ГЕЛЛЕР Теодор (Тодрос)

Geller Todros

1 июля 1889 (Винница, Украина) – 23 февраля 1949 (Чикаго, США). Живописец, график, педагог.

Из еврейской семьи. Ранние годы прошли в Виннице, административном центре Подольской губернии. Обучался там в престижной греко-католической семинарии. В 1905 перебрался в Одессу, где изучал живопись. Тогда же пережил ужас погромов, прокатившихся по югу Российской империи, в связи с чем еврейская тема прочно вошла в его творчество.

В 1906 эмигрировал с родителями в Канаду. В Монреале поначалу продолжил художественное образование, но финансовые проблемы заставили заняться поисками заработков, в связи с чем переехал в Виннипег, где работал фотографом.

В 1918, собрав достаточную сумму, отправился в Чикаго и поступил в Художественный институт (Art Institute of Chicago; AIC). Одним из его преподавателей стал Джордж Беллоуз, поощрявший в молодых художниках стремление следовать собственным наклонностям, ломать установившиеся правила и ограничения.

По окончании AIC преподавал в Еврейском народном институте (Jewish People’s Institute; JPI) и в поселении для эмигрантов Хал-Хаус (Hull House), в дальнейшем – в Колледже изучения еврейства (College of Jewish Studies, впоследствии преобразованном в Spertus Institute for Jewish Learning and Leadership). С 1925 участвовал в выставках, организованных AIC; работы дважды выбирались для иллюстрации выставочного каталога.

Работал в сферах станковой живописи и книжной графики, занимался резьбой по дереву. Особое место в его творчестве занимают панно и витражи для синагог и еврейских культурных центров в Омаха, Форт Уорт, Дэйтон, Стэмфорд и Чикаго Хайтс. В творчестве часто придерживался еврейских тем (жизнь еврейского местечка и гетто), немалое место занимают у него темы социальной справедливости, морали, а также виды Чикаго. Придерживаясь левых взглядов, рассматривал искусство как инструмент социальных реформ. Стремился передать свой политический и художественный опыт молодым художникам. В числе его учеников были известные в будущем американские мастера Митчел Сипорин, Аарон Бохрод и Иреан Гордон.

В 1926 начал сотрудничество с издателем Л.М. Штейном (L.M. Shteyn – псевдоним Ицхака Лейб Фрадкина), публиковавшим книги еврейских поэтов, писателей, художников. Оба были левыми радикалами, поддерживающими политику СССР и одобрявшими еврейское переселение в Биробиджан. Кроме того, их объединяла страстная пропаганда и распространение языка идиш среди чикагских евреев.

В 1926 издательство Штейна (L.M. Shteyn Farlag) выпустило его альбом графики «Еврейские мотивы» («Yiddish Motifs»), 150 комплектов которого было продано в первые же недели. Выручка от продажи позволила совершить поездки в Париж (встречался там с М.З. Шагалом), Лондон, Прагу и в Палестину (1929). Результатом последней поездки стала серия работ на библейские темы и темы современной Палестины. Одна из картин «Старый Иерусалим» была включена в 33-ю ежегодную выставку AIC. Создал серию гравюр на дереве «7 палестинских мотивов». Репродукции работ этого периода до сих пор популярны среди чикагских евреев. Одну из работ «Странный мир» можно увидеть в основной экспозиции AIC.

В 1936 призвал к созыву американского конгресса художников «Против войны и фашизма» («Against War and Fascism»). В том же году руководил публикацией первого ежегодного (на 1937) календаря Чикагского общества художников «The Artist Calendar», включающего 30 гравюр на дереве.

В 1936 участвовал в выставке даров американских художников Биробиджану (Exhibition of Works of Art presented by American Artists to the State Museum of Biro-Bidjan) в Нью-Йорке. В 1937 руководил проектом «Подарок Биробиджану» – в нем приняли участие 14 чикагских художников, создавших альбом, средства от продажи которого были направлены на сбор средств под эгидой Организации еврейской колонизации в России (Idishe Colonizatsie Organizatsie in Russland; ICOR), которая пользовалась доверием советских властей. В альбоме был представлен работой «Изюм и миндаль» по мотивам еврейской колыбельной из оперетты Абрахама Голдфадена «Суламифь».

В 1937 выпустил в издательстве Штейна альбом с 60 ксилографиями «From Land to Land» («Из края в край»), который был издан в рамках федерального проекта помощи художникам (Federal Art Project). Титульный лист альбома занимает козлик на берегу Мичигана с контуром Чикаго на заднем плане: козлик являлся доминирующим еврейским символом в его художественном словаре. Гравюры иллюстрируют в первую очередь еврейскую жизнь в Палестине и в Америке, однако немалое место отводится жизни индейцев, мексиканцев и испанцев.

В 1938 принял активное участие в создании музея племени Осэдж в городе Похуска, шт. Оклахома (Osage Tribal Museum). К открытию музея написал 12 портретов индейцев. В тот же период был занят в ряде художественных проектов в штатах Айова и Небраска. В 1940 правительство открыло на юге Чикаго центр помощи черной общине с бесплатными классами по обучению живописи. Будучи членом руководства межрасового факультета искусств, участвовал в просвещении черных сограждан. Тогда же был избран первым президентом Американского еврейского художественного клуба (American Jewish Arts Club). В 1942 иллюстрировал книгу еврейского танцора Натана Визонского «Десять еврейских народных танцев: руководство для учителей и руководителей» («Ten Jewish Folk Dances: A Manual for Teachers and Leaders»), изданную американо-еврейской театральной лигой в Чикаго (American-Hebrew Theatrical League in Chicago).

Работы трижды удостаивались призов национальной выставки графики Библиотеки Конгресса США (Library of Congress National Print Exhibition awards).

Библиография:

* AI 3/564; 4/480; 7/510; Vollmer 2/222; WW 36/37.

Stein S.A. Illustrating Chicago's Jewish Left: The Cultural Aesthetics of Todros Geller and the L.M. Shteyn Farlag // Jewish Social Studies. Spring–Summer 1997. Indiana University Press. P. 74–110.

Modernism in the New City [Электронный ресурс]. URL: http://www.chicagomodern.org/artists/todros_geller/ (дата обращения: 01.01.2017).

Illinois Historic Art Project [Электронный ресурс]. URL: http://www.illinoisart.org/no-81-todros-geller (дата обращения: 01.01.2017).

Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

02.02.2018