СОФРОНОВ Пимен Максимович

Sofronoff P.

П. М. Софронов

9 сентября 1898 (д. Тихотка, Псковская губ., ныне Тихеда, Тартусский р-н, Эстония) – 16 мая 1973 (Мелвилл, шт. Лонг-Айленд, США). Иконописец.

Из семьи крестьян-старообрядцев поморского согласия, живших в Причудье. В 12 лет поступил в иконописную мастерскую Г. Е. Фролова при старообрядческой молельне в деревне Раюши на Чудском озере. Пробыл при учителе 17 лет, считался его лучшим учеником. Участвовал в росписи храма в Раюшах. В 1928–1931 работал в Риге в собственной мастерской при старообрядческом обществе «Гребенщиковское училище». Вел уроки иконописи в Кружке ревнителей русской старины, возглавлявшемся старообрядцем И. Н. Заволоко. На выставке кружка (1929) была показана его большая икона «Нерукотворный образ» и другие работы. Эпизодически обращался к светской живописи, исполнил портреты А. С. Пушкина и И. А. Крылова.

В 1931 по приглашению парижского общества «Икона» принял участие в работе Международного съезда ученых-иконописцев. Остался в Париже, в мае 1931 открыл курсы иконописи при обществе. Некоторое время реставрировал старинные иконы в католическом монастыре в Амэ близ Намюра в Бельгии, обучал местных монахов иконописи и написал икону Богоматери, ставшую широко известной благодаря выпущенной открытке с ее изображением. В 1932 по приглашению Семинара им. Н. П. Кондакова приехал в Прагу для организации там курсов иконописи. Весной 1934 по приглашению короля Александра I приехал в Белград для росписи дворцовой церкви и возглавил созданную при содействии Синода Сербской православной церкви трехгодичную иконописную школу в монастыре в Раковицах. Школа работала с 1934 по 1937; в ней прошли подготовку около 20 учеников, в том числе будущие иерархи Русской зарубежной церкви епископ Иоанн Эстонский и митрополит Антоний (Бартошевич) Женевский и Западно-Европейский, русские иконописцы Н. Шелехов и Б. Шаповалов. В Белграде женился на сербке. Писал иконы по заказам Церкви и частных лиц.

В мае 1939 приехал в Ватикан для подготовки Всемирной выставки христианского искусства. В построенном для целей выставки православном храме написал пятирядный иконостас из 54 образов. Обосновавшись в Риме, работал как иконописец и реставратор. В 1941 провел персональную выставку в Восточном институте Ватикана; работы с нее были приобретены музеями Ватикана. В 1948 в Париже участвовал в выставке современных и древних икон, организованной обществом «Икона» и кружком имени Андрея Рублева.

В 1947 по приглашению американского архиепископа Виталия переехал в США для работы в местных православных храмах. Поселился в Мелвилле (шт. Нью-Джерси) на Лонг-Айленде в одной из старообрядческих общин. Писал иконы, расписал старообрядческую церковь Св. Николы в Мелвилле, Троицкий собор в Бруклине, церкви Трех Святителей в Аксонии, Петра и Павла в Сиракьюсе, Владимирскую в Нью-Йорке, Троицкую в Вайнланде, Св. Владимира в Трентоне. Выступал с лекциями по вопросам иконописи. В 1965 возглавил курсы иконописи, организованные в Сан-Франциско Обществом ревнителей русской православной старины. Провел несколько персональных выставок, в том числе в Сан-Франциско (1966) и Лос-Анджелесе (1967). Летом 1968 побывал в СССР, посетил Москву, Ленинград, Ригу, Таллин и родную деревню Тихотку.

Собирал старописные и старопечатные книги, старинные бронзовые кресты. В последние месяцы жизни работал над миниатюрным портретом протопопа Аввакума для его «Жития». Готовил книгу о своем творчестве. За вклад в области возрождения византийской живописи был награжден греческим орденом св. Дионисия (1952). Похоронен в Мелвилле, близ расписанного им старообрядческого храма св. Николы.

Библиография:

* Александров, ХРЗ.

Завалишин Вяч. Иконник из Причудья // Новое русское слово (Нью-Йорк). 1972. 3 дек.

Шаталов В. В гостях у Софронова // Новое русское слово (Нью-Йорк). 1973. 22 марта.

Беляев А. Ревнитель русской старины и благочестия: Путь иконописца Пимена Софронова // Русская мысль. 1973. 27 сент. (№ 2966). С. 11.

Завалишин Вяч. Выставка икон в Фордэмском университете // Новое русское слово (Нью-Йорк). 1977. 8 июня.

Завалишин В. Лучший иконописец нашего времени (К пятилетию со дня кончины Пимена Максимовича Софронова) // Русское Возрождение. Независимый русский православный национальный орган. 1980. № 12. С. 177-187.

Андреев Н. Е. То, что вспоминается: Из семейных воспоминаний Николая Ефремовича Андреева (1908–1982) / Под ред. Е. Н. и Д. Г. Андреевых: В 2 т. Т. 2. Таллин, 1996. С. 26–28, 44.

П. М. Софронов // Старообрядчество: Лица, предметы, события и символы: Опыт энциклопедического сло-варя. М., 1996. С. 268.

Исаков С. Г. Русские в Эстонии. 1918–1940: Историко-культурные очерки. Тарту, 1996. С. 395 (указ.).

Крайненко В. 50-летие св. Троицкого храма в г. Вайнланде, шт. Нью-Джерси // Православная Русь (Джорданвилль). 1997. № 22 (1595).

Несговоров А. Пимен Максимович Софронов // Русский американец. Обзорный выпуск. Nyack, N.Y. 1997. № 21. С. 144–148 .

Маркелов Г. Изограф из Причудья // Даугава. 2000. № 1. С. 97–111.

Русские художники Эстонии первой половины ХХ века. Каталог выставки / Сост. Н. Кормашов; Русский Музей Эстонии. Таллинн, 2006. С. 61.

Иванченко И. Е. Страница старого альбома // Новый журнал (Нью-Йорк). 2006. № 245. С. 245–262.

Косик В. И. Что мне до вас, мостовые Белграда? Очерки о русской эмиграции в Белграде. 1920–1950-е годы. М., 2007. С. 184–185.

Матекало А. Зоограф из Раковице: Пимен Софронов позван у Ватикан да изради 54 иконе // Време (Београд). 1939. 14 маjа.

Раjчевић У. Синодска иконописна школа у манастиру Раковица код Београда // Руска емиграциjа у српскоj култури ХХ века: Зборник радова. Т. 2. Београд, 1994. С. 70–77.

Struve N. Soixante-dix ans d’émigration russe (1919–1989). Paris, 1996.

Произведения:
Приложения:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

03.10.2011