ГРИЩЕНКО Алексей Васильевич

Gritchenko, Alexey (Hryshchenko, Oleksa)

А. В. Грищенко. Праиж, 1921 (?).

17 марта 1883 (Кролевец Черниговской губ., ныне Сумская обл., Украина) – 31 января 1977 (Ванс, близ Ниццы). Живописец, художественный критик и мемуарист.

Из семьи банковского служащего, рано ушедшего из жизни. По желанию матери, на попечении которой осталось десять детей, окончил семинарию в Чернигове. Аттестат зрелости получил в Полтаве, сдав экзамен за курс гимназии. В 1905–1912 учился в университетах С.-Петербурга, Киева, Москвы и получил диплом биолога. Жил в основном в Москве. Рисунком и живописью занимался в частных студиях С. И. Светославского в Киеве (1906–1908), К .Ф. Юона и И. О. Дудина (1909–1910), П. П. Кончаловского и И. И. Машкова (1911–1912) в Москве. В 1911 побывал в Париже, в 1912 ездил по городам России, изучая древнерусскую живопись; в 1913–1914 путешествовал по Италии.

Писал импрессионистские пейзажи, экспериментировал в духе кубизма и фовизма, использовал приемы и образы русской иконы, украинского лубка, итальянской фресковой живописи. Участвовал в выставках: Нового общества художников (7-я, СПб., 1910), обществ «Бубновый валет» (М., 1912) и «Союз молодежи» (СПб., 1913, 1914), выставках «Свободное искусство» (М., 1913/1914), «Выставка живописи 1915 г.» (М., 1915), левых течений в искусстве (Пг., 1915), Современной русской живописи (Пг., 1916/1917) и др.

Выступал с полемическими докладами, статьями и брошюрами по вопросам искусства. Критиковал современных ему художников (особенно русских последователей кубизма) за подражательность и низкую профессиональную культуру.

В начале войны был мобилизован, но на фронт не попал и продолжал занятия искусством. В мае 1917 вошел в совет Профессионального союза художников-живописцев Москвы (Сожив), в 1918 – во Всероссийскую коллегию по делам музеев и охраны памятников старины. Организовал вывоз из прифронтовой полосы картин старых мастеров из собрания князей Барятинских. В 1919 преподавал в ГСХМ. Участвовал в выставках обществ «Мир искусства» (М., декабрь 1917), Сожив (М., 1918), «Свободное творчество» (М., 1918), в Выставке современной живописи и рисунка (Пг., 1918); выставлялся в Рязани, Витебске и Казани.

Разрабатывал живописный метод «цветодинамос», основанный на научных представлениях о природе цветового восприятия. Летом 1919 вместе с А. В. Шевченко, при участии студентов ВХУТЕМАСа, провел в Москве выставку «Цветодинамос и тектонический примитивизм» (12-я Государственная выставка); опубликовал в каталоге выставки одноименный манифест (за подписью Грищенко и Шевченко) и свою теоретическую статью «Цветодинамос».

Осенью 1919 выехал в Киев, затем в Севастополь, откуда перебрался в Константинополь, где познакомился и нашел дружескую поддержку архитектора-художника Л. Р. Сологуба. Писал виды старого города и византийских памятников; 66 акварелей приобрел американский ученый Т. Уиттимор, проводивший реставрационное обследование храма св. Софии и мечети Кахрие-Джами. В апреле 1921 выехал в Грецию. Создал пейзажи Дельф, Коринфа, Мистры; устроил выставку в Афинах.

Осенью 1921 через Марсель прибыл в Париж. В феврале 1922 провел в галерее J. Povolotzky выставку «Голубой и розовый Константинополь», которая была поддержана статьей А. Левинсона в «Comoëdia». В 1923 снова побывал в Афинах и устроил там вторую выставку. Вернувшись в Париж, начал продавать работы при посредничестве Л. Зборовского и П. Гийома. Первую большую покупку – 17 пейзажей Греции – сделал американский коллекционер Альберт Барнес. К концу 1920-х приобрел известность и материальный успех.

В 1927 женился на француженке Lilas Lavelaine de Maubeuge. Жил в Париже и Кань-сюр-Мер (1927–1942), два года провел в Испании (1934–1935), выезжал для работы в Ментону (летом и осенью 1925–1938), в Сен-Жан-де-Люс (осенью 1945–1949), в Овернье (летом 1943–1960), в Страну Басков (зимой 1950–1960), в Италию (весной 1957–1959). Писал в основном пейзажи.

Провел персональные выставки в Париже: в галереях Dominique (1923), Percier (1925), H. Bing (1926), К. Granoff (1926), Van Leer (1927), Druet (1929, 1930, 1933, 1936), Parvillée (1945), de l’Elysée (1947), A. Weil (1950), Bernheim-June (1957, ретроспективная), de l’Art Moderne (1962), в Мадриде (1934), Барселоне (1935), Стокгольме, Гётеборге (1937), Лиможе (1943, 1944), Страсбуре (1951, 1953, 1955), Кань-сюр-Мер (1960, ретроспективная), Торонто (1960).

Выставлялся в Осеннем салоне (с 1923; член салона с 1931), салоне Тюильри (1945, 1947) и салоне Независимых (1946–1949). Участвовал в 1-й Русской художественной выставке в Берлине (1922), выставках русского искусства в Брюсселе (1928), Париже (V. Girchman, 1929; La Renaissance, 1932) и Праге (1935), в русском отделе выставки «Современное французское искусство» в Москве (1928). В 1953 работы экспонировались в лондонской галерее Redfern на выставке «Русские художники-эмигранты в Париже».

Был одним из активных деятелей Парижской группы украинских художников, поддерживал тесные связи с Ассоциацией независимых украинских художников (АНУМ) во Львове. Участник выставок парижских украинцев во Львове (1931, АНУМ; 1933) и Париже (1932). В 1934 АНУМ выпустила посвященную его творчеству книгу с текстом П. Ковжуна, в 1937 во Львове состоялась персональная выставка. Выпустил мемуары на французском и украинском языках. В 1958 Американский украинский институт в Нью-Йорке устроил ретроспективную выставку, посвященную 75-летию художника. В 1963 при институте был создан Фонд Грищенко.

Похоронен на кладбище в Вансе. В 1977 мемориальная выставка прошла в Торонто. Архив и значительная часть художественного наследия хранились в Американском украинском институте. В 2006, согласно его завещанию, эта коллекции была передана в Национальный художественный музей в Киеве. Представлен также в Национальном музее современного искусства в Париже, Королевском музее Копенгагена, Королевском музее Брюсселя, Музее современного искусства в Мадриде, музеях Львова, Страсбура, Осло, Стокгольма, Монреаля, Бостона и Филадельфии, в ГРМ и ГТГ.

Библиография:

* Неизвестная Россия, 362–366; СХУ; ХН СССР 3/199; AI 1/643, 2/560, 3/614, 6/489, 7/552, 15/442.

Р-въ А. [Ростиславов А.]. Доклад в Троицком театре // Речь. 1913. 4 мая.

Тугендхольд Б. Pro Doma Nostra // Аполлон. 1915. № 2. С. 78–79.

Лопатин Б. А. Грищенко. Вопросы живописи // День. 1915. 15 окт.

Ан. Ост. Итоги Государственных выставок // Искусство. 1919. 2 авг. (№ 7). С. 1–2.

Печать и революция. 1922. № 2. С. 373–374; 1928. Кн. 7. С. 134.

Левинсон А. Из выставочных впечатлений // Последние новости. 1926. 7 ноября (№ 2055). С. 3.

Moзалевський I. Артист-маляр О. Грищенко // Украïнськi вiстi (Париж). 1927. № 18. С. 3.

Moзалевський I. Украïнськi артисти на паризьких виставках: (О. Грищенко) // Украïнськi вiстi. 1927. № 33. С. 3.

Красная панорама. 1928. № 46. С. 11–12.

Советское искусство за 15 лет: Материалы и документы / Под ред. И. Л. Маца. М.; Л., 1933. С. 117–120.

Ковжун П. Олекса Грищенко. Львiв, 1934 (на укр. яз.).

А. Ш. По выставкам // Русская мысль. 1962. 15 дек. (№ 1930). С. 7.

А. В. Шевченко. Сборник материалов / Сост. Ж. Э. Каганская и др. М., 1980 (указ.).

Вздорнов Г. Русские художники и византийская старина в Константинополе // Творчество . 1992. № 1.

Сусак В. Наследие А. Грищенко // Творчество. 1992. № 2.

Сусак В. Цареградские акварели Алексея Грищенко // Пинакотека (Москва). 1999. № 8–9. С. 80-82

Сусак В. «Цветодинамос» Алексея Грищенко // Русский кубофутуризм. СПб., 2002. С. 120–130.

Русский Париж 1910–1960. ГРМ: Альманах. Вып. 35. СПб., 2003. С. 186–187.

Черняков Б.І. Олекса Грищенко в пам’яті Кролевця: Листи Михайла Коцюбинського з приватного архіву; Біобібліографія / Академія наук вищої школи України, Відділення масової комунікації. – Київ., 2004. (Кролевець і Кролевеччина; Вип. 3).

Крусанов А. В. Русский авангард. Боевое десятилетие. В 3-х тт. Т. 1. Кн. 1, 2. М., 2010. (Указ.).

Сусак В. Воспоминания Алексея Грищенко как источник по истории Ecole de Paris // Искусство Восточной Европы. Т. 3. Польские и русские художники и архитекторы в художественных колониях за границей и в политической эмиграции. 1815‒1990 / Польский институт исследования мирового искусства. Warszawa–Toruń, 2015. С. 271‒278.

A. Gritchenko. Painting. 1920–1958: [Catalogue]. New York, 1958.

A. Gritchenko. Rétrospective. 1920–1960: [Catalogue]. Cagnes, 1960.

Gritchenko. Sa vie, son œuvre / Textes de R. Charmet, P. Fierens, J. Devoluy, S. Hordinsky, M. Phillips. Paris: Quatre Vents, 1964.

А. Gritchenko. 1883–1977: [Catalogue]. Focus Gallery. Toronto, 1977.

Susak V. Ukrainian Artists in Paris. 1900–1939. Kyiv, 2010. P. 98-105.

Сочинения:

О связях русской живописи с Византией и Западом. XIII–XX вв.: Мысли живописца. М., 1913.

О группе художников «Бубновый валет» // Аполлон. 1913. № 6. С. 31–38.

Ответ С. Глаголю, А. Луначарскому и Я. Тугендхольду // Вопросы живописи. Вып. 1. М., 1915.

Как у нас преподают живопись, и что под нею надо разуметь // Вопросы живописи. Вып. 2. М., 1915.

Русская икона как искусство живописи // Вопросы живописи. Вып. 3. М., 1917.

Кризис искусства и современная живопись: По поводу лекции Н. Бердяева // Вопросы живописи. Вып. 4. М., 1917.

О влиянии немецкой культуры и искусства на русских художников: Что такое графика, что такое живопись // Вопросы искусства. Вып. 5. М., 1917.

Народная картина-лубок // Путь освобождения. 1917. 20 авг. (№ 3). С. 15–19.

Можно ли вывозить искусство за границу? // Путь освобождения. 1917. 1 окт. (№ 4). С. 20.

[Совм. с Н. Лаврским]. А. Шевченко: Поиски и достижения в области станковой живописи. М., 1919.

[Совм. с А. В. Шевченко]. Цветодинамос и тектонический примитивизм (манифест) // Каталог двенадцатой государственной выставки «Цветодинамос и тектонический примитивизм». М., 1919.

Цветодинамос // Там же.

Deux ans à Constantinople: Avec 40 aquarelles de l’auteur. Paris, 1930.

L’Ukraine de mes jours bleus. La Colombe, 1957 (на укр. яз. – Мюнхен, 1958).

Моi роки в Царгородi. 1919–1920–1921. Мюнхен; Париж, 1961 (на укр. яз.).

Мои встречи и беседы с французскими художниками. Нью-Йорк, 1964 (на укр. яз.).

Произведения:
Приложения:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

22.03.2012