НЕЧИТАЙЛОВ Василий Николаевич
Necitailov Vasily
29 июля / 10 августа 1886 (слобода Бобриково, Миусский округ, Область Войска Донского) – 12 августа 1980 (Амальфи, Италия). Живописец, литератор.
Сын сельского учителя. Детство прошло в Ростове-на-Дону. Художественное образование получил в Москве, затем, по собственному свидетельству, ‒ в ИАХ в Санкт-Петербурге (архивных свидетельств не обнаружено). Своим главным учителем считал М. В. Нестерова. В Первую мировую войну был призван в армию, служил в казачьих частях в Российском экспедиционном корпусе на территории Персии. В 1919 издал фольклорный сборник эссе «Иран: Легенды и миниатюры».
В 1920 с частями Белой армии через Константинополь эмигрировал в Болгарию. Работал школьным учителем в городке Трън, писал очерки для русской прессы, переводил с болгарского. При одобрении и поддержке писателей Е. Н. Чирикова и А. М. Федорова занялся собиранием песен и былин южных славян. Издание «Песен южных славян» не состоялось, но некоторые из них были опубликованы в пражских журналах «Русская мысль» (1922, апрель) и «Воля России» (1925, № 4, 9/10). В сентябре 1923 провел персональную выставку в Софии.
В 1924/1925 перебрался во Францию и поселился в Бельфоре на востоке страны. Писал преимущественно городские пейзажи и марины. Первая выставка в Бельфоре состоялась в январе 1926, вторая ‒ в апреле того же года. Несколько картин было приобретено местным музеем. Часто совершал творческие поездки по городам Лазурного берега Франции, в Венецию, Рим, Египет. Провел выставки в Лионе (1928, гал. Beaux Art), Нанси (1929, гал. Mosser), Париже (1929, гал. Ecalle). Участник групповой выставки художественной секции Объединения русских, окончивших высшие учебные заведения за рубежом (ОРОВУЗ) в Париже (1931).
В 1936 переехал в Италию. После кратковременного проживания в Риме, Венеции, Флоренции, Турине и Генуе (и после краткого неудачного брака с итальянкой), по совету своего приятеля И.П. Загоруйко, в начале 1940-х поселился на Амальфитанском побережье. Годы войны провел в тихом горном Равелло, стараясь не привлекать к себе внимания, а после войны обосновался в Амальфи. В этот период он начал профессионально заниматься пчеловодством и достиг в этой сфере такого авторитета, что в 1947 был приглашен на Первый итальянский конгресс пчеловодов в Анконе. По воспоминаниям людей, знавших художника, именно мед, а не картины были основным источником его доходов.
С начала 1940-х наметился религиозный поворот в жизни и творчестве художника. В 1940 он принял католичество восточного обряда и был включен в состав русско-католического прихода в Риме, единственного такого рода в Италии, с богослужениями на славянском языке. Его другом и покровителем стал Анджело Россини, архиепископ Амальфитанский. В 1950 муниципалитет г. Амальфи в знак признания трудов художника на благо города передал ему прибрежную виллу для мастерской, которую он назвал «Эрмитаж».
В 1947 завершил большое полотно «Пьета», которое было представлено в 1950 на Международной выставке религиозного искусства в Ватикане и приобретено Папой Пием XII для коллекций Ватиканских музеев (в настоящее время находится в посольстве Святого Престола в Коста-Рике). Самая известная религиозная картина художника – «Чудесный лов (Призвание апостола)» (1950–1955, размер 250 х 350 см), посвященная апостолу Андрею Первозванному, была выполнена по заказу архиепископа А. Россини для входной стены кафедрального собора Амальфи, в крипте которого почивают мощи апостола Андрея.
В последующие годы исполнил картины «Мадонна Иммаколата (Непорочно зачатую или «Амальфитанская Мадонна» (1958) для домовой церкви Амальфитанской семинарии, «Рождество Христово» (1964 , размер 230 х 370 см) и «Благовещение» (1960-е) для Русско-каталической церкви св. Антония в Риме, многофигурные композиции «Прибытие иконы богоматери в Позитано» (1955–1958, размер 250 х 350 см) и «Коронование [иконы] Девы Марии» (1960–1963, размер 250 х 350 см) для собора г. Позитано. Согласно ренессансной традиции, среди персонажей многофигурных картин (рыбаки, ученики Христа и т.п.) изобразил жителей Позитано и Амальфи, в том числе и свои автопортреты.
К концу жизни страдал от психического расстройства, его мучили призраки Гражданской войны, чекисты, «красные» шпионы и тому подобное. Художник почти никого не допускал к себе, уничтожил личный архив, а в последние дни говорил исключительно на русском языке, понять который никто из окружавших его амальфитанцев был не в состоянии. Похоронен на кладбище в амальфитанском предместье Веттика (на надгробии ошибочно указана дата рождения ‒ 2 августа 1988).
В ноябре 2012 – январе 2013 в Амальфи в Базилике Распятия (Basilica del Crocifisso) прошла персональная выставка (23 произведения, кураторы: Массимо Риччарди и Михаил Талалай).
Библиография: |
* Неизвестная Россия. Талалай М. "Эрмитаж" в Средиземноморье: художник Василий Нечитайлов и его окружение // Русское зарубежье. Кн. 3. СПб., 2004. С. 345-348. Талалай М. Русский дон Базилио. Художник из Италии Василий Нечитайлов // Истина и Жизнь. 2004, № 9. С. 48-51. Талалай М. Нечитайлов, Василий Николаевич // Католическая энциклопедия. Т. 3. М.: Научная книга, 2007. С. 808-809. Нечитайлов Ю. Н., Талалай М. Г. Русский Дон Базилио: Судьба и наследие В. Н. Нечитайлова. М.: Старая Басманная, 2014. Нечитайлов Ю. Василий Нечитайлов: дон Базилио с Нахаловки // Ростовский берег: Сайт истории донского края Zagoruiko G. I pittori russi a Positano / A cura di M. Bignardi. Ravello 1995. P. 18-19. Il piccolo ‘Ermitage’ di Vasilij Nečitajlov / A cura di M. Ricciardi e Michail Talalay. Amalfi, 2013. Сочинения: Иран. Легенды и миниатюры. Туапсе, 1919. Иран. Легенды и миниатюры / Публ., вступление М. Талалая // Рубеж. Тихоокеанский альманах. 2008, № 8 (870). С. 314-326. |
Произведения: | |
Приложения: | |
Связи: | |
География: | |
Составители: | |
Благодарности: |
Юрию Нечитайлову за дополонительные сведения и фотографии. |
Дата ввода: |
01.01.2012 |