СЕРЕБРЯКОВА Екатерина Борисовна

Serebriakoff (Serebriakova) Ekaterina (Catherine)

Екатерина Серебрякова. Фото П. С. Павлинова. 2011.

28 июня 1913 (Царское Село, ныне г. Пушкин) – 22 августа 2014 (Париж). График, живописец, мастер макетов интерьеров.

Младшая дочь инженера путей сообщения Бориса Анатольевича Серебрякова (1882–1919) и художницы Зинаиды Евгеньевны Серебряковой. Сестра архитектора Евгения Серебрякова, художников Александра и Татьяны Серебряковых.

Художественные способности проявляла с детских лет, когда семья жила в усадьбе Нескучное Курской губернии, купленной еще в 1884 дедом – скульптором Евгением Александровичем Лансере (1848–1886).

В ноябре 1917 с семьей переехала в город Змиев, потом – в Харьков. Летом – осенью 1919 опять жила в Нескучном. С декабря 1920 – в Петрограде (с 1921 – в доме семьи Бенуа, близ Никольского собора; ныне пр. Римского-Корсакова, 37 / ул. Глинки, 15). В 1921 поступила в школу № 47 с изучением немецкого языка. Многие увлечения в области литературы, музыки, изобразительного искусства были ей восприняты от бабушки Екатерины Николаевны Лансере (урожденной Бенуа; 1850–1933) и ее брата Александра Николаевича Бенуа. Дружила с Верой Макаровой – дочерью директора музея в Гатчине Владимира Кузьмича Макарова; часто посещала Гатчинский дворец. В марте 1928 через Берлин выехала к матери в Париж, где с 1925 жил и ее брат Александр.

С 1920-х много работала акварелью. Графическим приемам училась у своей мамы и у Александра Николаевича Бенуа. Создавала пейзажи и бытовые зарисовки различных уголков Франции (Лазурный берег, Бретань, Пиренеи, Овернь, Савойя, Корсика), Бельгии (1930 и 1932), Англии (1947–1958), Швейцарии (1957), Италии (1932 и 1937), куда ездила с матерью, а первое время и с братом. С 1930-х писала интерьеры и портреты. Вслед за матерью пробовала себя в бытовом жанре («Рынок на площади. Коллиур», 1930). В 1950–1960-е много работала в жанрах, свойственных для академических классов «живописи зверей и птиц» и «цветов и плодов». Ряд ее пейзажей и натюрмортов 1940–1970-х воспроизведен в журналах и открытках («Вид площади Согласия в Париже», 1945 – обложка журнала «Vogue», зима 1945–1946). Среди замков и дворцов, запечатленных художницей после Второй мировой войны: замки Эпири в Бургундии и Ламот в Оверни (оба 1949), замок Хэйтроп в Англии (1955), дворец Лафит-Ротшильд в Аквитании (1961). Созданная по воображению акварель «Приезд Каролины Массеран, маркизы де Сен-Савер в замок Апремон в 1820-е годы» опубликована в 1983 на обложке альбома, посвященного замку. Использовала различные материалы и техники – графитный и цветные карандаши, тушь, акварель, темперу, доводя их применение до отточенного мастерства.

Совершенствовала редкий для ХХ века вид искусства – создание макетов интерьеров. Миниатюрные (до 70 см в длину) макеты («коробочки»; в том числе «Салон Людовика XVI в особняке Артуро Лопеса в Нёйи-сюр-Сен», 1960-е) наполняла раскрашенными восковыми фигурками людей и животных, обстановкой, копиями картин и мебели.

Вплоть до 1960-х была моделью для своей матери, которая рисовала ее за работой, чтением, уборкой, на пляже и т.д. Много работала с братом Александром (особенно в 1960–1980-е), в том числе создавая фигуры людей и украшения в его интерьерах, а также помогая в сценографических проектах. В 1995–1996 после его смерти доработала начатые им керамические панно в павильоне «Бельведер» в саду замка Апремон-сюр-Алье близ Невера.

В 1954 показала 30 работ на совместной со своей матерью домашней выставке. В 1960/1961 два ее натюрморта экспонировались на выставке «Семейство Бенуа» в галерее A. Tooth в Лондоне. В 1985 ассоциация «Исторические жилища» в отеле Несмон в Париже провела совместную выставку работ Екатерины и Александра Серебряковых. 20–25 июня 2013 в резиденции русского посла в Париже состоялась выставка, приуроченная к 100-летнему юбилею Екатерины Борисовны. Тогда же родственники выпустили первую книгу о творчестве художницы.

С 1942 жила на улице Кампань-Премьер на Монпарнасе (близ бульвара Распай в 14-м районе). Вела переписку с Е.Н. Бенуа, Александром Н. Бенуа, Т.Б. и Е.Б. Серебряковыми, Е.Е. Климовым и др. Хранила творческое наследие семьи, организовывала выставки (в том числе работ своей матери в русском посольстве в Париже в 1995). Была членом экспертного совета Фонда Зинаиды Серебряковой (Москва), с 2005 – основателем и почетным президентом Fondation Serebriakoff (Париж). Похоронена на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа.

Библиография:

Багинова М. Акварельная живопись Александра и Екатерины Серебряковых: Интервью с художником // Русская мысль. 1985. 23 августа (№ 3583). С. 11.

Зинаида Серебрякова: Письма. Современники о художнице / авт.-сост. В.П. Князева, примечания Ю.Н. Подкопаевой. М., 1987.

Лопушанская Е. Зинаида Серебрякова – дочь Серебряного века: [Интервью с Е.Б. Серебряковой] // Русская мысль. 1997. 4–10 сентября (№ 4287). С. 14.

Мейлах М. Дети Серебряковой: [Интервью с Е.Б. Серебряковой] // Русская мысль. 2003. 27 февраля (№ 4445). С. 8; 6 марта (№ 4446). С. 8.

Екатерина Серебрякова / сост.: А.И. Николаева, П.С. Павлинов. М., 2013.

Au pays des Lilliputiens // Vogue, hiver 1945–1946, p. 126.

de Gaigneron A. Les Sérébriakoff // Connaissance des arts, mai 1985, p. 102.

Dorman V. Ekaterina Serebriakova, gardienne de mémoire maternelle // Le Courrier de Russie. 3 juillet 2009.

Произведения:
Приложения:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

16.08.2013