РАУШ фон Траубенберг барон Константин Константинович

Rausch von Traubenberg C.

К. К. Рауш-фон-Траубенберг.

2/14 апреля 1871 (Санкт-Петербург) – 10 июня 1935 (Париж). Скульптор.

Из аристократического рода, ведущего историю от V века и возведенного в баронский ранг в 1462 императором Фридрихом III. Сын полковника Константина Александровича (Константина Поля Эдуарда) Рауша фон Траубенберг (1847–1898) и Елизаветы Карловны, урожд. графини де Монтрезор (1848–1906). Окончил Пажеский корпус в Санкт-Петербурге и агрономическое отделение Рижского политехнического института, состоял камер-юнкером Высочайшего двора. В 1898–1899 учился в Мюнхене в школе А. Ашбе; подружился с обучавшимися там же кн. С.А. Щербатовым и немецким художником Р. Трейманом. Позже все трое брали платные уроки у И.Э. Грабаря. В 1900 впервые посетил с друзьями Париж, побывал на Всемирной выставке, затем некоторое время занимался у профессора Мюнхенской АХ А. Хильденбрандта. В том же году впервые побывал в Италии и по совету А. Хильденбрандта стал вольнослушателем Флорентийской АХ, где учился у скульптора А. Ривалты, живописцев Э. Белланди и Ф. Андреотти.

По возвращении в Санкт-Петербург жил на 14-й линии Васильевского острова, 45. В 1902 был (вместе с Алекс.Н. Бенуа, бар. Н.Н. Врангелем и др.) в числе комиссаров выставки «Русская портретная живопись за 150 лет» (1700–1850)» в залах Академии наук (1902), в 1903 вместе с бар. Н.Н. Врангелем участвовал в устройстве ретроспективной выставки, посвященной 200-летию Санкт-Петербурга, в салоне «Современное искусство», организованном бар. В.В. фон Мекком и кн. С.А. Щербатовым (1903).

В 1900 приобрел небольшой земельный участок на Тонком мысу близ Геленджика, в Черноморской губернии. В 1905 женился там на Наталье Владимировне, урожд. Чулковой, (1884–1953). Брак был заключен с нарушением церковных правил (жених и невеста были в свойстве и скрыли это от священника). Это обстоятельство, разбиравшееся несколько лет, вынудило супругов уехать из России во Францию. Они поселились в Париже на Монпарнасе (rue Falguière, 9).

В 1906–1908 в Париже, пользовался советами кн. П.П. Трубецкого и О. Родена. Создавал миниатюрные портреты и фигуры из гипса и бронзы. Участвовал в Осеннем салоне (1907), в Выставке современного русского искусства, организованной кнг. М.К. Тенишевой в выставочном зале на rue Caumartin (1907/1908), а также в 1-й выставке Ассоциации художников в Альберт-Холле в Лондоне (1908). Среди представленных им работ критика положительно отмечала фигуру «Илья Муромец»; о ней положительно отозвался и О. Роден.

В 1908 вернулся с супругой в Санкт-Петербург, снимал квартиру на Офицерской ул. (ныне ул. Декабристов), 60; в 1913 переехал на Английский пр., 3. В квартире устраивались приемы, на которые приглашались представители высшего общества и художники.

С 1908 исполнял работы для Императорского Фарфорового завода. Получил известность как автор серии фарфоровых статуэток «История русской гвардии», изображающих конных офицеров гвардейских полков ХVIII–XIX веков (1909–1912), и серии «Охота Елизаветы Петровны» (1915). Работал также по эскизам А.К. Тимуса, создавал фарфоровые версии анималистических статуэток Н.И. Либериха. В 1910 был командирован заводом для изучения производства на Королевскую фарфоровую мануфактуру в Берлине и фарфоровый завод в Мейсене. В 1910-е исполнил портретные фигуры представителей светского общества: «Граф Ф.Ф. Юсупов-Эльстон Старший», «Барон Н.Н. Врангель», «Князь С.М. Волконский», «Княгиня П.И. Щербатова», «М.Э. Маковская (Рындина)», «А.А. Чаплина», «Е.И. фон Крузе», «В.И. Вейнер», «М.В. Пастухова», «Всадница Ф.М. Риперти» и др.

Занимался декоративной резьбой по камню, исполнял изделия из золота и серебра. Сотрудничал с фирмой Фаберже. В 1909 создал декоративную скульптуру «Птица Феникс» для фасада «Дома-сказки» золотопромышленника Кольцова на Офицерской ул., 21 (дом сгорел в последнюю войну). В 1910 участвовал в конкурсе проектов памятника Александру II для Санкт-Петербурга (1910). В 1914 принял участие в декорировании храма Феодоровской иконы Божией Матери (Романовского) в Царском Селе. В 1913 был произведен в камер-юнкеры Высочайшего двора.

Участвовал в «Салоне» С.К. Маковского (1909), выставках СРХ (СПб., 1909), общества «Мир искусства» (СПб., М., 1910/1911; 1913; Пг., 1917), выставках Художественного бюро Н.Е. Добычиной (с 1913), в том числе в Аукционе художественных произведений на пособие раненым нижним чинам Лазарета деятелей искусств (1915), Выставке произведений искусства в пользу инвалидов-поляков (Пг., 1916) и др. Работы воспроизводились в журналах «Нива», «Огонек», «Столица и усадьба», Солнце России» и др.

Летом 1918 выехал в свое имение в Геленджике. В 1919 участвовал в выставке «Лотос» в Ростове-на-Дону.

В 1920 эмигрировал. Через Сербию перебрался во Францию и поселился в Париже на rue Raffet, 8 (мастерская – на boulevard Lannes, 8). Несколько месяцев в году проводил с женой в Биарицце.

Входил в парижскую группу «Мир искусства». Участвовал в выставках русских художников в галереях Devambez (1921) и d’Alignan (1931), выставлялся в Осеннем салоне (1922). В числе работ периода эмиграции – бронзовые портретные статуэтки бар. Г. Тиссен-Борнемиса, американского бизнесмена С. Парка, кнг. Марты Бибеску, статуэтки «Тореодор», «Лихой казак», «Литаврист», «Всадница в женском седле» и др.

Был одним из основателей Русского музыкального фонда и Русского общества истории и искусства. В последние годы увлекался философией и в 1932 стал членом Научно-философского общества в Париже.

Похоронен на кладбище Тиэ (Thiais) в Париже. Представлен в Музее Санкт-Петербургского государственного фарфорового завода, в ГРМ и ГТГ. Портрет художника исполнил П.П. Кончаловский (1911, Вятсикий художественный музей им. В.М. и А.В. Васнецовых).

Библиография:

* Незабытые могилы; РЗФ; Скульптура ГТГ.

Ростиславов А. А. Наброски о художественных делах // Золотое руно. 1908. № 1. С. 86.

Нива. 1909. № 14. С. 271; № 29. С. 508 (ил.).

Ростиславов А. А. Фарфоровый завод и скульптуры бар. Рауша фон Траубенберга // Аполлон. 1913. № 1. С. 5–11 (с ил.).

Лукомский Г. К. Храм в память 300-летия царствования Дома Романовых // Аполлон. 1914. № 5. С. 47.

В мастерской барона К. К. Рауша фон Траубенберг // Огонек. 1914. № 10. С. 7.

Современная русская скульптура: Альбом «Солнца России». СПб., 1914.

Р-въ А. [Ростиславов А.]. Искусство и война // Аполлон. 1915. № 2. С. 59.

Н. Т. Скульптор бар. К. К. Рауш фон Траубенберг // Столица и усадьба. 1917. № 76. С. 20–22.

Жизнь искусства (Пг.). 1921. № 1. С. 14–15.

Терновец Б. Н. Русские скульпторы. М., 1924. С. 40–41.

Гефтер А. Бар. К. К. Рауш-фон-Траубенберг [Некролог] // Иллюстрированная Россия. 1935. № 26. С. 6.

[Некролог] // Возрождение. 1935. 15 июня (№ 3664).

Бенуа А. Н. Памяти бар. К. К. Рауша фон Траубенберга // Последние новости. 1935. 16 июня (№ 5197). С. 2.

Грабарь И. Э. Моя жизнь. Автомонография. М.-Л., 1937.

Государственный фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова: Художественный фарфор: Каталог / Сост. Е. Я. Данько. Л., 1938. С. 19–20.

Щербатов С. А. Художник в ушедшей России. Нью-Йорк, 1955. С. 74.

Александр Бенуа размышляет… Статьи, письма, высказывания / Под ред. И. С. Зильберштейна и А. Н. Савинова. М., 1968 (указ.).

Скурлов В., Фаберже Т., Илюхин В. К. Фаберже и его продолжатели. СПб., 2009. С. 167.

Хмельницкая Е.С. Скульптор К.К. Рауш фон Траубенберг в «в стране искусств Флоренции» // Русское искусство. 2011. № 2.

Хмельницкая Е.С. «Парижский период» барона К.К. Рауш фон Траубенберга // Академик Императорской Академии художеств Н.В. Глоба и Строгановское училище. М., 2012. С. 171–178.

Хмельницкая Е.С. Скульптор Рауш фон Траубенберг. СПб., 2014.

Le Baron Rausch de Traubenberg appliqué avec elegance la formule du portrait statuette. L. Réau. L’Art Russe. Paris, 1922. V. 2.

Библиотека
сайта:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

30.03.2012