ГОЛЫШЕВ Ефим
Golyscheff, Jef
8/20 сентября 1895 или 1897 (Херсон, ныне Украина) – 25 сентября 1971 (Париж). Живописец и график, музыкант и композитор, инженер-химик.
В 1902 начал обучаться игре на скрипке у Л. Ауэра и вскоре в качестве солиста участвовал в турне Одесского симфонического оркестра по России, Румынии и Польше. Одновременно занимался рисованием в Одесском художественном училище.
В 1909 уехал в Берлин. Изучал теорию музыки и композицию в консерватории Штерна. С 1911 концертировал в Германии как скрипач и дирижер и в тоже время изучал химию. В 1912–1913 посетил с концертными турне Египет, Индию, США, Бразилию и другие страны. В 1914 сочинил «Струнное трио», в котором применил принципы додекафонии. В последующие десять лет, оставив карьеру исполнителя, сосредоточился на композиции, писал камерную, оркестровую и оперную музыку. Состоял в переписке с А. Шёнбергом, Р. Штраусом, А. Веберном и Ф. Буззони.
По окончании Первой мировой войны увлекся идеями В. В. Кандинского, который был другом его отца, и обратился к художественному творчеству. Создавал абстрактные и фантастические живописные композиции, пронизанные наивным юмором, характерным для детского творчества. Занимался мелкой пластикой, изготовлением игрушек, исполнял эскизы для художественно-прикладных изделий и архитектурные проекты. Часто демонстрировал автопортрет из кусков сигаретных коробок, спичек и хлебных корок.
Поддерживал дружеские связи с художниками Л. М. Лисицким и А. П. Архипенко, с композитором Х. Эймертом, с писателями Ф. Кафкой и Т. Манном. В 1918–1922 входил в берлинский «Рабочий совет искусств» («Arbeitsrat für Kunst») и «Клуб Дада». Вместе с Р. Хаусманом и Р. Хюльзенбеком написал манифест «13 основ дадаизма, или Что есть “Дада” и чего она хочет в Германии?», участвовал в двух дадаистских выставках в берлинской галерее I. B. Neumann (весна и осень 1919). В 1919 стал одним из организаторов авангардистского объединения «Ноябрьская группа» и в ее составе участвовал в «Большой берлинской художественной выставке» (1920). Участвовал в выставках русских художников в Ганновере (галерея Garvens, 1921) и Дюссельдорфе (1922), в групповой выставке в Kunsthalle в Гамбурге (1922), в Рейнском Сецессионе в Дюссельдорфе (1922/1923).
С 1925 работал как инженер-химик, в свободное время занимался живописью. Интересовался проблемами акустики, связанными с озвучиванием кинематографа, общался с С. М. Эйзенштейном и В. И. Пудовкиным.
В 1933 планировал организовать в Берлине персональную выставку, подготовив около 200 работ. Выставка была запрещена, а работы признаны образцами «дегенеративного искусства» и уничтожены нацистами. После этого уехал в Испанию и поселился в Барселоне. Продолжал работать в области химии, писал картины. Значительная часть картин погибла при бомбардировке Барселоны во время Гражданской войны в Испании.
В 1936 перебрался во Францию, где, как сторонник испанских республиканцев, был интернирован. С началом оккупации Франции скрывался от нацистов. После войны работал инженером-химиком во французской компании. К этому времени оставил живопись и музыку, потерял связи с друзьями из музыкально-художественного мира.
В 1956 переехал в Бразилию и поселился в Сан-Паулу. Вновь вернулся к живописи, работал для себя и не участвовал в выставках. В 1965 познакомился с директором Музея современного искусства Вальтером Занини, при содействии которого в том же году провел выставку в Музее современного искусства в Сан-Паулу и в галерее Bonino в Рио-де-Жанейро, в 1966 – в Музее нового искусства в Белу-Оризонте. Камерный оркестр Сан-Паулу исполнил его «Струнное трио».
В 1966 вернулся в Париж. Примкнул к международному авангардистскому движению «Фазы» («Phases»), издававшему одноименный журнал. Участвовал в выставке, посвященной 50-летию движения «Дада», в Национальном музее современного искусства в Париже (1966/1967), ретроспективной выставке «Авангард Восточной Европы. 1910–1930» в Берлинской АХ (1967), выставках движения «Фазы» в Лилле (1968), Тулузе (1969) и городах Чехословакии (1969). Провел персональную выставку в галерее Schwarz в Милане (1970). Посмертная выставка прошла в 1975 в Музее современного искусства в Сан-Паулу.
Библиография: |
* ХРЗ; AI 15/426, 21/392; Vollmer 2/271. Behne A. Jefim Golyscheff // Cicerone. 1919. Bd 11. S. 722–726. Zanini W. Jef Golyscheff, o homen e os eventos, o pintor. Museo de Arte Contemporaneo. Saõ-Paulo, 1965. Jef Golyscheff // Habitat. 1965. March (N 82). P. 76. Vieira J. G. O caso Golyscheff // Habitat. 1965. May (N 83). P. 27. Ouemeneur P. Un dadaïste qui rêve encore // Le Nouveau Candide (Paris). 1967. Jan. 16–22 (N 299). Hausmann R. A Jef Golyscheff // Phases (Paris). 1967. N 11. Zanini W. Golyscheff à la Lumière australe // Phases (Paris). 1967. N 11. Jef Golyscheff. Galleria Schwarz: Catalogo / Introduzione di Ed. Juguer. Milano, 1970. Dicionário brasileiro de artistas plásticos / Brasilia: Instituto Nacional do Livro. 1973/1974. Vol. 2. P. 273. Exposição Jef Golyscheff. 22 de maio a 22 de junho de 1975. Museu de Arte Contemporânea da Universidade de São Paulo. |
Связи: | |
География: | |
Составители: | |
Дата ввода: |
03.02.2013 |