АГАДАТИ Барух (собств. Каушанский Борис Львович)

Agadati (né Kauchansky) B.

Б. Агадати. Фото конца 1930-х.

1895 (Бендеры, Бессарабия, ныне Молдова) – 18 января 1976 (Телль-Авив, Израиль). Танцовщик, хореограф, кинорежиссер и живописец.

Из состоятельной еврейской семьи, сын Арье-Лейба (Льва) Каушанского. Учился в хедере и в светской гимназии в Бендерах. В 15 лет самостоятельно уехал в Палестину и поступил в Школу искусств и ремесел «Бецалель», где учился у ее основателя Б. Шаца и у А. Панна. Некоторое время зарабатывал на жизнь укладкой асфальта на шоссе Петах-Тиква – Тель-Авив, позже – частными уроками танца. В 1914 вернулся в Россию и поступил в балетную школу при Одесском оперном театре, по окончании которой был зачислен в труппу. Тогда же взял себе псевдоним Агадати (на иврите: «легендарный»).

После окончания Первой мировой войны в 1919 вновь уехал в Палестину на корабле «Руслан» – первом судне, которое вывезло в Палестину евреев из Одессы. В дальнейшем посвятил себя танцу. Сначала организовал труппу классического танца «Еврейский художественный балет», позже переключился на современную хореографию. Поставил несколько танцевальных представлений с использованием произведений классической музыки, традиционного хасидского танца (хусидл) и с костюмами по собственным эскизам. В дальнейшем стал включать в программы восточные и религиозные мотивы. Выступал солистом собственной труппы, которая получила название «Хеврэ траск». В начале 1920-х, опираясь на ритмику молдавских народных танцев, создал на музыку композитора Александра Босковича собственный танец – «хора Агадати». Получил признание как создатель новой еврейской танцевальной школы. В 1925 в Тель-Авиве вышла на иврите первая монография о нем: «Мастер нового еврейского танца» (тексты Ашера Бараша, Ицхака Каха, Менаше Рабиновича; издательство «Хедим»).

В 1923–1927 жил в Европе, гастролировал со своей труппой в Варшаве, Берлине, Вене и Париже. Встречался в Париже с М. Ф. Ларионовым и с Н. С. Гончаровой, подружился с М. Л. Мане-Кацом, М. Кислингом и Х. Орловой. Эти художники неоднократно его портретировали, а Гончарова выполнила эскизы некоторых костюмов для его труппы.

По возвращении в Тель-Авив занимался постановкой ежегодных карнавальных шествий «Адлояда» на праздник Пурим, которые в результате стали традиционными. В дальнейшем полностью отошел от хореографии, посвятил себя кинематографу и живописи (писал акварели на шелке).

В 1928 снялся в совместном палестино-немецком фильме «Весна в Палестине», который представлял собой комбинацию игрового кинематографа с документальной хроникой. В 1931 вместе с младшим братом Ицхаком Каушанским (позднее Ицхак Агадати; 1903–1980) основал кинокомпанию «Aga-film», которая выпускала документальную кинохронику из жизни поселенцев. В 1935 выпустил свой первый художественный фильм «Вот она, наша земля», включавший документальные фрагменты (сценарий Авигдора Ха Меири); это был также первый звуковой фильм, снятый в Палестине. В середине 1930-х открыл в Тель-Авиве первый постоянный кинотеатр.

В 1950 вместе с братьями Навон (Йосефом и Мордехаем) открыл первую в новообразованном Израиле кинокомпанию «Гева» в Тель-Авиве. Был не только продюсером, но также режиссером-постановщиком, сценаристом, оператором и художником-оформителем собственных картин. В числе созданных им фильмов: «Оазис в пустыне» (1960; специальная премия на кинофестивале в Стокгольме), «I Like Mike» (1961), «Завтрашнее вчера» (1964), «Такая компания» (1964), «Он шёл полями» (1967; по роману Моше Шамира) и др.

Похоронен на кладбище Трумпельдор в Тель-Авиве. В 1976 в Израиле вышел о нем документальный фильм Адама Гринберга. В 1986 в галерее имени Реувена Рубина в Тель-Авиве состоялась выставка «Четыре лика Баруха Агадати» (киноработы, художественный танец, организации красочных карнавалов, изобразительное искусство). В 1997 появился документальный фильм Гиллеля Тристера «Agadati: Screen of an Artist». Именем художника названы улицы в городах Израиля.

Библиография:

* РЗФ.

Гросс Я. Пионеры израильского кино. Пер. с иврита В. Радуцкого // Евреи в культуре Русского Зарубежья / Под ред. М. Пархомовского. Т. 2. Иерусалим, 1993. С. 392-418.

Произведения:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

02.11.2012