АЛЕКСЕЕВ Александр Алексеевич

Alexeieff A.

А. А. Алексеев в Берлине. 1935. Фото предоставлено С. А. Алексеевой-Рокуэл.

5/18 августа 1901 (Казань) – 9 августа 1982 (Париж). График, режиссер и художник-аниматор.

Раннее детство провел в Константинополе, где отец работал военным атташе. После исчезновения отца при невыясненных обстоятельствах семья вернулась в Россию. В 1912–1917 учился в 1-м кадетском корпусе в Петербурге. Увлекся рисованием и получил разрешение раз в неделю рисовать в музее. С началом революции уехал к родственникам в Уфу, продолжал заниматься рисованием и записался в Школу искусств, организованную Д. Д. Бурлюком. В 1919 бежал из Уфы во Владивосток, учился в Морском училище. В январе 1920 с беженцами сел на корабль, который через Японию, Китай и Индию пришел в Египет. Из Египта перебрался в Англию, затем во Францию; в 1921 обосновался в Париже.

Познакомился в Париже с С. Ю. Судейкиным, стал его учеником и помощником. В 1922–1925 работал декоратором-исполнителем во многих парижских театрах: у Н. Балиева, Ж. Питоева, Ф. Комиссаржевского, Гастона Бати, Луи Жувэ и др. Участвовал в оформлении спектаклей Русского балета С. П. Дягилева и Шведского балета. Посещал занятия в академии Гранд Шомьер.

В 1923 женился на актрисе театра Ж. Питоева А. A. Гриневской; в том же году у них родилась дочь Светлана. С 1925 при поддержке писателя Ф. Супо и издателя Я. Шифрина стал получать заказы на иллюстрирование книг, в том числе французских переводов «Записок сумасшедшего» Н. В. Гоголя (1927), «Братьев Карамазовых» Ф. М. Достоевского (1929), «Пиковой дамы» (1928) и «Повестей Белкина» (1930) А. С. Пушкина. Многие иллюстрации были напечатаны мастером-гравером Эдмоном Ригалом. В 1927 участвовал в выставке «7 иллюстраторов» в галерее d’Art Contemporain, в 1928 совместно с А. Бродовичем провел выставку в галерее J. Povolotzky, в 1929 выставил литографии (иллюстрации к роману «Братья Карамазовы») в галерее d’Art Contemporain. Участвовал в Выставке русского искусства в Брюсселе (1928). В 1930 тяжелая болезнь, вызванная работой с кислотами, привела к удалению легкого и длительному лечению в санатории.

По возвращении в Париж под впечатлением от экспериментальных фильмов «Механический балет» Ф. Леже и «Идея» Б. Барташа решил попробовать себя в кинематографе. В 1931 разработал способ съемки анимационных фильмов с помощью «игольчатого экрана». (изобретение было запатентовано в 1935). «Игольчатый экран» представлял собой большое число подвижных иголок (первый экран состоял из 500 тыс. иголок), укрепленных на освещенной белой доске и отбрасывающих на нее тень в виде штрихов; при надавливании на игольчатую поверхность длина теневых штрихов укорачивалась, благодаря чему создавалось изображение, напоминающее штриховую гравюру. В 1933 вместе со своей ученицей и помощницей Клер Паркер (1906–1981) реализовал изобретение в восьмиминутном анимационном фильме «Ночь на Лысой горе» на музыку М. П. Мусоргского. В том же году основал студию анимационных фильмов, в которой работали П. Гранвиль (звук), А. Гриневская, К. Паркер (съемки), Ж. Виоле и Е. Раик (декорации). В 1935 поставил кукольно-игровой фильм «Спящая красавица». Позже переключился на создание рекламных анимационных роликов для коммерческих фирм. В 1939 его офорты демонстрировались на выставке «Сон в искусстве и литературе», организованной журналом «Visages du Monde» в галерее d’Art Contemporain.

В 1940 вместе с А. А. Гриневской нашел прибежище у родственников К. Паркер в США. В 1941 получил развод и женился на Паркер. В 1943 снял в Канаде в технике «игольчатого экрана» (1 млн. иголок) экспериментальный фильм «Мимоходом».

В 1946 вернулся в Париж. В дальнейшем выпустил около 50 рекламных рисованных фильмов. Создал анимационные фильмы «Нос» (по повести Гоголя, 1963), «Картинки с выставки» и «Три темы» (1972 и 1980; оба – по музыкальным темам М. П. Мусоргского), пролог и эпилог к фильму «Процесс» по роману Ф. Кафки (реж. О. Уэллс, 1962). Разработал ряд новых технических приемов в области анимации, написал несколько теоретических статей. В 1951 совместно с К. Паркер изобрел еще одну новую технику анимации «тотализацию» – покадровую съемку движущихся предметов; так был снят рекламный ролик «Дымы», удостоенный приза в на Венецианском биеннале (1952). Стал членом Французской кинематографической академии.

Создал иллюстрации к «Слову о полку Игореве» (1950), «Сказкам» Э. Т. А. Гофмана (1960), «Анне Карениной» Л. Н. Толстого (1951–1957; не издано); иллюстрации к «Доктору Живаго» Б. Пастернака (1959, 54 илл.) и «Запискам из подполья» Ф. М. Достоевского (1967, 202 илл.) были выполнены с помощью «игольчатого экрана». В книжной иллюстрации использовал технику рисунка пером, офорта, акватинты, цветной литографии и ксилографии, прибегал к «игольчатому экрану», фотомонтажу и другим приемам из области анимационного кино. Исполнил несколько медалей по заказу Монетного двора.

В 1975 и 1984 состоялись выставки в замке Аннеси, в 1991 – в галерее des Artistes в Париже (в честь 90-летия со дня рождения). Его творчеству посвящены фильмы «Мой иллюстрированный мир» (1971, реж. Жан Мусель), «Игольчатый экран» (1973, реж. Норман Мак-Ларрен) и лазерный диск, созданный японской корпорацией «Pioneer» (1988, реж. Сесиль Стар). Голландский писатель Эдгар дю Перрон вывел его в образе одного из героев романа «Родина» / «Le pays d’origine» (1980). В 1995 ретроспективная выставка и показ его фильмов состоялись в рамках XIX Московского кинофестиваля. В 2005 петербургское издательство «Вита Нова» выпустило четыре тома с двумястами иллюстраций художника к романам «Братья Карамазовы» Ф.М.Достоевского и «Анна Каренина» Л. Н. Толстого, а также книгу «Александр Алексеев: Диалог с книгой». Летом 2011 обширная выставка книжных иллюстраций А. А. Алексеева состоялась в Литературном музее в Москве.

Все графические работы А. А. Алексеева были проданы его дочерью Светланой Алексеевой-Рокуэл в Fondation Art ex East в Женеве. Музей кино в Москве получил от нее копии ряда документов и фильмов отца. Фонд мастерской А. А. Алексеева имеется в архиве Национального центра кинематографии Франции.

Библиография:

* ХРЗ; AI 1/18, 2/18, 7/19, 16/9, 19/5; WWAA 1947/22, 1953/7.

Эттингер П. Русское искусство за границей // Печать и революция. 1928. Кн. 4. С. 125–126.

Александр Бенуа размышляет...: Статьи, письма, высказывания / Под ред. И. С. Зильберштейна и А. Н. Савинова. М.: Советский художник, 1968. (Указ.).

Фиц М. Беседа с А. А. Алексеевым // Русская мысль (Париж). 1972. 13 апр. (№ 2890). С. 7.

Александр Алексеев: Материалы к выставке графики и ретроспективе фильмов в рамках XIX Московского международного кинофестиваля. М.: Изд-во Музея кино, 1995.

Федорова Е. Из тени забвения возвращается имя художника-аниматора Александра Алексеева в Россию // С.-Петерб. ведомости. 1996. 29 июня. С. 5.

Русский Париж. 1910–1960. ГРМ: Альманах. Вып. 35. СПб., 2003. С. 100-103 (илл.).

Александр Алексеев: Диалог с книгой [: статьи и интервью художника, а также статьи и мемуары о нем Филиппа Супо, Клер Паркер, Жоржа Нива, Светланы Алексеевой-Рокуэлл, Михаила Шемякина] / Предисловие, сост. и общ. ред. А. Дмитренко. СПб.: Вита Нова, 2005 — 80 с.: 115 илл.

Леонидов В. Этот изумительный Алексеев // Наше наследие. 2007. № 81.

Нива Ж. Дар страдания, дар света: Алексеев в диалоге: от Достоевского к Пастернаку // Наше наследие. 2007. № 81.

Башмаков А. И., Башмаков М. И. Художник книги Александр Алексеев. СПб, 2010.

Сеславинский М. В. Рандеву: Русские художники во французском книгоиздании первой половины ХХ века. М., 2010. С. 60–75.

Конструктор мерцающих форм, книжная графика А. Алексеева из собрания Бориса Фридмана. СПб.: Вита Нова, 2011.

Cheronnet L. Alexeieff: Illustrateur du Fantastique // Art et Décoration. 1932. Vol. 61, Mai. P. 147–154.

Cheronnet L. Une nuit sur le Mont Chauve: Film en gravure animée par Alexeieff et C. Parker // Art et Décoration. 1934. Vol. 63, Oct. P. 377–381, il.

Alexandre Alexeieff: Claire Parker. Films et eaux-fortes. 1925–1975 / Catalogue conçu par A. Alexeieff. Exposition au Château d’Annecy été 1975.

Entretien avec Alexandre Alexeieff et Claire Parker / Propos recueillis par Nicole Salmon et Jackie Jast en décembre 1979. Annecy, s. a.

Alexandre Alexeieff ou la gravure animée: [Catalogue]. Musée-Château d’Annecy. Annecy, 1983.

Pages d’Alexeieff / Receuillies par G. Bedazzi: Аtelier de cinéma d’animation. Annecy, 1983.

L’œuvre romanesque d’André Malraux, gravée par A. Alexeïeff / Dossier de presse à l’occasion de l’exposition organisée à la Galerie des Artistes, 55, Rue Montparnasse. Paris, 1991.

Bendazzi G. Alexeieff: d’un Maître — Itinerary of a Master [: Bilingue français anglais: Textes de Youri Norstein, Oleg Kovalov, Nikolaï Izvolov, Michèle Reverdy, Robin Allan, Marco Fragonara, Georges Nivat, Claudine Eizykman, Guy Fihman, Dominique Willoughby, Anne Saint-Dreux, Cecile Starr, Svetlana Alexeïeff-Rockwell, Alexandre Rockwell ] / Sous la direction de G.Bendazzi. Paris: Dreamland édition, CICA, Cinémathèque Française, Cinédoc, 2001.

Произведения:
Приложения:
Связи:
География:
Составители:
Благодарности:

Светлане Александровне Алексеевой-Рокуэл за предоставленные сведения и фотографии.

Дата ввода:

05.09.2011