БЕРМАН Леонид Густавович (псевд. ЛЕОНИД)

Berman L. ( alias Leonid)

Л. Берман.

1896 (С.-Петербург) – 1976 (Нью-Йорк). Живописец.

Сын банковского служащего Густава Лазаревича Бермана и Лидии Борисовны Манасевич, брат художника Е. Бермана. Воспитывался в доме отчима – банкира и коллекционера произведений искусства Е. Г. Шайкевича. В 1918 выехал с родителями в Финляндию, брал уроки у Н. К. Рериха, от которого получил рекомендательное письмо к Морису Дени. В 1919 приехал в Париж, вместе с братом поступил в академию П. Рансона, около двух лет учился у М. Дени, П. Серюзье, Ф. Валлотона, Э. Вуйара и П. Боннара. С 1921 с братом и художником Кристианом Бераром работал в мастерской, устроенной в доме родителей на авеню Malakoff. В 1922 посетил с ними Италию.

С 1923 за подписью Леонид выставлял пейзажи в салонах: Осеннем, Независимых и Тюильри. В 1925–1929 часто ездил на юг Франции. Писал морские пейзажи, портовые сцены, жизнь рыбаков.

В феврале 1926 с группой художников во главе с К. Бераром устроил в галерее Druet выставку, положившую начало «неогуманистическому» или «неоромантическому» направлению в живописи. Провел персональные выставки в парижских галереях Pierre (1926), d’Art Contemporain (1927), Druet (ноябрь 1928), J. Bonjean (июль 1935) и Renoux et Kohl (декабрь 1936). Совместно с русскими парижанами участвовал в выставке «Современное французское искусство» в Москве (1928) и «Новое поколение» в Париже (гал. Jean Bon Jean, 1932). В 1930 выставил полотна «Морской пейзаж» и «Старая лодка» на XVII Международной бьеннале в Венеции.

В годы экономического кризиса жил в крайней нужде, но нашел поддержку у Кристиана Диора, который снял для него дом в Гранвилье (Нормандия) и помог организовать персональную выставку в галерее J. Levy в Нью-Йорке (1935).

В 1939 был призван во французскую армию. После падения Парижа скрывался под чужим именем в маленькой деревне на юге Франции, затем три года отбывал трудовую повинность на строительстве оборонительных сооружений Атлантического вала.

В 1948 переехал в США и поселился в Нью-Йорке; женился на американской клавесинистке Сильвии Марлоу. Много путешествовал – объездил США и Канаду, побывал в Латинской Америке, на Азорских островах, в Индии и Индокитае. Часто приезжал в Рим к брату, в 1954 провел здесь свою выставку в галерее Obelisko. Как пейзажист оставался верен морской тематике, любил необычный ракурс – писал виды с высоких холмов, башен, колоколен и даже из гондолы воздушного шара. В 1950–1970-е провел около 20 персональных выставок в галереях Нью-Йорка и других городов США. Оставил книгу мемуаров «Три мира Леонида».

После смерти художника вдова передала в дар Смитсоновским архивам американского искусства в Вашингтоне большую часть материалов мужа, среди которых фотографии, дневники путешествий и письма, в том числе 328 писем брата.

В 2008–2009 работы экспонировались в Русском музее, Третьяковской галерее, в Художественном музее Фреда-Джонса-младшего (Оклахома) и Художественном музее Сан-Диего (Калифорния) на выставке «Американские художники из Российской империи».

Библиография:

* Неизвестная Россия, 402–406; AI 1/840, 3/804, 4/687, 5/500, 6/642, 7/732, 8/723, 9/508, 10/520, 11/450, 12/530, 13/536, 14/579, 15/592, 16/327, 17/339, 18/402, 20/536, 25/461, 27/517, 28/584.

Завалишин В. Новые работы Леонида // Новое русское слово (Нью-Йорк). 1963. 11 дек.

Завалишин В. Памяти Леонида // Новое русское слово (Нью-Йорк). 1976. 29 окт. (№ 87). С. 3.

Американские художники из Российской империи: Альманах. Вып. 208. СПб., 2008.

War Fails to Disturb Leonid’s Serene Art // Art Digest. 1946. Vol. 21, Nov. 15. P. 10.

Myers J. B. Leonid and the Neo-Romantics // Art in America. 1979. Vol. 67, Oct. P. 110–113.

Сочинения:

The Three Worlds of Leonid / With a preface by V. Thomson. New York: Basic Books, 1978.

Библиотека
сайта:
Архивы:
Приложения:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

11.04.2011