БЕНУА (Бенуа-Конский) Альберт Александрович
Benois A. A.
11 июня 1888 (С.-Петербург) – 13 августа 1960 (Париж). Архитектор и акварелист.
Представитель знаменитой династии художников и архитекторов. Сын и ученик акварелиста Александра Александровича Бенуа (Конского) (1852–1928), внучатый племянник академика архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа. В 1906 окончил петербургскую гимназию К.И. Мая, в 1907 поступил в Институт гражданских инженеров (до 1916 числился студентом специального отдела архитектурного отделения; сведений об окончании курса нет).
В 1910 вместе с женой, художницей Маргаритой Александровной Бенуа (урожд. Новинской), поселился в Париже. Поступил в Специальную школу архитектуры, работал в мастерских Анри Зоа и Пьера Виньяла. По окончании школы путешествовал по Италии, Франции и Корсике, исполнял акварельные пейзажи, которые подписывал: Albert A. Benois или Albert A. Benois Konsky. С 1923 выставлялся в салонах: Осеннем и Независимых. В 1925 показал архитектурные проекты церквей на Международной выставке декоративных искусств в Париже. Участвовал в выставках русского искусства в Брюсселе (1928), Белграде (1930) и Париже (La Renaissance, 1932), Праге (1935). Провел персональные выставки в галереях J. Charpentier (1924 и 1925), G. Petit (1929), V. Girchman (1931) и парижском Американском клубе (1929).
С 1930-х занимался в основном церковным строительством и религиозной живописью. В 1937 построил храм-памятник на русском воинском кладбище в Мурмелоне-ле-Гран близ Реймса, куда ежегодно совершается паломничество в память русских воинов, погибших во Франции в Первую мировую войну. Построил и расписал церковь Успения Божьей Матери на кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа, освященную в 1939. Церковь и окружающий ее ансамбль – звонница, дом священника, стена, ворота, крипта – выполнены в псковско-новгородском стиле конца XIV–начала XV века. Консультировал проект русской церкви в Бизерте (Тунис). Автор икон для иконостаса и росписей алтарной части храма святителя Николая в Бари (начало 1950-х, совм. с женой), нескольких икон храма Иконы Божьей Матери Всех Скорбящих Радости в Ментоне (1950-е), православной церкви в Сан-Ремо (Италия), фресок в старческом доме в Монморанси. Вместе с женой расписал нижний храм при кафедральном соборе св. Александра Невского в Париже. Построил также несколько доходных домов в Париже и вилл в его окрестностях.
Создал эскизы более ста крестов и надгробий на кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа, в том числе памятника галлиполийцам (копия памятника, возведенного в Галлиполи, Турция), надгробий И. А. Бунина, Д. С. Мережковского, З. Н. Гиппиус и И. С. Шмелева.
Был членом Союза деятелей русского искусства (1920–1930-е), Центрального Пушкинского комитета в Париже (1935–1937). Входил в общество «Икона» и был постоянным участником его выставок. Входил в приходской совет собора св. Александра Невского и в правление Общества охранения русских культурных ценностей (с 1947), был членом Комитета по охране памятников русским воинам, павшим на французском фронте в Сен-Илер-ле-Гран (деп. Марн, 1950) и Комитета по охране и поддержанию могил на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. В 1948–1949 читал лекции по истории искусства в Русской школе изящных искусств и Кружке имени Андрея Рублева.
Как зодчий церкви Успения Божьей Матери, похоронен в крипте храма в Сент-Женевьев-де-Буа.
Библиография: |
* Икона 1/196-198; РЗФ. Б.-Б. Н. [Брешко-Брешковский Н.] Альберт Бенуа-Младший // Театр и жизнь (Париж). 1930. № 22. С. 11. (см. Приложение). С. В. Выставка Альберта А. Бенуа // Мир творчества. 1931. Дек. С. 6. Новое русское слово (Нью-Йорк). 1960. 21 авг. (№ 171331). Анненков Ю. Памяти Альберта Александровича Бенуа // Возрождение (Париж). 1960. № 105. С. 107–110. Русская мысль (Париж). 1963. 10 авг. (№ 2032); 1965. 12 авг. (№ 2346). Антонов В. В., Кобак А. В. Русские храмы и обители в Европе. СПб., 2005 (указ.).П Патриаршье подворье святителя Николая Чудотворца в Бари. История. Убранство. Миссия / Состав.: о. Андрей Бойцов и Михаил Талалай. М.: Индрик, 2013. Альберт Александрович Бенуа // Бенуа–Лансере–Серебряковы. Albert A. Benois. Italie / Préface de L. Réau: [Catalogue]. Galerie G. Petit. Paris, 1929. Revue de l’art ancien et moderne. 1930. Vol. 57, Févr. P. 66. Пиколло Л. Альберт А. Бенуа // Russi in Italia. |
Произведения: | |
Приложения: | |
Связи: | |
География: | |
Составители: | |
Благодарности: |
Вадиму Юрьевмчу Жукову за ценные уточнения. |
Дата ввода: |
22.03.2012 |