БРОДОВИЧ Алексей Вячеславович (Чеславович)
Brodovitch A.
1 мая 1898 (С.-Петербург, по другим данным с. Оголичи, ныне Гомельская обл., Беларусь) – 15 апреля 1971 (Ле-Тор, деп. Воклюз, Франция). График, художник книги, фотохудожник, дизайнер и педагог.
Сын потомственного врача. Брат парижского архитектора Георгия Бродовича (1912 – ?). Дед по матери купец В. И. Соловьев владел знаменитым петербургским рестораном «Палкин».
Учился в Тенишевском училище (1914–1915) и намеревался поступить в ИАХ, но планы не осуществились из-за войны. В 1917 окончил Пажеский корпус и был направлен в действующую армию корнетом 12-го гусарского Ахтырского генерала Дениса Давыдова полка. В Гражданскую войну в чине капитана вступил в Добровольческую армию. После тяжелого ранения под Одессой лечился в Кисловодске, где встретился с будущей женой Ниной. Накануне занятия Кисловодска Красной армией эвакуировался с женой в Новороссийск, а оттуда – в Константинополь.
В конце 1920 перебрался во Францию и поселился в Париже, на Монпарнасе. Работал маляром и посещал Свободную русскую академию Марии Васильевой. В 1920–1926 выполнял мелкие прикладные и декоративные работы: оформлял интерьеры частных домов (в том числе музыканта С. А. Кусевицкого), исполнял декорации для Русского балета С. П. Дягилева, рисунки для тканей по заказам Дома мод Поля Пуаре, фабрик Bianchini и Rodier, создавал рекламные афиши. В 1922 участвовал в салоне Независмых.
Рисовал иллюстрации и разрабатывал макеты для парижских журналов «Art et Métier Graphiques», «Graphic», «Cahiers d’Art» и др. В 1924 получил 1-й приз за афишу благотворительного «Обычного бала» («Le Bal banal»), устроенного Союзом русских художников в Париже. В 1925 оформил интерьеры нескольких модных магазинов на парижской Международной выставке декоративных искусств и получил сразу пять медалей.
В 1926–1927 работал для рекламного агентства Maximilien Vox, в частности, разработал рекламу популярного вермута «Мартини». В 1928 стал художественным директором студии «Athélia» (дизайнерское подразделение престижного универмага «Les Trois Quartiers»), занимался дизайнерской поддержкой бренда бутиков мужской одежды «Madelios». В дизайнерской практике одним из первых широко использовать методы фотографии и фотоколлажа, эстетически сближаясь с конструктивизмом в духе Л. М. Лисицкого.
В 1928 создал собственное дизайнерское агентство «L’Atelier A.B.». В том же году провел совместно с А. А. Алексеевым выставку офортов, ксилографий и литографий в галерее J. Povolotzky. Исполнил ксилографические иллюстрации к книгам «Рамаяна» («Rámáyana», 1927) и «Любовь дочери султана» («La sultane de l’amour», 1928) Ф. Туссэна. Создал несколько книжных проектов для издательского дома Ж. Шифрина «Плеяда»: «Повести» («Nouvelles») А. С. Пушкина (1928), «Фантастические истории» («Contes fantastiques») Ф. М. Достоевского (1929) и «Месье Бугрело» («Monsieur de Bougrelon») Ж. Лоррена (1928). Для лондонского издательства «Blackmore Press» оформил «Краткую историю Московии» («A Brief History of Moscovia») Дж. Мильтона (1929) и др. Был участником авангардистской ассоциации деятелей искусств «Le Cercle et Carré» («Круг и квадрат», 1929–1930).
В 1930 по приглашению дирекции Филадельфийского музея искусств переехал с женой и сыном Никитой (1924–1988) в США и возглавил отделение рекламы в Школе промышленного искусства (позже – Филадельфийский художественный колледж). В 1932 участвовал в создании Ассоциации художников инженерного дизайна (Design Engeneering Designer’s Assotiation) в Филадельфии. В 1934 стал главным художником журнала мод «Harper’s Bazaаr» и сохранял этот пост в течение 25 лет, завоевав признание как один из законодателей современного стиля в художественном оформлении. Привлек к сотрудничеству в журнале таких художников как Р. Дюфи и М. Шагал.
Участвовал в групповых выставках: в филадельфийских галереях Ayer (1931) и Crillon (1933), клубе «Cosmopolitаn» (1933), зале Altman Department Store (1936), «Почтовой выставке» в Институте Франклина (1937), Выставке промышленного дизайна в Фи-ладельфийском музее искусств (1937) и Международной выставке в Нью-Йорке (1937).
Консультировал рекламные агентства, рекламные отделы магазинов, компаний, создал афиши для американского Министерства финансов, Общества Красного Креста, Информационной службы США. Занимал должности художественного директора нью-йоркской торговой фирмы «Saks Fifth Avenue» (1939–1941) и журнала «Portfolio Magazine» (1949–1951). В 1945 выпустил книгу «Балет», в которую вошли фотографии, снятые им в 1935–1937 во время гастролей труппы Ballet Russe de Monte-Carlo в Америке (приз Американского института графических искусств). Получил премию Американского общества журнальных фотографов (1954, Robert Levitt Award).
Преподавал, выступал с лекциями в университетах и колледжах. С 1933 вел курс профессионального дизайна и фотографии в классе «Лаборатория дизайна», открытого сначала в Филадельфии, с 1936 – в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке, позже – в Йельской школе дизайна, Американском институте графики и в классах фотостудии Ричарда Аведона. Многие его ученики стали в Америке известными фотографами (Аведон, Мэрвин Исраэль, Лилиан Бассман, Брюс Дэвидсон, Ирвинг Пен, Арт Кейн) и художественными редакторами (Отто Сторч, Генри Волф).
Пожар на собственной ферме в Пенсильвании (1954) уничтожил архив и негативы фотопленок. Конец жизни художника сложился драматически: смерть жены, болезни, алкоголизм, психиатрическая клиника. В 1967 вновь переехал во Францию. Последние два года провел у брата в Ле-Торе, близ Авиньона (деп. Воклюз); похоронен на местном кладбище.
В 1971 посмертно получил степень доктора Филадельфийского художественного колледжа; в 1972 там состоялась мемориальная выставка «А. Бродович и его влияние», которая обошла ряд городов США и Канады. Выставки состоялись в Гранд Пале (1982) и Европейском Доме фотографии (1998) в Париже.
Библиография: |
* ХРЗ; AI 1/241, 4/209, 6/192, 7/220, 11/135, 13/161, 16/98, 17/101, 20/159, 21/162.[Некролог] // Русская мысль. 1971. 20 мая (№ 2843). Фотография в США: Каталог выставки в Москве. 1978. Сеславинский М. В. Рандеву: Русские художники во французском книгоиздании первой половины ХХ века. М., 2009. С. 154–153. Dupuy R. L. A. Brodovitch. A graphic alchemist // Gebrauchsgraphik. 1930. Bd 7 (N 1). S. 44–49. Herrick G. Alexey Brodovitch // Art and Industry. 1940. Vol. 29, Nov. P. 164–169. Ettenberg E. M. Remarkable Alexey Brodovitch // American Artist. 1961. Vol. 25, Dec. P. 26–31. Porter A. Brodovitch on Brodovitch // Camera. 1968. Vol. 47, Feb. P. 6–19, 25, 45. Hurlburt A. F. Alexey Brodovitch: the Revolution in Magazine Design // Print. 1969. Vol. 23, Jan. P. 55–59. Alexey Brodovitch and his influence: [Catalogue] / Text by G. Bunker. Philadelphia College of Art. Philadelphia, S. l., 1972. Alexey Brodovitch: [Catalogue]. Grand Palais. Paris: Ministère de la Culture, 1982. Grundberg. A. Brodovitch. New York; London, 1989. Meggs Ph. B. Alexey Brodowitch // Contemporary Designers. 2nd ed. / Ed. Colin Naylor. Chicago; London: St. James Press, 1990. P. 78. Bauret, Gabriel. Alexey Brodovitch. Paris : Assouline, [1998]. Purcell, Kerry William. Alexey Brodovitch. London: Phaidon Press, 2002. Alexey Brodovitch // Iconofgraphics. Alexey Brodovitch // Wikipedia. Фотоальбомы: Ballet: 104 photographs by Alexey Brodovitch / Text by Edwin Denby. New York: J. J. Augustin, 1945. |
Связи: | |
География: | |
Составители: | |
Дата ввода: |
22.03.2012 |