ГЮРДЖАН Акоп Маркарович

Gurdjan (Gourdjian, Kurdjian), Hakop (Hagop)

А. Гюрджан.

5/17 декабря 1881 (Шуша Елизаветпольской губ., Нагорный-Карабах) – 23 декабря 1948 (Булонь-Бийанкур, близ Парижа). Скульптор.

Армянин. В 1889–1896 учился в реальном училище в Шуше, в 1899–1904 – в частном реальном училище Фидлера в Москве, затем – на медицинском факультете Московского университета. Некоторое время занимался скульптурой в мастерской П. П. Трубецкого. После двухлетней службы в инженерном батальоне в Баку поехал во Францию и год учился на медицинском факультете в Монпелье. В это время решил посвятить себя искусству. В 1907–1909 учился в академии Р. Жюльена у П. Ландовского, Р. Верле и А. Гребера, посещал мастерскую О. Родена.

С 1908 участвовал в парижских выставках. В числе первых работ – рельефы «Пахота» и «Армянские крестьянки» (оба – 1910), скульптура «Беженки» (1912), портреты М. Горького (бронза, 1911 и 1914) и Л. Н. Толстого («Мыслитель», бронза, 1913).

В начале 1915 вернулся в Москву. Создал бюсты А. Н. Скрябина, С. В. Рахманинова, Ф. И. Шаляпина, Бетховена. Участвовал в выставках «Свободное творчество» (М., 1915–1916) и «Мир искусства» (Пг., 1916).

Весной 1919 вошел в Группу скульпторов нового искусства при Московском профессиональном союзе скульпторов-художников. В 1918–1920 вместе с С. С. Алешиным и С. В. Кольцовым проектировал памятник К. Марксу на Театральной площади в Москве (не осуществлен), исполнил бюст А. В. Луначарского и безуспешно добивался разрешения портретировать В. И. Ленина, с которым познакомился еще в 1912 в Париже. В 1921 работал над памятником М. В. Врубелю, глиняная модель которого разрушилась от сырости в неотапливаемой мастерской.

Весной 1921 с помощью Луначарского уехал в Париж вместе со своей второй женой Татьяной Робертовной, урожд. Эрихсон (дочерью художницы Н. Я Эрихсон). Создавал сюжетные скульптуры и рельефы, используя приемы ар деко («Леда», 1922; «Саломея», 1923) и кубизма («Пьета», «Коррида»), делал портреты (бюсты М. Сарьяна, 1927; Г. Якулова, 1928; С. А. Кусевицкого, С. П. Дягилева, И. Д. Сургучева; фигура С. Лифаря, 1927).

В 1924 провел персональную выставку в галерее Kingor в Нью-Йорке, в 1926 – ретроспективную выставку в галерее Charpеntier в Париже, в 1932 – выставку в собственном ателье. Участвовал в Выставке французского искусства в Японии (1927) и выставке группы армянских художников «Ани» в Париже, Брюсселе и Антверпене (1928), выставках русского искусства в Брюсселе (1928), Белграде (1930), Париже (La Renaissance, 1932) и Праге (1935), парижских выставках «Танец в пластическом искусстве» (1936) и «Русский балет С. П. Дягилева» (1939).

В 1930-е вернулся к классическому реализму: «Молодость, или Плоть» (1933), «Кариатида» (1935). Создал проект памятника «Воинам-армянам, погибшим в Первую мировую войну» (не осуществлен). Часто исполнял фигуры животных. Работал в бронзе и граните.

С 1933 входил в художественную секцию Союза деятелей русского искусства во Франции. В 1937 по заданию Пушкинского комитета совместно с архитектором И. И. Фидлером работал над проектом памятника А. С. Пушкина для Парижа (не осуществлен).

Похоронен на Новом кладбище в Булони. В 1952 в Париже была издан альбом его произведений, составленный известным французским критиком М. Готье. Около 400 работ и архив скульптора хранятся в Государственной картинной галерее Армении в Ереване, куда они поступили от его вдовы (во втором браке Т. А. Аракелян) и других родственников. В 1955 вдова подарила городу Парижу бюст Л. Н. Толстого (1913), который был установлен на площади, носящей имя писателя (16-й район). В 1981 в Ереване состоялась мемориальная выставка в связи со 100-летием со дня рождения скульптора. В том же году в Армении вышел 20-минутный документальный фильм о скульпторе (автор сценария Э. Апинян, режиссер Л. Погосян).

Библиография:

* РЗФ; ХН СССР 3/260; ХРЗ; Bénézit-1 4/517; Vollmer 2/339.

Сургучев И. А. Гюрджан // Новая студия. 1912. № 1. С. 2.

Иллюстрированная Россия (Париж). 1937. № 20. С. 8–9.

Русская мысль (Париж). 1948. 31 дек. (№ 98); 1949. 14 янв. (№ 102).

В-ин Вл. Памятник Льву Толстому в Париже // Возрождение (Париж). 1955. № 48. С. 132.

А. А. Акоп Гюрджан. К десятилетию его смерти // Русская мысль (Париж). 1959, 12 февраля.

Измайлова Т. А., Айвазян М. А. Искусство Армении. М., 1962. С. 158, 162–164.

Акоп Гюрджан: Альбом. Ереван, 1966.

Игитян Г. А. Гюрджан // Искусство. 1966. № 10. С. 37–43.

Минасов Р. Страницы жизни и творчества скульптора Гюрджана // Искусство. 1971. № 1. С. 35–38.

Дрампян Р. Г. А. Гюрджан. Ереван, 1973 (библиогр., список произв.).

Акоп Гюрджан. 1881–1948: Каталог выставки к 100-летию со дня рождения / Сост. И. С. Бадалян. Ереван, 1982 (библиогр.).

Арзуманян А. Скульптор Акоп Гюрджан // Огонек. 1982. № 50. С. 28–29.

Gauthier М. Gurdjan. Paris, 1952.

Библиотека
сайта:
Произведения:
Приложения:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

29.03.2012