МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ СВ. ПРП. ИОВА ПОЧАЕВСКОГО. Мюнхен, Германия

Kloster des hl. Hiob von Pocajev

Мужской монастырь св. прп. Иова Почаевского. Мюнхен, Германия.

Нелегко найти этот мужской монастырь, единственный в Европе в юрисдикции РПЦЗ. Он расположен на северной окраине Мюнхена, в пригороде Оберменцинг, вблизи бывшего королевского охотничьего замка Блютенбург. Доехав на электричке до станции Пазинг, нужно пересесть на рейсовый автобус или идти пешком по берегу ручья, протекающего мимо монастыря, который надежно скрыт за окружающими его деревьями. Ориентирами могут служить как замок Блютенбург, так и белого цвета большая католическая кирха, стоящая близ шоссе.

Начало монастырю, ставшему важнейшим очагом послевоенного русского монашества, положено было далеко от Мюнхена — в селе Ладомирове, лежащем в Карпатах, в восточной Словакии. Там, в 1923, архимандрит (позднее архиепископ) Виталий (Максименко), до революции руководивший типографией Почаевской лавры на Волыни, основал небольшую монашескую общину, которая до 1940 подчинялась Архиерейскому Синоду РПЦЗ, а позднее — тоже на правах ставропигии — архиепископу Германскому и Берлинскому Серафиму (Ляде). В 1941 в обители подвизались 30 иноков и послушников, которые в основном трудились в издательском отделе, типографии и иконописной мастерской.

Монастырь в Ладомирове был изначально задуман как миссионерский, и поэтому печатное дело играло в нем очень важную роль. С 1928 издавалась газета «Православная Русь», с 1939 — журнал «Православный путь». Оба они до сих пор печатаются в типографии русского Свято-Троицкого монастыря в Джорданвиле (США). Издавались также катехизаторская и богослужебная литература, церковные календари, бумажные иконки. После вторжения Германии в СССР печатная продукции стала поступать на оккупированные территории, несмотря на препятствия немецких властей. Тогда же в монастыре открылись пастырско-богословские курсы, начали изготавливаться антиминсы для вновь открытых в России церквей.

В Ладомирове обитель оставалась до августа 1944, когда из-за наступления советских войск большая часть братии эвакуировалась в Братиславу, затем через Германию — в Швейцарию и оттуда в США, где был основан Свято-Троицкий монастырь с Духовной семинарией.

Не уехавшие в США монахи (их было всего семеро) во главе с игуменом Иовом (Леонтьевым), помощником настоятеля, в 1946 создали в Мюнхене Братство прп. Иова Почаевского, которое поначалу находилось в помещении Синода РПЦЗ, но вскоре перебралось в двухэтажное здание бывшего нацистского молодежного центра. Очевидец вспоминал: «Когда мы въехали, во всем доме нашли только две широкие скамьи из раздевалки душа. Эти скамьи долгое время служили кроватями для двух братьев — остальные спали на полу… Деревянные кровати дали нам по знакомству американские учреждения <…>, но шкафов до сих пор не приобрели — их негде достать».

Из этих же воспоминаний можно узнать об устройстве в обители первоначальной церкви: «Из Синода привезли образа, укрепленные на доске, в виде божницы… и аналой, сделанный тогда о. Геласием. Поставили их и молились перед ними <…> Братия с молитвой соорудили из полученного леса престол, жертвенник и легкий иконостас… Был праздник апп. Петра и Павла, и в этот день в обители была отслужена первая литургия». 26 августа 1946 литургию отслужил митрополит Анастасий, Первоиерарх РПЦЗ, «причем освящены иконы, привезенные из Швейцарии и изготовленные иером. Киприаном (Пыжовым)… и водруженные на временном иконостасе… Убранство церкви, как-то: паникадила, хоругви, два подсвечника, часть образов, аналои были пожертвованы военнопленными лагеря Платтлинг, смастерившими их из подручного материала: консервных банок, алюминия от разбитых самолетов и др.».

В 1947 в церкви были поставлены три киота: прп. Иову, свт. Николаю и свт. Феодосию Черниговскому. Росписью стен орнаментом и изображениями святых занимались художники: К. И. Гусев, Л. А. Иордан, М. А. Янсон. В том году в монастыре проживали 32 человека братии, большего числа помещения вместить не могли. Монахи разбили на каменистой почве обширный огород и плодовый сад, посадили деревья.

Вскоре число братии достигло 49 человек, но часть их со временем выехала за океан, в Святую Землю, Англию, ибо жить в Западной Германии, вблизи границ социалистического лагеря, казалось небезопасным. К концу 1954 по этой причине в обители остались 25 человек, среди них несколько немцев. Сильно уменьшилась и паства, хотя многие послевоенные русские эмигранты были прихожанами или посетителями мюнхенского монастыря. Несмотря на трудности продолжалась и издательская деятельность — печаталась разнообразная духовная литература, труды известного философа И. А. Ильина. В 1959–1966 настоятелем обитель был архимандрит Корнилий (Малюшицкий), друг и ученик архимандрита Иова, участник Белого движения.

За прошедшие полвека скромный вид монастыря мало изменился, ибо на его расширение и перестройку денег в епархии нет. Сегодня в подвальном этаже размещены типография, книжный склад, кухня и трапезная; на первом — домовая церковь, покои настоятеля и архиепископа Берлинского и Германского Марка (Арндта), библиотека, в мансарде — келии. Около здания находятся сад, небольшой огород и пасека.

В тесном разделенном аркадой на две части храме прп. Иова Почаевского, стены которого украшены подносными иконами, хранятся несколько святынь: часть Животворящего Креста Господня, образ прп. Иова Почаевского с частицами его св. мощей, частицы св. мощей ап. Луки, вмч. Пантелеимона, Георгия Победоносца, свт. Николая, вмц. Варвары, Печерских чудотворцев, прпмцц. Елизаветы и Варвары, покров с гробницы свт. Моисея Новгородского, епитрахиль св. прав. Иоанна Кронштадтского.

В помещении церкви до 1994 проводились богословские семинары, епархиальные собрания, съезды православной молодежи и другие церковные мероприятия. В 1990-е братия стала пополняться приезжими из России, что спасло монастырь от постепенного упадка, который должен был неизбежно наступить из-за оскудения русской эмиграции.

За послевоенные годы из монастырского братства вышли несколько иерархов РПЦЗ. Кроме того, монастырь всегда был центром духовного просвещения среди старых и новых эмигрантов и местного немецкого населения. В Германии только в этой обители можно услышать русское уставное православное монашеское богослужение. Хотя после объединения Германии прошло уже 15 лет, архиепископ Марк не торопится переезжать из монастыря в Берлин, ожидая, возможно, грядущего объединения РПЦЗ и Московской Патриархии.

Адрес: Hofbauernstrasse, 26, D-81247 München

Библиография:

Православная Русь. 1947. № 15–16.

Соллогуб А. А. Русская православная церковь за границей. Т. 2. Нью-Йорк, 1968. С. 936–945.

Вестник Германской епархии, ж-л. Мюнхен. 1995. № 5. С. 22–30; № 6. С. 23–31; 2000. № 3. С. 32–41.

Русские храмы и обители в Европе / Авт.-состав. В. В. Антонов, А. В. Кобак. СПб.: Лики России, 2005.

Приложения:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

31.10.2013