ЦЕРКОВЬ СВВ. АПП. ПЕТРА И ПАВЛА. Хамина, Финляндия
Apostolien Pietarin ja Paavalin kirkko
После заключения в 1721 Ништадтского мира, по повелению шведского Короля Фридриха в основанном в 1653 Веккелакс-Ништадте была заложена крепость, а город в честь короля переименован в Фредриксхамн (по-русски Фридрихсгам). По Абоскому миру 1742 город с частью Финляндии отошел к России и стал гарнизонным, что потребовало сооружения православного храма.
Первоначально солдаты и офицеры молились в полковой домовой церкви, освященной 25 декабря 1744 и построенной «из ветхого хоромного строения и досок». Вскоре из Выборга была привезена походная Петропавловская церковь, которая до 1721 находилась у русского гарнизона в Нейшлоте. 9 марта 1745 ее освятил в деревянном здании выборгский протопоп Лаврентий.
Новая деревянная церквь была задумана в 1748, и его строительство Синод поручил Военной коллегии, 25 января 1749 принявшей соответствующий указ. Однако дело затянулось и только в 1759 было повелено начать постройку «по представленному плану, однако, величиною и по препорцию состоящего тамо приходу», со сметой в 2296 руб. В это время в городе жило около 200 православных, главным образом военных и купцов.
В 1762 новая церковь была возведена и украшена трехъярусным иконостасом. Ее автором называют Трезини из Петербурга; вероятнее всего, это был Пьетро-Антонио Трезини. Осенью 1763 новая церковь была освящена, а полковая разобрана. В 1773 на православном кладбище за городом была выстроена деревянная часовня. К 1775 церковь сильно обветшала, и архитектор Карл Паульсен предложил ее капитально отремонтировать.
Гарнизон вместо этого захотел возвести новую, тоже деревянную, с колокольней. Церковь была в конце 1782 готова и стояла вблизи Выборгских ворот. Архитектором, как предполагают, был Н. А. Львов. Когда в 1783 крепость посетила Императрица Екатерина II, приехавшая на встречу со шведским королем Густавом III, то она пожертвовала храму 600 руб. Только 8 июня 1786 состоялось освящение, которое совершил прот. Малахия Иванов из Выборгского собора. Стоила постройка около 3 тыс. руб. Иконостас был сделан в Петербурге. Иконы написал священник Парфений Самсонов из Новгорода. Во время своей службы во Фридрихсгаме А. В. Суворов подарил церкви две иконы, которые сохранились, а также колокол весом в 850 кг.
В 1803–1806 был пристроен Никольский придел, освященный прот. Феодором Логаневским из Выборга. В 1809 в городе, в Круглой башне, между Россией и Швецией был заключен мирный договор, по которому вся Финляндия отошла к России. Простоявшую 36 лет церковь посещали три Императора: Павел I, Александр I и Николай I.
Так как церковное здание пострадало от городского пожара, бушевавшего в городе 6 августа 1821 и истребившего две трети домов, то по повелению Императора Николая I оно в 1831 было разобрано, ибо не подлежало намеченному ремонту. Уже в 1827 «открылось, что все строение совершенно обветшало» и «по бедности жителей… нет ни малейшей надежды, чтобы они в состоянии были поддержать от упадка сие церковное здание». Богослужения перенесли в помещение городского магистрата. В это время православных в городе насчитывалось 1413 человек, 80 % состовляли солдаты гарнизона, в 1856 их число выросло до 2251 человек, все – русские. Священник окормлял также больных военного госпиталя.
Постройка нынешнего каменного Петропавловского храма была начата 19 мая 1831 с образования строительного комитета, при активном участии генерал-губернатора гр. А. А. Закревского, испросившего нужные средства у Императора. Комитет возглавил комендант города. Храм был возведен на месте сгоревшей лютеранской кирки, на главной площади крепости, у Вильманстрандских ворот, на месте, указанном Николаем I при своем посещении города 1 августа 1830 года.
Постройка стоила 140 тыс. руб. (их взяли из Комитета Духовных училищ) и была завершена в 1835 подрядчиками местными купцами Яковом Вавулиным и Гаврилой Ушаковым. Освящен 21 февраля 1837 прот. Алексием Владыкиным, благочинным из Кексгольма. Автором проекта принято считать петербургского архитектора Висконти. Вероятно, им был Давид Висконти. Утварь была взята из прежнего храма, только заново позолочена; хрустальное паникадило куплено за 800 руб. в Петербурге.
Храм-ротонда стоит на гранитном цоколе. Фасад оформлен прилегающими и заглубленными дорическими колоннами. Внутри он имеет форму греческого креста, в простенках которого находятся диаконник и ризница, а также лестницы: одна ведет на звонницу, другая – на хоры. Центральную часть завершает широкий цилиндрический барабан, перекрытый куполом. Высота здания с цоколем и крестом – 34 м.
Архитектор И. Н. Кудрявцев, знаток русского церковного зодчества, изучая историю постройки церкви, пытался найти ее автора, однако безрезультатно. В архиве отдела исторических зданий Музейного управления Финляндии удалось найти чертежи с надписью: «Высочайше утверждены 2 августа 1830 года», подписанные инженер-подпоручиком Волошиным и членом строительного комитета Крюковским, но это были лишь копии. В 1836 на месте старой разобранной церкви была построена круглая каменная часовня, автором которой был, несомненно, тот же неизвестный пока архитектор.
В ночь с 9 на 10 мая 1840 епархиальный храм пострадал при сильном пожаре, но приход был «по бедности своей не в состоянии собственным иждивением покрыть издержки на сумму 2104 руб. серебром» на необходимый ремонт. Только через два года причту было дозволено употребить для этой цели неприкосновенные средства и позолотить пострадавший иконостас.
Неудачным оказалось размещение колоколов в объеме храма – их звон мешал богослужению. Поэтому в 1862 была построена отдельно от храма каменная шатровая колокольня в византийском стиле высотой в 14 саженей (29,8 м). На нее подняли семь колоколов, самый большой из которых весит 1,6 тонн. В 1901 на православном кладбище построена каменная Казанская часовня, деньги на которую дала А. П. Аладьина.
Кроме вышеупомянутых двух образов, подаренных Суворовым, и хрустальной люстры XVIII века, к примечательностям церкви можно отнести две иконы в больших золоченых киотах: апп. Петра и Павла и свт. Николая Чудотворца. Первая получена в 1742 из Выборга, вторая – в 1811 подарена гарнизонным Невским полком. Серебряные ризы этих икон сделаны в 1838 из вещей, оставшихся от прежней церкви. В церкви есть также много старинных икон, которые перенесены из других храмов.
Внешний вид Фридрихсгама «долго, – как отмечали путеводители, – сохранявший тип городов XVIII столетия, стал быстро преобразовываться после 1887, когда значительная его часть была уничтожена пожаром». Посетив в 1906 храм, архиепископ Антоний назвал приход «исключительно русским», но «постепенно вымирающим». Прихожанами по-прежнему были в основном солдаты и офицеры гарнизона, которые после получения финляндской независимости уехали из города, поменявшего свое название.
На территории Хаминского прихода сейчас действуют и другие церкви: Казанской Божией Матери (кладбищенская) и Воздвижения Креста Господня в г. Коувола (бывшая русская воинская церковь, 1911) и часовня в Мюллюкоски. В приходе насчитывается около 1000 зарегистрированных членов, в большинстве православных финнов, отчего службы идут только на финском языке. Настоятелем служит прот. Лео Хууринайнен.
Адрес: Raatihuoneentori, FIN-49400 Hamina
Библиография: |
* РГИА. Ф. 796. Оп. 30. Д. 570; Ф. 797. Оп. 3. Д. 12048; Оп. 12. Д. 30994; ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 1. Д. 2617, 3163, 8758, 9517. Л. 201–220; Д. 12512, 13211; Оп. 8. Д. 210; Оп. 17. Д. 772; Оп. 22. Д. 42; Оп. 33. Д. 57. Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии. Т. 4. СПб., 1875. С. 106–119. Религиозно-нравственный отчет по приходу Фридрихсгамской Петропавловской церкви за 1903-й год. Фридрихсгам, 1904. Львов Н. А. Избранные сочинения. Кельн; СПб., 1994. С. 374. № 15. Невский архив. Вып. V. 2001. С. 487–489. Aamun Koitto. 1953. № 17. С. 122–123. Uskon viesti. 1980. №. 5. С. 4–5. № 6. С. 4–6. |
Приложения: | |
Связи: | |
География: | |
Составители: | |
Источник: |
Русские храмы и обители в Европе / Авт.-состав. В. В. Антонов, А. В. Кобак. СПб.: Лики России, 2005. |
Дата ввода: |
25.12.2013 |