ХРАМ-ПАМЯТНИК ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ. Шэньян (бывш. Мукден), Китай
Храм-памятник заложили 8 сентября 1911 посередине большого русского воинского кладбища, расположенного к северо-востоку от вокзала южно-маньчжурской железной дороги. Разрешение на закладку храма дал архиепископ Иннокентий, начальник Российской духовной миссии в Китае. Освящение закладки первого камня храма было совершено протоиреем Пекарским, отцом Николаем Сечко-Кушнеревским и иеромонахом Христофором. В специальное углубление в закладном камне был вложен крест, привезенный из Киева, и серебряная закладная доска с мемориальной надписью. На закладке храма присутствовали начальник Заамурского округа ген.-лейт. Мартынов, управляющий КВЖД ген.-лейт. Д. Д. Хорват, представитель русского посланника в Пекине Б. П. Пелехин и российского генерального консула в Мукдене С. А. Колоколов. Особый акт на китайском и монгольском языках был подписан присутствующими на торжестве закладки храма генерал-губернатором трех Восточных провинций Чжао-Эр-Сюнем и другими высокопоставленными лицами как с русской, так и китайской сторон.
Храм-памятник во имя Христа Спасителя в Мукдене (Шеньяне) стал венцом всей строительной деятельности Комиссии по увековечиванию памяти погибших в Русско-японской войне.
Идея проекта храма и разработка эскизного проекта принадлежит великому князю Петру Николаевичу. Реализацией его в натуре занимался опытный гражданский инженер КВЖД Жданов Ю. П., приглашенный по рекомендации генерала Д. Д. Хорвата. В помощь Ю. П. Жданову от дороги был назначен техник И. Ковтунов, а подряд выполнял подрядчик А. Н. Вяльцев. Строительство храма было завершено в 1912, но еще и в 1914 он не был освящен. Многими частными лицами были пожертвованы храму образа, церковная утварь, облачения и т.п. На средства известного харбинского коммерсанта И. Ф. Чистякова сооружена звонница с 7 колоколами в северной части кладбища. За оградой устроен церковный дом со сторожкой и хозяйственными сооружениями.
Архитектура храма-памятника относится к тому направлению модерна, которое было свободно от обращения к древнерусскому архитектурному наследию как таковому. За основу создания формы и художественного образа в рамках данного направления в стилизованном виде использовались исторически знаковые формы, ассоциирующиеся с национально-православными символами и святынями: колокол, звонница, купол, шатер, крест, сень, «шапка Мономаха» и т. п.
Храм-памятник Христа Спасителя в Мукдене представляет собой восьмигранный центричный объем из красного японского кирпича, облицованным тесаным штучным гранитом, на мощном цоколе. Он увенчан главой в виде стройного шлема на граненом трибуне с крестом, кровля храма – в виде «мягко свисающей» на грани восьмерика чешуйчатой «кольчуги», – все вместе создает запоминающийся яркий художественный образ – образ воина-богатыря, русского витязя. Тема древнерусского воинского одеяния – шлема, кольчуги, доспехов – пронизывает всю художественную структуру храма, от архитектурных форм до декоративных деталей.
Четыре более узкие грани восьмерика украшены двумя ярусами медальонов в виде воинских щитов, в центре которых выгравированы христианские и наградные воинские кресты разнообразной формы (русский, греческий, Георгиевский, Андреевский), а по окружности — памятные надписи. Окна на северном и южном фасадах, апсиде в виде четырехконечных латинских крестов из толстого карабельного стекла, спаянного металлом. Венчающий главу-шлем крест выполнен в форме Георгиевского креста — наградного знака солдат и унтер-офицеров Российской армии, а над западным, входным, приделом высится традиционный восьмиконечный православный крест.
Оригинален иконостас храма, в облике которого также стилизуется воинское древнерусское облачение. Его центральная часть завершается шлемообразной формой , а боковые фланги украшены покрытием-кольчугой и щитами с медальонами. Религиозные сюжеты картин проникнуты воинской тематикой: святые образы Михаила Архангела, Георгия Победоносца на царских вратах и стенах. Все продумано и работает на художественный образ: металлические эмалированные подсвечники, паникадила, металлическая окантовка царских врат, картин и образов с отделкой декоративными заклепками, рисунок бронзовых клиросных решеток, декор с использованием известных форм и символов – Андреевских лент и Георгиевского креста и т.п.
Акты церковной мемориализации в экстерьере и интерьере храма представлены в разных формах. Во-первых, установлением храмовой иконы Спаса Нерукотворного у правого клироса. Во-вторых, словесными средствами выражения – надписями на стенах, над входами, на специальных настенных досках. На мраморной доске, укрепленной под окном-крестом на южном фасаде часовни, выгравировано: «Храм Христа Спасителя сооружен повелением его императорского Величества Государя императора Николая Александровича для увековечения памяти доблестных воинов, положивших жизнь свою за Веру, Царя и Отечество в Русско-Японскую войну 1904-1905 г.». Пять больших темно-бронзовых досок с перечислением войсковых частей русской армии, участвовавших в боях под Ляояном, на реке Шахэ, под Тюренченом, Сандепу и Мукденом, расположены в интерьере по обеим сторонам окон-крестов на южной и северной стенах. Еще одна мемориальная форма – мартиролог на камне представлял сведения об общих потерях за Царя и Отечество в этих операциях. В-третьих, памятные надписи делались не только на частях здания, крупных формах и деталях, но и на предметах церковной утвари, образах, крестах малых форм. На храмовой иконе памятная надпись: «Сия икона Спаса Нерукотворного сооружена в храм Христа Спасителя в г. Мукдене на русскую братскую могилу в память доблестных воинов, положивших жизнь свою за Веру, Царя и Отечество в войну 1904-1905 г.». На копии иконы Казанской Божьей Матери, пожертвованной императором и установленная в алтаре, тоже имелась надпись: «Благословление Его императорского величества». В храме же хранились два серебряных венка, возложенных в свое время на братскую могилу защитников Порт-Артура от Российских императорских Армии и Флота, а затем перенесенные в храм.
Храм Христа Спасителя составлял единое целое с кладбищем, которое на 1911 ( и по крайней мере по 1928), являлась центральным в Маньчжурии. Там покоилось около 60 тыс. погибших русских воинов.
Сегодня вся территория русского военного кладбища заасфальтирована под спортивную площадку и застроена. Здание храма сохранилось, техническое его состояние весьма удовлетворительное, длительное время оно было занято под склад частной фирмой. В настоящее время оно освобождено, и ведутся официальные переговоры с китайской стороной о его дальнейшей судьбе.
Библиография: |
Альбом «Мукденский храм», 1912 (1913?). Место хранения: Институт истории материальной культуры РАН ( ИИМК, Санкт-Петербург). Забытые могилы. Харбин: Издательство М. В. Зайцева, 1938. С. 40. Левошко С. С. Строительная деятельность комиссии по увековечиванию памяти Русско-японской войны в Маньчжурии, 1909-1913 гг. //Архитектурное наследство. М., 2006. Вып. 48. С. 258-266. Левошко С. С. Православные мемориальные сооружения Русско-японской войны храмы и другие в Маньчжурии петербургских и харбинских архитекторов , 1909–1913 гг. // Леонтий Бенуа и его время. СПб., 2008. С. 246-249. Левошко С. С. Храм Христа Спасителя в Мукдене (Китай) как отражение традиций памяти в православии: доклад на конференции «Религиозная деятельность русского зарубежья», 9-10 ноября 2005 // Религиозные деятели русского зарубежья. Библиотека иностранной литературы им. Рудомино. |
Приложения: | |
Связи: | |
География: | |
Составители: | |
Дата ввода: |
06.11.2013 |