ЦЕРКОВЬ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ. Сан-Ремо, Италия
Chiesa russa di San Salvatore
С середины XIX века Сан-Ремо славился как прекрасный курорт «с теплым и ровным климатом», особенно полезным для страдающих легочными заболеваниями. «Открыл» курорт российский вице-консул барон Борис Икскуль, в 1858 в нем обосновавшийся. На итальянской Ривьере зиму 1874–1875 провела императрица Мария Александровна, супруга Александра II, которая в знак благодарности подарила городу пальмы для нового приморского бульвара. Городские власти назвали его бульваром Императрицы, и это название сохранилось доныне. «Он обсажен пальмами и служит любимым местом прогулок иностранцев», — сообщал путеводитель.
В связи с пребыванием в Сан-Ремо Марии Александровны русская пресса так писала о нем: холмы и долины «густо покрыты оливковыми, апельсинными, фиговыми и гранатовыми деревьями, представляющими своею разнообразной разноцветной зеленью прелестный контраст с разбросанными по долам и холмам пестрыми виллами, домами с башнями, и с новым городом, расположенным вдоль морского берега, между тем, как старый город расположен на холме… всю эту картину покрывает небесный свод самого чистого темно-голубого неба».
Вслед за императрицей в Сан-Ремо на зимние месяцы стала приезжать русская знать, в том числе и члены Дома Романовых. Часть своей последней зимы провел на курорте тяжело больной поэт А. К. Толстой. В 1895 здесь безуспешно лечился и умер от туберкулеза двадцатилетний вел. кн. Алексей Михайлович. В 1890-х на вилле «Флора» не раз отдыхал его старший брат — вел. кн. Сергей Михайлович, которому, наряду с императрицей Марией Александровной, позднее приписывалась идея создания русского храма. Многие знатные люди — Олсуфьевы, Шереметевы, Багратион-Мухранские, Демидовы, Оболенские, Апраксины, Абамелек-Лазаревы и другие имели на курорте свои постоянные зимние дачи. Некоторые русские курортники навсегда поселялись в Сан-Ремо, где в связи с этим появились русская баня, пекарня и аптека.
К концу XIX века мысль о постройке церкви окончательно утвердилась в русской колонии, но дело, как обычно, откладывалось из-за отсутствия средств. Поддержку оказал вел. кн. Сергей Михайлович. Первая церковь была домовой, находилась на вилле «Глория», принадлежавшей Екатерине Алексеевне Челищевой, и подчинялась храму в Ницце. Она была освящена в 1896 с использованием антиминса бывшей походной церкви в Ментоне. Два года спустя было получено разрешение освятить постоянный престол во имя св. Екатерины, как того хотела Анна Михайловна Стрекалова, дочь покойной Челищевой, в память своей матери.
В 1900 владелица продала свою виллу за 100 тыс. франков монахине Вере (Гуриной), устроившей в ней небольшой, частично благотворительный приют-санаторий для взрослых и детей, слабых и выздоравливающих после тяжелых болезней, которым руководили русские монахини — сестры милосердия. Вероятно, купить виллу помог вел. кн. Михаил Николаевич в память об умершем в ней сыне. 24 ноября 1900 в здании виллы-приюта после ремонта была освящена Екатерининская церковь, где русская колония молилась до постройки нового храма. Окормлять эту церковь приезжал причт из Ниццы.
Лишь в 1910 образовался попечительный комитет во главе с бывшим обер-прокурором Синода сенатором В. К. Саблером, который в 1882, болея, полгода провел в Сан-Ремо. По его словам, «он лично видел, насколько необходима церковь в городе, посещаемом многими тысячами православных больных». В Синод постоянно поступали жалобы, что «крайне тягостным является отсутствие возможности иметь… духовное утешение в церковных службах». На начальном этапе широкую деятельность развернула постоянно жившая на Ривьере А. М. Суханина, литератор и общественная деятельница.
В 1911, благодаря Саблеру, дело о храме ускорилось. Указом от 1 марта 1912 Николай II утвердил строительный комитет, разрешив «…производить в России повсеместный сбор пожертвований» и выделив 2 тыс. руб. из собственных средств. В состав комитета вошли дипломаты, русские из Сан-Ремо и настоятели некоторых зарубежных церквей: прот. Николай Аквилонов (Ментона), прот. Николай Остроумов (Копенгаген), прот. Владимир Левицкий (Флоренция), посол в Риме А. Н. Крупенский, консул в Генуе кн. А. А. Гагарин, нештатный вице-консул в Сан-Ремо Г. Э. Тилло. Вице-председателем комитета был выбран постоянно живший в городе гр. Б. С. Шереметев. Однако душой всего дела стал гр. Виктор Иосифович Таллевич из русско-румынской семьи. Он и его супруга позднее одолжили комитету крупную сумму, позволившую довести строительство до успешного конца.
В мае 1912 комитет приобрел за 18 тыс. франков на имя Таллевича участок в центре города, напротив железнодорожного вокзала, в самом начале бульвара Императрицы. Прот. Николай Аквилонов 26 ноября 1912, в присутствии многочисленных горожан, совершил закладку церкви во имя Христа Спасителя, вмч. Екатерины и прп. Серафима Саровского. Строительные работы вела фирма Вернасса. Всего три месяца заняло возведение железобетонного каркаса здания генуэзской фирмой «Канневале и Деллепиане» под руководством инженера Франческо Малакрида.
К концу 1913 постройка была готова лишь вчерне, но, чтобы не оставить соотечественников без рождественского богослужения, было решено освятить недостроенный храм. Синод прислал в Сан-Ремо епископа Владимира (Путяту), совершившего 10 декабря, в сослужении русского духовенства из Ниццы, Канн, Ментоны и Рима, освящение, на которое собрались представители русского дипломатического корпуса, местных властей и русская колония. Из Ниццы на торжество прибыл церковный хор.
Эскизный проект храма безвозмездно разработал петербургский зодчий А. В. Щусев, которого об этом, возможно, попросила его двоюродная сестра А. М. Суханина. Так как в Сан-Ремо Щусев не приезжал, все рабочие чертежи выполнил (тоже бесплатно) местный архитектор Пьетро Агости при участии инженера Антонио Торнатори. Агости не только детализировал проект, но и наблюдал за сооружением здания.
Создавая проект, Щусев вдохновлялся московским зодчеством XV–XVII веков. Храм почти кубического объема имеет высоту около 50 м. Его краснокирпичные стены украшены декоративными крестами и изразцами, трехчастные окна — балясинами из песчаника. Венчают здание три ряда кокошников, создавая переход к компактно решенному пятиглавию. Крыша и малые купола на высоких барабанах покрыты граненой полихромной черепицей. На полукруглой апсиде и на невысоком притворе возвышается небольшой купол с главкой и крестом сложной формы. С южного фасада примыкает одноярусная колокольня — восьмерик на четверике с шатровым завершением, декорированном майоликой. Колоколов предполагалось поднять пять, но в итоге пока их только два (присланы в дар из Черногории).
Очевидец назвал храм «величественным памятником в византийском стиле», который производит «впечатление особенной легкости, как бы парящий к небесам пятью главами, сверкающими позолотой и многоцветными красками». Интерьер окончен не был, но его стены в наши дни украшают несколько пожертвованных старых икон: свт. Николая Чудотворца, Нерукотворного Спаса в серебряном окладе, Толгской Божией Матери, Божией Матери «Утоли моя печали».
Церковь, приписанная к ментонскому храму, была освящена за несколько месяцев до начала Первой мировой войны, в которой участвовала и Италия. Первый настоятель — иером. Варсонофий из Александро-Невской лавры, после начала войны не вернулся в Сан-Ремо. Постоянные богослужения возобновились лишь в 1922, когда на помощь общине пришел настоятель русской церкви во Флоренции о. Михаил Стельмашенко. Он создал «Комитет попечения о духовных нуждах православного населения Сан-Ремо и его окрестностей». После него служили: прот. Владимир Поляков (1929–1935) и иером. Каллист (Подзолов, 1935–1945). В то время русская колония стала быстро терять свое былое значение. Сильно изменился и ее состав — место аристократов и состоятельных людей заняли обездоленные беженцы.
После Второй мировой войны богослужения в храме, который до сих пор находится в юрисдикции Западноевропейского экзархата Вселенской Патриархии, попеременно совершали приезжие русские священники из Флоренции, Ментоны и Рима. Положение прихода осложнилось судебным процессом, который в 1953 начал Таллевич, потребовавший вернуть ссуженные некогда деньги. Процесс длился тринадцать лет и закончился в пользу общины: она сумела доказать, что граф давно вернул одолженную сумму благодаря доходам от церкви, участка и церковного дома.
После ремонта, проведенного в 1946–1947 на средства муниципалитета (в 1940 в здание попала бомба), церковь в 1961 была объявлена памятником искусства. Городские власти неоднократно пытались приобрести здание, чтобы устроить внутри музей, библиотеку или иное культурное учреждение. Православным, однако, удалось отстоять храм, положение которого упрочилось после получения приходом в 1966 статуса юридического лица. Большая заслуга в налаживании приходской жизни принадлежала покойному ныне прот. Иоанну Янкину из Ниццы, который с 1963 по 1996 приезжал служить в храме. К сожалению, в этот период воры дважды крали ценные иконы и лампады.
Богатый наружный вид церкви резко контрастирует со скромным интерьером, освещаемым окнами с цветными стеклами. Только в 1994 община пригласила из Парижа русского художника А. М. Молчанова, поселив его при церкви. Он написал образа для нового четырехъярусного, белого с позолотой иконостаса, сделанного Изакко Агрифольо и заменившего прежний, весьма скромный, а также иконы, развешанные по стенам. Некоторые из них украшены басмой и эмалью. Стены все еще остаются без росписей; они окрашены в светло-зеленый цвет, купол — в голубой. В нем изображен Господь Вседержитель.
Некоторое время назад в крипте церкви размещался интересный мемориал. Там в 1921 был торжественно похоронен черногорский король-изгнанник Николай I из династии Петрович-Негошей, а спустя два года — его супруга Милена (в 1952–1970 прах королей находился в итальянском имении их внучки — кн. Иоланды Савойской). В 1970 сюда же был перенесен и прах дочерей: Веры (ум. 1927) и Ксении (ум. 1960). Внук Николая, бывший король Италии Умберто II, проживавший после войны в изгнании, дал средства на семейный саркофаг из черного мрамора. Общий проект королевской усыпальницы исполнил Дж. Гвидичини, главный инженер Сан-Ремо.
Во время распада Югославии в Черногории возникло движение за возвращение королевских останков на родину. 29 сентября 1989 четыре гроба были в торжественной обстановке вынесены из крипты и отправлены в семейную усыпальницу в Цетинье. В том же году у входа в церковь были установлены бюсты итальянской королевской четы — Виктора-Эммануила III и Елены Черногорской, дочери Николая (Е. Монти по модели Ф. Джонсона).
Следует напомнить, что две другие дочери Короля — «черногорки» Милица и Анастасия вышли замуж за вел. кнн. Николая Николаевича и Петра Николаевича и играли значительную роль при русском дворе. В настоящее время в крипте, отреставрированной в 2000 черногорским правительством, стоит лишь кенотаф, бюст короля Николая I и развернута мемориальная экспозиция, рассказывающая о Доме Петрович-Негошей, с мраморными памятными досками на стенах. Здесь же висят две старинные иконы и большой современный образ свт. Николая.
В 1925–1973 старостой прихода была М. А. Ефремова (в замужестве Стенсфильд), которая устроила на своей вилле Девашан настоящий центр русской культуры. Несколько десятилетий прихожанкой состояла киноактриса Анастасия фон Герцфельд (ум. 1998), родом из Петербурга, снимавшаяся под псевдонимом Ася Норис. В состав очень небольшой общины входят несколько русских и православные других национальностей (итальянцы, сербы, румыны, арабы). Содержится здание за счет входной платы для туристов и продажи сувениров.
Русская церковь — один из самых значительных памятников Сан-Ремо. Когда Министерство связи Италии решило выпустить почтовую марку, посвященную городу, на ней был изображен именно этот храм. В 1990 в притворе повешена мраморная доска о его истории с текстом на русском и итальянском языках.
К церкви приписана Никольская часовня, построенная в 1906–1908 по инициативе О. П. Котеневой и по проекту А. Б. Кауфмана (?), на городском приморском кладбище Фоче. До 1922, а также в годы Второй мировой войны она использовалась как церковь. В крипте часовни — 10 могил, в том числе кн. Н. В. Урусова, российского посла в Риме А. Г. Влангали, петербургского архитектора А. Н. Векшинского. Около часовни погребены: гр. А. А. Мусин-Пушкин, гр. Е. С. и А. А. Олсуфьевы, гр. Таллевичи, врач-мореплаватель А. С. Боткин (брат лейб-медика Николая II), и многие другие выходцы из России. С 1950-х русских стали хоронить на кладбище Армея.
Адрес: Corso Imperatrice, 60, Corso Nuvoloni, I-18038 San Remo
Библиография: |
* РГИА. Ф. 796. Оп. 191 (6 отд. 1 ст.). Д. 285. Л. 12; Ф. 797. Оп. 82 (2 отд. 3 ст.). Д. 328; Оп. 96. Д. 155. Л. 1–3; Оп. 184. Д. 5338; ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 90. Д. 7. * Сан-Ремо. Церковный архив. Indicateur pro San Remo, 1913. № 630. Церковная правда. (Берлин). 1913. № 2. С. 47–48; 1914. № 2. С. 57–59. Ferrari G. Chiese antiche di San Remo. San Remo. 1965. P. 272–275. Cazzola P. I russi a San Remo tra Ottocento e Novecento. San Remo. 1990. Россия и Италия. Вып. 2. М., 1996. С. 77–78; Вып. 5. М., 2003. С. 68–69. Бомбардир. 2001. № 14. С. 103–104. Русско-итальянский архив (Салерно). 2002. № 2. С. 407–440. Талалай М. Г. Сан-Ремо. Церковь Христа Спасителя // Русские храмы и обители в Европе / Авт.-состав. В. В. Антонов, А. В. Кобак. СПб.: Лики России, 2005. С. 154-157. Талалай М. Русская церковная жизнь и храмостроительство в Италии. СПб., 2011. Церковь в честь Христа Спасителя, Великомученицы Екатерины и преподобного Серафима Саровского в Сан-Ремо // Русское православие в Италии: Страницы Михаила Талалая. |
Приложения: | |
Связи: | |
География: | |
Составители: | |
Источник: |
Русские храмы и обители в Европе / Авт.-состав. В. В. Антонов, А. В. Кобак. СПб.: Лики России, 2005. |
Благодарности: |
Assia Inches за предоставленные фотографии. |
Дата ввода: |
27.12.2011 |