СВЯТО-ТРОИЦКИЙ ЛИНТУЛЬСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ. Паллоки, Финляндия

Lintulan Pyhän Kolminaisuudennaisluostari

Свято-Троицкий Линтульский женский монастырь. Паллокки, Финляндия

Основание Линтульского общежительного монастыря относится к концу XIX столетия. В 1881 д. с. с. Федор Петрович Неронов купил в Выборгской губернии, в 14 верстах от ст. Териоки (ныне Зеленогорск), обширное имение «Линтула» (в переводе «Птички», точнее «Птичье»). В 1894 он и его жена Лариса Алексеевна (урожд. Агарева), задумали устроить в имении женскую общину, дом трудолюбия и милосердия, для чего обратились к архиепископу Выборгскому и Финляндскому Антонию (Вадковскому) за благословением, заявив, что готовы пожертвовать общине в вечное пользование полевые, сенокосные и лесные угодья с жилыми и хозяйственными постройками, а также построить храм для сестер.

На обращение Высокопреосвященнейшего Антония 12 августа 1895 последовала резолюция: «Государь Император <...> Высочайше соизволил на учреждение в принадлежащем тайному советнику Федору Неронову с женою имении “Линтула” <...> женской общины, с наименованием оной “Свято-Троицкою Линтульскою женскою общиною в Финляндии”».

Что побудило Неронова создать монастырь в своем имении? Он служил в Департаменте железных дорог на весьма высокой должности. Когда 17 октября 1888 произошло крушение Императорского поезда в Борках, Неронова обвинили в халатности. Возможно, угрызения совести заставили его искать искупления своей вины в богоугодном деле. Он пожертвовал для обители 200 гектаров, позднее прибавив к ним новые участки.

Деревянная церковь для общины была построена по проекту синодального архитектора Е. Л. Морозова. Ее освящение состоялось 4 июня 1895 и было совершено в честь Пресвятой Троицы архиепископом Выборгским и Финляндским Антонием в сослужении св. прав. о. Иоанна Сергиева (Кронштадтского). За литургией пел известный хор Архангельского, прибывший из Петербурга.

Официальное открытие общины состоялось годом позднее – 12 августа 1896. Божественную литургию в этот день снова совершил Высокопреосвященный Антоний в сослужении о. Иоанна Кронштадтского и при пении сестер. Торжественное архиерейское служение привлекло столько народу, что многие были вынуждены стоять на улице. В конце литургии о. Иоанн сказал проникновенное слово, обращенное к сестрам. Он поставил сестрам (первые прибыли из Казанского монастыря в Мокшанах Пензенской епархии) в послушание труд, которым они должны добывать все необходимое для существования.

Община жила главным образом за счет сельского хозяйства и пожертвований. Сестры пахали, жали, молотили, работали на скотном дворе и молочной ферме. Хорошо налажено было птицеводство и пчеловодство. На берегу реки была построена мельница, работала небольшая лесопилка.

Постановлением от 18 августа 1905 Синод придал общине статус монастыря; настоятельницей была назначена монахиня Смарагда. 1910-е были годами расцвета обители. Число сестер достигло 70 человек, был построен дом для сирот, открыта школа. Однако в 1916 начались испытания – на Страстной неделе сгорела церковь. В следующем году, когда Финляндия стала независимой, граница закрылась, и монастырь, утратив связь с Россией, сделался островком православного благочестия на территории иноязычной и инославной страны.

Жизнь в новых условиях вскоре наладилась, хотя приняла более скромные формы. Благодаря щедрости кн. Ивана Николаевича Салтыкова по проекту архитектора Ганса фон Баха был построен новый храм в стиле национального романтизма («северного модерна»). Он был возведен на гранитном фундаменте сгоревшего и освящен 24 октября 1919 архиепископом Выборгским и Финляндским Серафимом (Лукьяновым). В крипте была сделана усыпальница для его жены.

До 1923 монастырь подчинялся Московской Патриархии, после чего перешел в юрисдицию финляндской Православной церкви и принял новый стиль. Служили в церкви монахи Валаамского и коневецкого монастырей.

1939-й стал роковым для монастыря. В ноябре месяце вспыхнула советско-финская «зимняя война». 11 октября началась эвакуация монастыря. 40 монахинь уехали из родной обители вглубь Финляндии в различные места временного размещения. Только в 1940 эвакуированным предоставили старый дом из семи комнат крестьянской усадьбы в селе Пунтари, в волости Кухмалахти. Церковь сестры устроили в столовой. Так как своего хозяйства не было, монахиням пришлось работать на соседских хуторах. Этот тяжелый период длился шесть лет.

Усадьба в Палокки, где монастырь размещается сейчас, была приобретена в 1946 году. Она находится на берегу живописного озера, богатого рыбой. Кроме старого жилого дома в усадьбе были также каменный скотный двор, амбары, рига и финская баня. Жили сестры тесно, и келии имели только игуменья и иеромонах, монастырский духовник.

Немало помогли сестрам в обустройстве обители монахи Нового Валаама, который находится в 15 км, в частности, игумен Харитон и иером. Исаак. Из этого монастыря были получены многие иконы, три колокола и предметы церковного обихода. Зал в доме переделали в церковь, где на главном месте поставили икону Иерусалимскую Божией Матери, привезенную из покинутой обители. Колокола повесили на деревянной звоннице.

Чтобы монастырская жизнь могла идти согласно прежним традициям, необходимо было срочно возвести келейный корпус и церковь. Для сбора средств и содействия возрождению монастыря было учреждено общество «Lintulan luostarin ystavat» («Друзья Линтульского монастыря») под председательством о. Лео Макконена, позднее архиепископа Карельского и всей Финляндии. В 1966 по проекту архитектора Вилхо Суонмаа был построен келейный корпус; на первом этаже разместились кухня, трапезная и подсобные помещения.

Только в начале 1970-х материальное положение позволило приступить к постройке монастырского храма. Освящение каменной Троицкой церкви состоялось 29 сентября 1972 и было совершено архиепископом Карельским и всей Финляндии Павлом (Олмари) в сослужении митрополита Гельсингфорсского Иоанна (Ринне) и многочисленного духовенства.

Церковь, четырехугольная в плане и кубическая в объме, выстроена по проекту того же архитектора Суонмаа в конструктивистском стиле и имеет довольно скромный вид. Над входом возвышается звонница, увенчанная крестом. Иконы в иконостасе и большой запрестольный образ Божией Матери «Знамение» написал иконописец Петр Сасаки, православный японец.

По проекту архитектора Антеро Туркки в 1988 была построена гостиница для паломников; в 1993 закончили постройку второго жилого корпуса, где расположилась небольшая библиотека. Прибавилось и количество келий, так что все монахини ныне имеют свою келью. В конце 1990-х был произведен капитальный ремонт, при котором были улучшены освещение, отопление, акустика, в церкви, и в ней появился купол и новый резной иконостас.

При монастыре работает свечной завод, который изготавливает в среднем 8000 кг свечей в год для всех православных храмов Финляндии. Сестры трудятся в саду и огороде, держат пчел, разводят овец.

В настоящее время в обители живут 12 насельниц. Богослужения совершаются дважды в день по-фински архимандритом Германом. Монастырь принимает ежегодно более 30 000 паломников и туристов, которые приезжают главным образом в летнее время, посещая одновременно близлежащий Ново-Валаамский монастырь, который приобрел финский колорит.

Адрес: Honkasalontie, 3, FIN–79830 Palokki

Библиография:

Прибавления к «Церковным ведомостям» (С.Петербург). 1895. № 35. С. 1207.

Русский паломник. 1895. № 27. С. 424–426.

Пасхальный листок. 1897. Изд. Братства свв. Сергия и Германа. XXXVII.

Линтульский Свято-Троицкий женский монастырь. Сердоболь, 1929.

Линтульский монастырь в Финляндии // Св. Преображенский православный храм. Стокгольм, ноябрь 1993 – январь 1994.

Savinainen P. Lintulan Pyhän Kolminaisuuden luostari. 1895–1995.

Kiuru P. Kivennapa. Muistelmia ju kuvia entisesta kotiseudusta. Pieksämäki, 1952.

Orthodoxy in Finland. Past and Present. Kuopio, 1984. P. 46–49.

Lintula. Pyhдn Kolminaisuuden naisluostari. Pieksämäki, 1985.

Lintulan kronikka. Jyvaskula, 1992.

Lintulan luostarin historia. Karjalan kannakselta Etela-Savoon. Jyvaskyla, 1998.

Lintulan luostarin ystavat ry. Jasentiedote. 1993–2000.

Русские храмы и обители в Европе / Авт.-состав. В. В. Антонов, А. В. Кобак. СПб.: Лики России, 2005.

Сайты:
География:
Составители:
Дата ввода:

25.12.2013