Grands-Augustins, где проработали до 1935 (позже – на бульваре Malsherbres, 19). В начале 1910-х посещала салон баронессы Е. Эттинген, где познакомилась с Б. Сандраром, Г. Аполлинером и другими представителями литературно-художественного авангарда. Тесно общалась с русскими художниками: А. П. Архипенко, В. В. Кандинским, А. В. Лентуловым, И. А. Пуни, Л. Сюрважем, О. Цадкиным, Г. Б. Якуловым и др.

В 1912–1913 вместе с мужем разработала теорию симультанизма (одновременности) и сформулировала принципы орфизма. Название «орфизм» (от мифологического Орфея) дал Аполлинер, определивший этот стиль как «живопись новой структуры, состоящую из элементов, которые не заимствованы в сфере видимого, но всецело созданы художником и наделены им всей полнотой реальности» (в его книге: «Les Peintres Cubistes». Paris, 1913). В дальнейшем писала абстрактные картины, построенные на красочных отношениях и состоящие в основном из полос и круговых или спиралевидных пятен цветового спектра.

В 1913 показала орфистские работы в Осеннем салоне в Париже и в 1-м Немецком Осеннем салоне в галерее Der Sturm в Берлине, в 1914 – в салоне Независимых (работа «Электрические призмы»). В 1913 парижское издательство «Люди нового склада» выпустило тиражом 150 экземпляров поэму Сандрара «Проза о транссибирском экспрессе и о маленькой Жанне Французской», оформленную ею в соответствии с теорией симультанизма и отпечатанную в виде двухметровой складной полосы. В декабре 1913 книга демонстрировалась в петербургском художественно-артистическом кабаре «Бродячая собака» в качестве иллюстрации к докладу А. А. Смирнова о симультанизме. Позже распространила принципы орфизма на искусство росписи тканей, оформления одежды и интерьеров, завоевала признание как один из создателей современной промышленной эстетики.

В начале Первой мировой войны выехала с мужем в Мадрид, где пробыла до 1920 (в 1915–1916 супруги жили в Португалии). В Испании познакомилась с И. Ф. Стравинским, Л. Ф. Мясиным, В. Ф. Нижинским и С. П. Дягилевым. Создала костюмы к балету «Клеопатра» на музыку А. С. Аренского для Русского балета Дягилева (премьера в Лондоне 21 октября 1918). В 1916 показала в Осеннем салоне предметы декоративно-прикладного искусства, выполненные с использованием приемов кубизма и орфизма. Провела персональные выставки в Стокгольме (1916), Бильбао (1919) и Берлине (Der Sturm, 1920 и 1921).

В 1920 вернулась с мужем в Париж. В 1921 показала свои работы на Выставке русского искусства в Ганновере (галерея Garvens). В 1923 участвовала в работе русской литературно-художественной группы «Через»; оформила благотворительную (в помощь русским художникам за рубежом) постановку пьес Т. Тцара «Воздушное сердце» (совм. с В. С. Бартом и С. Грановским) и «Вечер колючего сердца» (совм. с И. М. Зданевичем и С. М. Ромовым).

В начале 1920-х исполняла эскизы тканей для лионских фабрикантов шелка. В 1924 вместе с Ж. Хеймом открыла в Париже магазин и ателье мод, где демонстрировались модели одежды, производственных костюмов, «симультанные» рисунки тканей, эскизы интерьеров, проекты оформления автомобилей и т. п. (магазин и ателье работали до 1931). Участвовала в Международной выставке декоративных искусств в Париже (1925), выставке «30 лет независимого искусства. 1884–1914» в Гранд Пале (1926), в Осеннем салоне и групповых выставках. Публиковала статьи по проблемам моды и современного промышленного искусства. Были изданы альбомы «Ткани и ковры Сони Делоне» (1928) и «Композиции. Цвета. Идеи» (1930).

В 1931 была в числе организаторов международного авангардистского объединения «Abstraction-Creation». В 1936 получила 1-ю премию за светящуюся афишу на конкурсе, организованном парижской городской электрокомпанией. В 1936–1937 вместе с Р. Делоне исполнила для французского павильона Международной выставки в Париже монументальную роспись, которая была отмечена золотой медалью. В 1938 провела с мужем выставку в музее Stedelijk в Амстердаме. В 1939 с Р. Делоне и другими художниками основала авангардистский салон «Новых реальностей» в галерее Charpеntier. Участвовала в выставке «Русский балет Дягилева» в Музее декоративных искусств (1939).

В 1941–1944, после смерти мужа, жила в Грассе. По возвращении в Париж в 1945 участвовала в выставке абстракционистов «Art Concret» в галерее Drouin (1945) и способствовала возрождению салона «Новых реальностей» (1946). В 1947 участвовала в 1-й Выставке русских и французских художников, устроенной Союзом советских патриотов. В 1949 в память Р. Делоне организовала в Париже выставку «Первые мастера абстрактного искусства». В дальнейшем связала свое творчество и организаторскую деятельность с подъемом абстрактного искусства, имевшим место в послевоенные годы. Создавала абстрактные картины, основанные на гармоничном сопоставлении чистых цветов, продолжала разрабатывать эскизы для тканей и ковров, витражей и мозаик, занималась керамикой.

В 1950–1970-е ее персональные выставки прошли в Париже (Bing, 1953; ежегодно в 1958–1962 и др.), в Лионе, Риме, Милане, Турине, Лондоне, Нью-Йорке, Цюрихе, Женеве, ряде городов Германии. Участвовала в выставках: «Русские художники Парижской школы» (Сен-Дени, 1960; Париж, 1961), «Русский балет Дягилева. 1909–1929» (Страсбург, 1969), «Русский авангард. 1905–1925» (Париж, 1969), «Пионеры абстрактного искусства» (Париж, 1971), «Русский авангард. 1908–1922» (Нью-Йорк, 1971), «Русский взгляд» (Гейдельберг, 1974) и др. В 1964 совместная выставка работ супругов Делоне состоялась в Лувре (в истории музея выставка современных художников проводилась второй раз, после Ж. Брака), в 1967/1968 – в Национальном музее современного искусства в Париже. В 1968 исполнила декорации и костюмы для концертных танцев на музыку И. Ф. Стравинского.

В 1963 подарила Национальному музею современного искусства в Париже (с 1977 – Центр Помпиду) 117 работ мужа и собственных работ. В 1970 президент Франции Ж. Помпиду приобрел две ее картины для Елисейского дворца, а еще одну – для подарка президенту США Р. Никсону. В 1969 получила Гран-при Международного салона в Каннах, в 1973 – золотую медаль города Парижа, в 1975 – орден Почетного легиона. В поздний период создала цикл абстрактных картин «Ритм и цвет». Обращалась к книжной графике (18 гуашей к книге «Озарения» А. Рембо) и гравюре, продолжала разрабатывать рисунки для тканей. В 1975/1976 в Центре Ж. Помпиду в Париже состоялась выставка, посвященная 90-летию со дня ее рождения, в 1979 – ретроспектива Р. и С. Делоне в Токио.

Похоронена в Камбе рядом с мужем. В 1985 в Париже прошла мемориальная выставка, приуроченная к 100-летнему юбилею супругов Делоне.

Сын, Шарль Делоне (1911–1988) – известный историк и пропагандист джаза.

Библиография:

* Лобанов-Ростовский; РЗФ; ХРЗ; AI 9/262, 11/239, 12/280, 13/283, 14/307, 15/309, 16/171, 17/177, 18/210, 19/288, 20/280, 21/280, 24/225, 25/242, 27/264, 28/297.

Соболев Д. Выставка «бурлюков» в Берлине // День. 1913. 12 сент.

Ростиславов А. А. Simultané // Аполлон. 1914. № 1/2. С. 134.

Ромов С. Ударная хроника // Удар. 1923. № 4.

Лившиц Б. Полутораглазый стрелец. Л., 1933. С. 206–207.

Русская мысль. 1972. 6 янв. (№ 2876). С. 7.

Рунич Т. Успех Сони Делоне // Русская мысль. 1976. 29 янв. (№ 3088). С. 12.

Перц В., Пирютко Ю. Клуб художников, артистов и поэтов // Декоративное искусство СССР. 1983. № 11. С. 30, 34.

Парнис А. Е., Тименчик Р. Д. Программы «Бродячей собаки» // Памятники культуры. Новые открытия. 1983. Л., 1985. С. 220–221, 255.

Кантор-Гуковская А. Симультанная книга Сони Делоне-Терк и Блэза Сандрара // Западноевропейская графика XV–XX веков. Л., 1985. С. 132–144.

Рисунок, акварель, пастель французских художников второй половины XIX – начала XX века в собрании Эрмитажа: Каталог выставки. Л., 1985. С. 22-23.

Сапгир К. «Блистающий мир» Робера и Сони Делоне // Русская мысль. 1985. 21 июля (№ 3574). С. 11.

Н. Лобанов-Ростовский. О театральных художниках из России (Записки коллекционера) // Евреи в культуре Русского Зарубежья. 1919–1939 / Сост. М. Пархомовский. Иерусалим, 1992. Т. 1. С. 390-420.

Нога О., Кодлубай Ι. Соня Делоне повертається на Украïну через Львiв. Львiв, 1996 (на укр. яз.).

Харджиев Н. Н. Статьи об авангарде: Архив русского авангарда / Сост. Р. Дуганов, Ю. Апришкин, А. Сарабьянов: В 2 т. М., 1997. (Указ.).

Абрамова Ж. Художник Соня Делоне // Русские евреи во Франции: Статьи, публикации, мемуары и эссе. Кн.2. Журнал в книге. Иерусалим, 2002. С. 304-318. [Русское еврейство в Зарубежье. Том IV (IX)].

Русский Париж 1910–1960. ГРМ: Альманах. Вып. 35. СПб., 2003. С. 156-161 (илл.).

Крусанов А. В. Русский авангард. Боевое десятилетие. В 3-х тт. Т. 1. Кн. 2. М., 2010. (Указ.).

Rétrospective Sonia Delaune: Musée Nationale d’Art Modern. Paris, 1967–1968.

Sonia Delaunay: Rhythms and colours / Text by Jacques Damase. Preface by Michel Hoog. London: Thames and Hudson, 1972.

Cohen A. Sonia Delaunay. New York: H. N. Abrams, 1975.

Le Rider G. Sonia et Robert Delaunay. Paris, 1977.

Dorival B. Sonia Delaunay: Sa vie, son œuvre. 1885–1979. Paris: J. Damase, 1980.

Sonia Delaunay: Litographie, Alben, Dokumentarfotos. Ausstellung: Musée National d’Art Moderne, Centre Georges Pompidou, Paris im Rahmen d. Dt.-Franz. Kulturwochen, Berlin, 1983.

Robert Delaunay, Sonia Delaunay: [Catalogue]. Musée d'Art Moderne de la ville de Paris. Paris: Le Musée, 1985.

Sonia Delaunay. Robert Delaunay. Paris: Le Musées, 1987.

Desanti D. Sonia Delaunay, magique magicienne. Paris: Ramsay, 1988.

Madsen A. Sonia Delaunay: artist of the lost generation. New York: McGraw-Hill, 1989.

Constantine N. Sonia Delaunay // Contemporary Designers. 2nd ed. / Ed. Colin Naylor. Chicago; London: St. James Press, 1990. P. 105-106.

Sonia Delaunay: Fashion and fabrics / Text by J. Damase. New York: Abrams, 1991.

Malochet A., Bianchi M. Sonia Delaunay, atelier simultané. Milan: Skira; Bellizona: Museo villa dei Cedri, 2006.

Susak V. Ukrainian Artists in Paris. 1900–1939. Kyiv, 2010. P. 82-85.

Сочинения:

The New Art of Color: The Writings of Robert and Sonia Delaunay / Ed. and introd. by Arthur A. Cohen. New York: Viking Press, 1978.

Nous irons jusqu'au soleil / avec la collaboration de Jacques Damase et de Patrick Raynaud. Paris: R. Laffont, 1978.

Архивы:
Приложения:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

29.03.2012