ИВАНОВСКАЯ Елизавета Андреевна

Ivanovsky E.

Е. А. Ивановская. 1934.

25 июля / 6 августа 1910 (Кишинев) – 11 апреля 2006 (Брюссель). Художник книги.

Дочь служащего Кишиневской городской управы, художника-любителя Андрея Александровича Ивановского и Варвары Владимировны, урожд. Чуриной; пятый младший ребенок в семье. Получила домашнее образование, первые уроки рисования брала у отца. В 1923–1928 училась в кишиневской Школе изящных искусств у Ш. Г. Когана и А. И. Балльера, соученица Моисея Гамбурда. По окончании школы получила диплом преподавателя рисования. В Кишиневе участвовала в выставках Общества изящных искусств (1925–1927, 1933, 1934), выполнила иллюстрации к «Букварю» (в 2-х частях; издан. в Бухаресте в 1931), публиковала рисунки в журнале «Золотой петушок» (1934).

В 1930–1932 продолжила художественное образование в Бухаресте. В 1930 получила первую премию Бухарестского Салона рисунка и гравюры, что стало основанием для выбора профессиональной художественной карьеры. Через год устроила персональную выставку в Кишиневе в родной Школе изящных искусств, чтобы собрать средства для обучения в Брюсселе.

В 1932 приехала в Брюссель и поступила в Высшую национальную школу архитектуры и декоративного искусства Ля Камбр (La Cambre) на отделение книжной иллюстрации. Изучала технику гравюры и печатное дело под руководством Жориса Минне (Joris Minne). Получив диплом с отличием на отделении иллюстрации, в 1934‒1935 продолжала заниматься на отделении сценографии в классе профессора Германа Тейрлинка (Herman Teirlinck). В годы учебы познакомилась с А.Г. Старицкой, студенткой отделения рекламы, их дружба сохранилась до кончины Старицкой.

Будучи еще студенткой, в 1933 исполнила альбом эстампов «Цирк», который был опубликован библиофильским обществом «Тиль» и впоследствии неоднократно переиздавался. С 1934 начала иллюстрировать книги для детей. Одной из первых работ стала книга «Две русские сказки» на французском языке (1934). В 1935 поэт и писатель Франц Элленс (Franz Hellens) ввел ее в круг бельгийских литераторов и помог получить заказы на иллюстрирование детских книг в издательстве «Desclée de Brouwer» из Брюгге. Создала иллюстрации для трех детских книг Ф. Элленса: «Histoire de Bass-Bassina-Boulou» («История Басса, Бассины и Буллу»), «Bamboula, le petite homme noir» («Бамбула, маленький черный человечек») и «Histoire d'une poupée noire» («История черной куклы», все 1936).

В 1937 в издательстве «Desclée de Brouwer» познакомилась с писательницей Марсель Веритэ (Marcelle Vérité). Результатом этой встречи стало многолетнее сотрудничество, продолжавшееся до 1986 – вместе они создали 80 иллюстрированных детских книг.

В 1937 издательство «De Sikkel» представило ее рисунки на Международной выставке детской книги в Праге (1937/1938). В 1938 состоялась персональная выставка во Дворце изящных искусств в Брюсселе, в 1938 и 1941 выставки прошли в Галерее П. Лужецкого в Гааге (1938, 1941), в 1943 – в брюссельской галерее Armentor.

В 1930-е поддерживала тесные связи с русской общиной в Брюсселе, состояла членом Русского дворянского общества. Была дружна с писательницей кнг. З. А. Шаховской, которая ввела ее в круг бельгийских интеллектуалов. Исполнила иллюстрации к книгам Шаховской, посвященным 100-летию со дня гибели А. С. Пушкина («Hommage a Pouchkine», Bruxelles, 1937, и «Vie d’Alexandre Pouchkine», Bruxelles, 1938), а также других русских писателей-эмигрантов: кнг. А. В. Щербатовой «L’Hôte mysterieux» (1940); гр. А. Н. Толстого «Жар-Птица» (1983), Саши Черного «Petites histoires du jour et du soir» (1987); Н. А.Бердяева «Constantin Leontieff» (1937). Написала икону «Богоматерь Одигитрия» для православной церкви Св. Пантелеймона, прихожанкой которой являлась долгие годы.

В 1937 по заказу королевы Бельгии Елизаветы исполнила декоративные панно для детской комнаты Королевского дворца в Лакене (для принцев, будущих королей Бодуэна и Альберта) на которых представила географическую карту с нанесенными на нее достопримечательностями, флорой и фауной разных стран, с изображением жителей в национальных костюмах. Доход от королевского заказа позволил ей в 1939 в последний раз навестить родителей в Кишиневе.

В конце 1930-х сблизилась с поэтом и фольклористом Рене Мераном (René Muerant, 1905–1977). В 1942–1945 вместе они выпустили в бельгийском издательстве «Édition des Artistes» серию из 24 книжек-миньонов для малышей под названием «Pomme d’Api» («Китайское яблочко»). В 1944 вышла замуж за Р. Мерана, венчание прошло по православному обряду. В браке родились: Анна (род. 1944), Серж (род. 1946) и Жорж (род. 1948). В 1945 приняла бельгийское гражданство.

Иллюстрировала ряд изданий для взрослых: нумерованные книги поэтов Оливье Мериса (Olivier Meurice; «Connaissance du Printemps», 1938), Армана Бернье (Armand Bernier; «Quatre songes pour détruire le monde», 1938), Гео Либбрехта (Géo Libbrecht; «Outre Ciel», 1939), книги Рене Мерана («Bestiaire des Songes», 1943; 1-я премия конкурса г. Брюсселя) и др.

Эпизодически обращалась к сценографии: оформила оперу Р. Вагнера-Регини «Мария Тюдор и фаворит» для бельгийского театра «Ля Моннэ» (1936; золотая медаль за театральные эскизы на VI Триеннале в Милане), одноактную комедию П. Мериме «Карета святых даров» (1950) для Национального театра Бельгии (1950), оформляла театрализованные вечера, организованные Алис ван Бюрен во Дворце изящных искусств в Брюсселе (1955–1958).

В 1950–1990-е иллюстрировала детские книги для издательств «Desclée de Brouwer», «Casterman», «Gauthier – Languereau», «U. M. Holland», «De Sikkel» и др. В 1970‒1980-е часто сама выступала автором текстов или делала авторские книжки-картинки без текста. Занималась прикладной графикой, рисовала открытки, книжки для раскрашивания, школьные учебные пособия. За свою творческую жизнь оформила и проиллюстрировала около 400 книг (более 100 книг вышло в парижском и бельгийском отделениях издательства «Desclée de Brouwer»). На книгах с ее иллюстрациями воспитано несколько поколений бельгийцев. Помимо бельгийских и французских авторов иллюстрировала книги болгарских, датских, словенских писателей, тонко улавливая особенности культуры каждого народа.

В 1960‒1970-е большое место в творчестве стала занимать «свободная» живопись и графика в различных техниках: декоративные рисунки, многофигурные композиции, абстрактные гуаши и монотипии. Эти работы ежегодно представлялись на персональных выставках в Брюсселе и Намюре в 1965–1973.

Участница многих групповых выставок в Бельгии и в других странах, в том числе Выставки русских и советских художников детской книги в Париже (1997). В 2000 персональная выставка прошла в Королевской библиотеке Бельгии в Брюсселе. В 2004 исполнила серию оригинальных рисунков для специального издания голландского каталога, посвященного русскому книжному искусству.

В 2010, к 100-летию со дня рождения художницы, ее ретроспективные выставки прошли в Национальном художественном музее Молдовы в Кишиневе (к этому событию был выпущен памятный почтовый конверт), во Франции (Центр книжной иллюстрации города Мулен), Брюсселе (Центр литературы для юношества). Петербургский Фонд имени Д. С. Лихачева создал передвижную выставку «Вначале было детство…» (куратор Н. Авдюшева-Лекомт), которая обошла в 2010‒2017 несколько городов России (Санкт-Петербург, Екатеринбург, Омск, Москва, Архангельск, Рязань, Воронеж). Французским издательством МеМо (Нант) переизданы Circus (2010), книжки-миньоны под названием «Les très petits d’Elisabeth Ivanovsky» (2007), Bonshommes des bois (2016), Ourson acrobate (2016), Jouez fleurettes (2016), Général Coquelicot (2016).

Оригиналы рисунков к иллюстрациям и архивные документы рассредоточены по разным хранилищам: Королевская библиотека Альберта I, Музей литературы, Кабинет эстампов (Брюссель); Национальная библиотека Франции (Париж), Van Abbemuseum (LS Collecton, Нидерланды), Музей декоративных искусств (Кишинев); библиотека Университета Минессоты (Fonds Kerlan), в частных собраниях Бельгии и других стран. Коллекции книг с иллюстрациями Ивановской хранятся в библиотеках Канады, Парижа, Гааги, Женевы, Роттердама и в Van Abbemuseum (LS Collecton, Нидерланды).

Библиография:

† AGR. Dossier d’étranger № A 68719.

* AI 4/617, 6/578; Lévêque–Plantureux.

Авдюшева-Лекомт Н. А. О русских художниках в Бельгии (1917–1939). Попытка обзора художественной жизни // Зарубежная Россия. 1917–1939: Сб. статей. СПб., 2003. Кн. 2. С. 442–447.

Стоммельс С.-А., Лемменс А. Елизавета Ивановская — русский художник в Бельгии // Изобразительное искусство, архитектура и искусствоведение Русского зарубежья / отв. ред. О. Л. Лейкинд. СПб., 2008. С. 86–104.

Булат В. Елизавета Ивановская и Кишиневская художественная школа // Художники-иллюстраторы Русского зарубежья и детская литература. СПб., 2011. URL: http://www.artrz.ru/download/1805097769/1804856792/5 (дата обращения: 01.03.2018).

Ferens P. Exposition à Bruxelles // Beaux–Arts. 1938. Déc. 9. P. 5.

Elizabeth Ivanovsky. 26 novembre — 6 decembre: Catalogue / Palais des Beaux-Arts. [Bruxelles, 1938].

Elisabeth Ivanovsky: illustrations 1928–1969. Bruxelles: Foire international du livre; Centre Rogier, 1970.

Portrait d’Illustrateur: Elisabeth Ivanovsky // Lectures. 1992. № 65. Mars–Avr. P. 25.

Stommels S. A., Lemmens A. «Once upon a time…». Elisabeth Ivanovsky. Nijmegen: LS, 2007 (Аннотированный указатель иллюстрированных изданий).

Lemmens A., Stommels S. Russian Artists and the Children’s Book. 1890–1992. Nijmegen, 2009.

Meurant G. Elisabeth Ivanovsky: Sur la page blanche, tout est possible. Nantes: Edition MeMo, 2017.

Сочинения:

Разговор с Сержем Мераном // Звезда. 2005. № 7. С. 172–191.

Библиотека
сайта:
Произведения:
Приложения:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

30.03.2012