ЛАГЕРКРАНЦ (урожд. Круковская) Зоя Васильевна (псевд. Зоя)
Lagercrantz (née Krukovskaya) Z. (alias Zoia)
1903 (Москва) – 22 ноября 1999 (Стокгольм). Живописец.
Из старинного дворянского рода Корвин-Круковских. В 1908 переехала с матерью в Петербург. Училась в Патриотическом женском институте. Вращалась в светских и литературно-художественных кругах, была знакома с С. А. Есениным, бывала в доме балерины Матильды Кшесинской. В конце 1917 вернулась в Москву и поступила во ВХУТЕМАС, занималась у К. С. Малевича и В. В. Кандинского.
В 1919 вышла замуж за бывшего офицера. В 1921 была арестована по подозрению в антибольшевистской деятельности и провела полтора месяца на Лубянке. После освобождения работала переводчицей в Коминтерне и вторично вышла замуж – за шведского коммуниста Карла Чельбума. В декабре 1921 при содействии Г. В. Чичерина, М. М. Литвинова и А. М. Коллонтай выехала в Швецию. Вскоре, расставшись с Чельбумом, стала женой шведского архитектора Лагеркранца.
В 1923–1926 училась в Королевской художественной школе в Стокгольме у Оскара Бьерка, по его совету стала подписывать картины: «Zoia». В 1925 приехала в Париж, занималась в академии Гранд Шомьер у Ф. Леже, брала уроки у Ц. Фужиты. В 1929 провела первую персональную выставку в галерее Bernheim и выставку в Шведско-Французской галерее искусств в Стокгольме, затем ряд выставок в Швеции, Мексике, Тунисе и Алжире.
Писала натюрморты, архитектурные пейзажи, портреты. Выполнила портреты титулованных особ: шведской королевы Сильвии, короля Марокко Хасана II, жены иранского шаха Фараха Диба, шведской и испанской принцесс. Исполнила фрески для нескольких отелей Стокгольма, зала заседаний телефонной компании «Эриксон» и здания редакции газеты «Svenska Dagbladet» в Мальмё, декоративные панно «Атлантическая песня», «Богема» и «Золушка» для океанских туристических лайнеров.
С 1960-х писала на золотой фольге. В 1970–1980-е ежегодно проводила персональные выставки в Стокгольме и Гётеборге, а также в Париже, Тунисе, Мехико, Копенгагене, Хельсинки и Осло. В этот период приезжала в СССР, побывала в Москве, Ленинграде и Тбилиси.
В начале 1982 при содействии Министерства культуры СССР провела в Москве персональную выставку, на которой показала портреты Л. И. Брежнева (композиция «Мир»), композитора А. И. Хачатуряна, академика Н. Н. Семенова, Майи Плисецкой в партии Анны Карениной, пейзажи уголков старой Москвы и натюрморты. В 1992 персональная выставка состоялась в Лондоне, в 1997 – в Париже. Представлена в Национальном музее в Стокгольме, в ГТГ и музее Большого театра в Москве.
Воспоминания художницы легли в основу книги Н. Вуколова и К. Косачева «Шведская мозаика русских судеб на фоне золота», опубликованной через десять лет после ее смерти. Художница выведена в образе главной героини романа британского писателя Филипа Сингтона (Ph. Sington) «Зоино золото» (М., 2007).
Библиография: |
* ХРЗ; SKBH. Зоя Лагеркранц. Швеция: Каталог выставки произведений. Живопись, графика / Сост. Н. Г. Галкина. М., 1981. Зоя Лагеркранц: (Комплект 12 открыток) / Текст А. Андреева. М., 1984. Сычев А. Мадам Зоя // Русский рубеж: В мире Есенина. Спец. вып. газ. Литературная Россия. 1991. № 3. С. 12. Вуколов Н., Косачёв К. Шведская мозаика русских судеб на фоне золота. М., 2009. Zoia. Finskt-Svenkst Kunstcentrum: [Catalogue] / Text: A. Clason. Helsinki, 1990. Zoia. Golden Рaintings: [Catalogue]. The Mall Galleries. London, 1992. Zoia: [Catalogue]. Prins Eugens Waldemarsudde. [Stockholm], 1995. |
Приложения: | |
Связи: | |
География: | |
Составители: | |
Дата ввода: |
11.04.2011 |