БОБРИЦКИЙ Владимир Васильевич

Bobritsky (Bobri) V.

13 мая 1898 (Харьков) – ноябрь 1986 (Розендейл, штат Нью-Йорк). Живописец, график, художник театра.

Сын надворного советника, двоюродный брат художника Юрия Бобрицкого. Учился в Харьковском художественном училище. В 1915 бросил учебу и стал декоратором в местном театре Синельникова, где под руководством режиссера Б. Глаголина оформил спектакли «Опять на земле» и «Пан» Ван Левберга, «Бранд» Г. Ибсена (оба – вместе с Б. Косаревым), «Чудо св. Антония» М. Метерлинка, «Принцесса Грёза» Э. Ростана и «Обмен» П. Клоделя. В 1917–1919 входил в круг харьковских авангардистов. Был одним из организаторов и участником выставки группы «Союз Семи» (декабрь 1917 – январь 1918), участвовал в 1-й выставке картин «Союза искусств» в Харьковском художественном училище (май-июнь 1918), в сборниках «Семь плюс Три» (Харьков, 1918), «Сборнике нового искусства» (Харьков, 1919). Осенью 1918 стал постоянным сотрудником «Театрального журнала», где помещал свои графические работы, участвовал в оформлении журнала «Пути творчества». В январе 1919 был избран товарищем председателя Профессионального Союза деятелей левого искусства в Харькове. Принял участие в оформлении фойе Харьковского цирка и Дома актеров. Среди его друзей в эти годы – поэты В. Хлебников и Н. Асеев, литератор Г. Петников, художники М. Мане-Кац, В. Ермилов, Б. Косарев и Д. Гордеев, скульпторы Г. Цапок и Б. Цибис.

В 1919 женился на Лидии Павловне Третьяковой, бывшей жене В. Ермилова (позже, в США, развелся и женился вторично на Маргарет Гарсия). Осенью 1919 эмигрировал в Константинополь. Работал в греческом монастыре на археологических раскопках и писал иконы. Участвовал в выставках Союза русских художников в Константинополе (1921–1922).

В январе 1923 переехал в США и поселился в Розендейле близ Нью-Йорка. Вошел в круг американского живописца и мецената Роберта Уинтропа Ченлера, покровителя русского искусства. Сблизился с художниками К. Аладжаловым, Н. Циковским, Н. Васильевым, Д. Бурлюком и литератором Иваном Народным, вместе с которыми участвовал в издаваемом Ченлером «Альманахе пилигримов» (1925–1926). Исполнил обложки альманаха (№ 3 и № 4) и опубликовал в нем ряд рисунков. Иллюстрировал книгу Ивана Народного «The Skygirl» (N.Y.: The Britons, s.a. [1925]). Участвовал в российском отделе Международной выставки в Филадельфии (1926) и Выставке русской живописи и скульптуры в Уилмингтоне (1932).

Занимался сценографией, расписывал кабаре, позже посвятил себя в основном прикладной и книжной графике. Рисовал для журналов «Vanity Fair» и «Vogue», разрабатывал рекламу для фирм «Saks», «Steinway», «Altman» и др. Исполнял обложки и книжные украшения, иллюстрировал детские книги для нью-йоркских издательств: «На что похожа луна» Франклина М. Брейнли (1963), «Борис и его балалайка» Э. Слободкиной (1964), «Айсберги» Ромы Ганса (1964) и др. В 1959–1960 выполнил иллюстрации к семи рассказам для 42-томного собрания «Лучшие детские книги» («Best in Children’s Books»; издательство «Doubleday»). В 1949 выпустил альбом пастелей по впечатлениям от поездки по Мексике. В 1950-е нарисовал серию рождественских открыток. Автор графических портретов, в том числе М. Волошина (1919), Д. Бурлюка и Б. Глаголина.

Рекламные рисунки и графика репродуцировались в журналах «Gebrauchsgraphic» (1932–1933), «The Studio» (1939), «American Artist» (1942–1946), «Art News» (1944–1945), «Graphis» (1952) и др.

Был профессиональным музыкантом и композитором, одним из ведущих деятелей классической гитары своего времени. В 1936 основал и возглавил Нью-Йоркское общество классической гитары (New York Society of the Classic Guitar). Один из учредителей Общества классической гитары Америки (с 1945 – его президент), многолетний редактор журнала «Guitar Review» (1946–1985) и его главный художник. Автор нескольких учебников по исполнительской технике, один из которых посвящен мастерству его друга испанского гитариста Андреса Сеговии («Техника Сеговии», 1972; несколько переизданий). Автор дизайна многих музыкальных альбомов, в том числе альбомов Сеговии.

Погиб во время пожара в собственном доме, пытаясь спасти свои художественные и музыкальные коллекции.

Библиография:

* Бурлюк; ХРЗ; AI 1/204, 2/194, 4/182, 5/128, 6/169, 7/192, 8/190; Vollmer 1/240.

Фогель З. Василий Ермилов. М., 1975. С. 16, 50, 51.

Стоммельс С. А., Лемменс А. «Альманах пилигримов»: русские в Нью-Йорке (1925–1926) // Деятели американской культуры из Российской империи. Сб. статей по итогам выставки и научной конференции в ГРМ. СПб., 2009. С. 131-141

Martianoff N. N. Vladinir Bobritsky (Bobri) // Russian artists in America. 1933. P. 207.

Warren G. Bobri // Gebrauchsgraphik. 1933. Bd 10, Jan. S. 32–33.

Yalkert S. Bobri // Art and Industry. 1940. Vol. 28. P. 104–109.

Watson E. W. Bobri // American Artist. 1942. Vol. 6. P. 12–17.

Huttig H.E. Memories of Vladimir Bobri // American Lutherie. № 10 (Summer 1987).

Альбом:

Bobri. Taxco. Mexico. 12 Pastels. Introductions by Andres Segovia and P. K. Thomajan. Milano, 1949.

Сочинения:

The Segovia Technique. New York: Macmillan, 1972; 1990.

A Musical Voyage with Two Guitars: 64 Duets from 34 Countries (with Carl Miller). New York, 1974.

Complete Study of Tremolo for the Classic Guitar (Alfred Publishing Company, Paperback, 1985.

Приложения:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

08.09.2011