ЛИБЕРМАН Александр Семенович

Liberman A.

А. С. Либерман. Фотография.

4 сентября 1912 (Киев) – 17 ноября 1999 (Майами-Бич, штат Флорида, США). Скульптор, живописец, художественный редактор и фотохудожник.

Сын крупного поставщика леса, сумевшего при большевиках сохранить свое положение; мать – Генриетта Паскар, директор Первого государственного театра для детей в Москве. Детство провел в Петрограде и Москве.

В 1921 уехал с отцом для лечения в Лондон. Учился в Англии, с 1926 – во Франции, в элитной École des Roches в Нормандии. С 1929 занимался живописью и архитектурой в разных школах: в академии А. Лота, на архитектурном отделении Национальной школы изящных искусств, в архитектурной школе А. Перрет. В годы учебы увлекся фотографией. В 1933–1937 работал помощником художественного редактора парижского еженедельника «Vu». В 1936 участвовал в создании одного из первых цветных фильмов, посвященных живописи, – «Французская женщина в искусстве»; выпустил одноименный фотоальбом. В 1937 получил золотую медаль за журнальную графику на Всемирной выставке в Париже.

В 1941 переехал в США, поселился в Нью-Йорк, женился (вторым браком) на племяннице художника А. Е. Яковлева Татьяне. В 1946 получил американское гражданство.

С 1943 – художественный редактор журнала «Vogue». Получил американское гражданство (1946). В 1962–1994 – главный редактор издательского объединения «Condé Nast Publications» (журналы «Vogue», «Glamour», «Gentelmen’s Quarterly», «House and Garden» и др.), один из наиболее влиятельных людей в журнальном бизнесе, в значительной степени определивший облик современных американских журналов.

В живописи прошел путь от фигуративных картин до абстрактных геометрических композиций. Картины по его эскизам часто выполнялись художником-помощником, так как работа в журналах не оставляла свободного времени. В 1954 участвовал в выставке «Молодые художники Америки» в Музее Гуггенхейма, в 1960 провел первую персональную выставку в галерее Betty Parsons; в дальнейшем неоднократно устраивал выставки в Нью-Йорке (галереи B. Parsons, A. Emmerich и др.). В 1960-е исполнял абстрактные скульптуры-ансамбли из крупногабаритного металлолома.

В 1947–1959 ежегодно ездил в Европу. С 1947 работал над циклом фотоэссе «Художник в своей мастерской» – о 39-ти художниках Парижской школы. В 1960 провел одноименную фотовыставку в Художественном институте Чикаго и выпустил альбом. В 1994 издал фотоальбом «Campidoglio», посвященный архитектурному ансамблю Капитолия в Риме, с предисловием Иосифа Бродского, в 1995 – фотоальбом «Then», в 1997 – фотоальбом «Prayers in Stone». О его творчестве был снят кинофильм «A Lifetime Burning» (1981).

Согласно завещанию прах художника был развеян над Филиппинами. Произведения находятся в музеях Метрополитен и Гуггенхайма, в Центре искусства Storm Кing, в Музеее и парке скульптуры Хиршхорн, Галерее Тэйт, Смитсоновском музее американского искусства. Фотоархив художника находится в Научной библиотеке Исследовательского института :Ж. П. Гетти (J. Paul Getty Research Institute) в Лос-Анжелесе, Калифорния. В 2003 в Музее Ж. П. Гетти состоялась большая выставка его фотографий. В 2008–2009 работы художника экспонировались в Русском музее, Третьяковской галерее, в Художественном музее Фреда-Джонса-младшего (Оклахома) и Художественном музее Сан-Диего (Калифорния) на выставке «Американские художники из Российской империи».

Библиография:

* ХРЗ; Cummings.

Американские художники из Российской империи: Альманах. Вып. 208. СПб., 2008. С. 273.

Painting and sculpture, 1950–1970: [Catalogue]. Corcoran Gallery of Art. Washington, 1970.

Rose B. Alexander Liberman. New York: Abbeville Press, 1981.

Kazanjan D., Tomkins C. Alex: The Life of Alexander Liberman. New York: Albert A. Knopf, 1993.

du Plessix Gray F. Them. A Memoir of Parents. N.Y., 2005.

Фотоальбомы:

La Femme Francaise dans l'Art. Paris, 1936.

The Artist in His Studio / Text and photographs by Alexander Liberman, with a foreword by James Thrall Soby. New York: The Viking Press, 1960; New York: Random House, 1988.

Greece, Gods and Art / Introd. by Robert Graves. Texts and commentaries on the photographs by Iris C. Love. New York: The Viking Press, 1968.

Marlene: An Intimate Photographic Memoir. New York: Random House, 1992.

Campidoglio: Michelangelo's Roman Capitol / With an essay by Joseph Brodsky. New York: Random House, 1994.

Then: Photographs. 1925–1995 / Preface by Calvin Tomkins. New York: Random House, 1995. Prayers in Stone / Historical essays by Diane Kelder. New York: Random House, 1997.

Архивы:
Произведения:
Приложения:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

13.04.2011