МОНАСТЫРЬ ПРЕПОДОБНОГО ИОВА ПОЧАЕВСКОГО. Село Ладомирова, Словакия
Монашеское братство преп. Иова Почаевского существовало в 1923-1946 гг. на территории так называемой Пряшевской Руси – северо-восточной части Словакии, населенной в значительной степени русинами, и заметно выделялось среди нескольких десятков существовавших в XX веке за пределами России монастырей Русской Православной Церкви. Монастырь преп. Иова был известен, прежде всего, своей энергичной и широкомасштабной деятельностью по распространению религиозной литературы. В определенном смысле он являлся центром Русской Православной Церкви за границей, почти единственным местом в Европе, откуда распространялось православное печатное слово по всем приходам русского зарубежья.
Эта обитель в виде книгопечатного монашеского братства была основана в марте 1923 г. в небольшом словацко-русинском селе Владимирова (по-словацки Ладомирова) Свидницкого округа известным церковным деятелем архимандритом (позднее архиепископом) Виталием (Максименко), руководившим до революции 1917 г. работой самой крупной церковной типографией России в Свято-Успенской Почаевской Лавре. Архимандрит приехал из Белграда в Ладомирову 25 марта 1923 г. после того, как узнал, что в этой местности население нескольких сел вернулось из униатства к вере своих предков – Православию. Отец Виталий ставил своей целью миссионерскую деятельность по распространению Православия в Пряшевской Руси и, кроме того, создание по поручению Архиерейского Синода РПЦЗ типографии, которая бы продолжила традиции почаевской. В начале 1920-х гг. все православные приходы Восточной Словакии подчинялись архиепископу Пражскому Савватию (Врабецу), находившемуся в юрисдикции Константинопольского Патриархата, этот Владыка и назначил в марте 1923 г. архимандрита Виталия настоятелем прихода в Ладомировой. 29 октября 1923 г. по представлению архимандрита Виталия архиепископ Савватий утвердил образование в Словакии Миссионерского стана и начальником миссии назначил о. Виталия.
21 ноября 1923 г. в Ладомировой была заложена большая каменная православная церковь св. архангела Михаила. Освящение фундамента совершил епископ Севастопольский Вениамин (Федченков) в сослужении архимандрита Виталия. Строительство церкви по проекту инженера В. Леонтьева завершилось осенью 1924 г., освятил ее архиепископ Савватий (Врабец). В материальной поддержке строительства особенно выделялись русинские семьи Бойко, Шкурла, Варга, Лажо, Ганак, Ванца и др., значительные пожертвования прислали выходцы из села, эмигрировавшие в Северную Америку. Однако после окончания строительства храма приход еще несколько лет продолжал выплачивать долг, составлявший свыше 100 тыс. крон. Здание Михайловской церкви было выстроено в местном подкарпатской архитектурном стиле с пристроенной шатровой колокольней. Позднее его украсил трехъярусный деревянный резной иконостас.
Рядом с Михайловской церковью в 1926 г. местными плотниками был построен первый деревянный дом, в котором разместились миссия и типография. 16 мая 1926 г. архиепископ Савватий (Врабец) освятил фундамент большого кирпичного типографского корпуса с домовой зимней церковью. Этот корпус удалось построить в 1931-1932 гг. в основном на собранные в Югославии и Америке средства. Щедрые пожертвования русской типографии сделали король Югославии Александр, Сербский Патриарх Варнава и митрополит Скопленский Иосиф. Сразу же после освящения нового корпуса 29 августа 1932 г. сербским епископом Мукачевско-Пряшевским Дамаскиным (Грданичка) в нем начала работать типография. В том же году, после технического переоборудования она официально была признана Архиерейским Синодом возобновленной исторической Почаевской церковной типографией. Позднее были возведены дом для монастырской трапезной, отдельный экономический корпус и двухэтажное здание странноприимницы.
Уже в 1924 г. в типографии увидели свет первые богослужебные книги. Среди ежегодных изданий первым с 1924 г. стал выходить «Православный церковный календарь» (а также «Православный русский календарь»), которым руководствовались до 75% церквей русского зарубежья. Кроме того, выходили «Православные народные календари», тиражи которых достигали 2 тыс. экземпляров. К началу 1930-х гг. братская типография выпустила целый ряд богослужебных книг: служебник, требник, Малый сборник, помянник, Литургия Преосвященных Даров, Православный сборник для мирян, несколько молитвословов. После 1932 г. братством были изданы: Великий сборник в четырех частях, напрестольное Евангелие, службы всего годичного круга, правило ко святому причащению, псалтирь, служебники, молитвословы, акафисты и т.д. В 1930-е гг. ладомировская типография была единственной на все русское зарубежье книгопечатней на церковно-славянском языке.
Со 2 апреля 1928 г. в Ладомировой дважды в месяц начала издаваться газета «Православная Карпатская Русь». В конце 1934 г. этот печатный орган был преобразован в единственную подобную в русском зарубежье церковно-общественную двухнедельную газету «Православная Русь», первый номер которой вышел 7 января 1935 г. Ее тираж же постепенно вырос до 3 тыс. экземпляров, к 1941 г. газета распространялась в 48 странах. С 1935 г. в Ладомировой начал выходить ежемесячный иллюстрированный журнал для детей и подростков «Детство во Христе», с 1939 г. носивший название «Детство и юность во Христе». Основателем журнала был монах Алексий (Дехтерев), издание иллюстрировал монах Киприан (Пыжов). С 1939 г. в обители периодически выходил богословский журнал «Православный путь». Всего за время существования монастырской типографии в ней было напечатано свыше ста наименований книг, брошюр и листков. В 1930-е гг. в Ладомировской типографии печаталась большая часть всех изданий Русской Православной Церкви за границей.
С 1928 г. братство полностью перешло на монастырский уклад жизни, было заведено уставное ежедневное богослужение, чтение житий святых за трапезой и, одинаковое для всех строгое общежитие, в зимнее время богословские занятия и пр. В условиях зарубежной жизни для насельников монастыря преп. Иова одной из главной задач было стремление распространить Православие в инославной среде, а также уберечь свою русскую паству от денационализации. Не случайно позднее, во время Второй мировой войны, ладомировские монахи активно стремились к миссионерству на территории Советского Союза. Помимо книгопечатной и миссионерской работы обитель была известна написанием икон в древнерусском стиле, а также изготовлением иконостасов, распятий и т.д. Почти по всему русскому зарубежью распространялись объявления о том, что в Ладомировой принимаются заказы на написание православных икон, кроме того, изготовлялись запрестольные кресты и плащаницы.
В составе братии имелись два замечательных иконописца, родные братья иеромонахи Киприан и Григорий (Пыжовы). Участник Белого движения художник-декоратор Кирилл Пыжов, принявший монашеский постриг с именем Киприан, поступил в обитель летом 1932 г. и вскоре стал известным во всем русском зарубежье иконописцем и книжным иллюстратором (позднее в сане архимандрита). Отец Киприан в первой половине 1930-х гг. за нескольких лет расписал в русских изографических традициях Михайловский храм обители, а также создал иконостас в зимней церкви братства. В 1938 – в год 950-летия Крещения Руси приходской совет храма св. арх. Михаила обратился к верующим с просьбой о пожертвованиях для укрепления росписей – «помочь нам сохранить чудную, душу умиляющую и сердца горе возносящую, стенную роспись нашего храма» (что было вызвано сыростью стен), а также для написания новых фресок на сюжеты «Крещения Руси», «Проповедь свв. Кирилла и Мефодия» и композиции с изображениями русских и других славянских святых.
Кроме Михайловской церкви, о. Киприан расписал православный храм в г. Пряшеве, полностью написал три иконостаса для двух церквей в Европе и одной в Америке, несколько больших распятий для храмов и значительное количество именных икон по заказу отдельных лиц. Так, например, 28 сентября 1941 г. в с. Вилаги был установлен и торжественно освящен архимандритом Нафанаилом (Львовым) большой крест, расписанный иеромонахом Киприаном.
Насельники обители также изготавливали декоративно-прикладные церковные изделия: нательные крестики русского образца (в том числе серебряные), образки-медальоны и нательные образки. В 1938 г., в связи с празднованием юбилея принятия христианства на Руси, были изготовлены массивные памятные медали: серебряные, бронзовые и алюминиевые. На их лицевой стороне был изображен св. кн. Владимир, а на оборотной – св. кн. Ольга с надписью «950-летие Крещения Руси. 988-1938». Кроме того, по мотивам ордена св. кн. Владимира изготовили металлические сувенирные мужские знаки в петлицу и женские броши с рисунком и эмалевой миниатюрой. В связи с юбилеем в типографии также напечатали хромолитографические иконки с образом св. кн. Владимира.
В сентябре 1934 г. отцу Виталия пришлось уехать из Ладомировой, 23 апреля он был хиротонисан во епископа Детройтского, затем вскоре – 14 сентября 1934 г. возведен во архиепископа и направлен в Нью-Йорк. Уезжая, Владыка оставил заместителем по управлению монастырем и типографией своего многолетнего помощника, возглавлявшего обитель до 1944 г. игумена (в дальнейшем архимандрита) Серафима (Иванова), а настоятельство в приходе поручил иеромонаху Савве (Струве). Братство к тому времени уже выросло до 30 человек. В 1939 г. члены братства официально перешли в юрисдикцию Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ).
В 1938 г., в год 950-летия Крещения Руси, насельники обители построили каменную часовню во имя святого равноапостольного князя Владимира на военном кладбище в Ладомировой, где находились братские могилы русских воинов, павших в годы Первой мировой войны. Часовню расписал послушник Михаил Ромберг, а освятил приехавший из Праги епископ Сергий (Королев), на торжестве освящения присутствовал губернатор и другие местные чиновники. Владимирская часовня была построена в основном на средства русской общины в Праге, от лица которой ко дню освящения прислали венок. Освящение состоялось 4/17 июля 1938 г. – в скорбную дату двадцатилетия расстрела царской семьи.
Осенью 1940 г. в обители преп. Иова была предпринята попытка открыть двухгодичные Пастырско-богословские курсы с целью подготовки священников и иноков-миссионеров для русского зарубежья и освобожденной в будущем от советской власти Родины. В конце 1940 – начале 1941 гг. была произведена запись учащихся. Приезду большинства из них помешала разгоравшаяся война, и отказ словацкого правительства в выдаче въездных виз. Официальные Пастырско-богословские курсы братии учредить так и не удалось, но занятия в индивидуальном порядке продолжались до 1944 г. Ладомировская обитель весь период своего существования была важнейшим центром русской эмиграции в Чехословакии. Братство поддерживало тесные контакты с эмигрантскими организациями в Праге и русскими обществами в Братиславе, Кошицах, Мукачево и Ужгороде, в том числе со студенческими организациями. Монастырь преп. Иова неоднократно посещали видные представители как церковной, так и светской эмиграции: бывший министр церковных дел Временного правительства, профессор Свято-Сергиевского богословского института Антон Владимирович Карташев, известный писатель Иван Сергеевич Шмелев, знаменитый философ, профессор Русского научного института в Берлине Иван Александрович Ильин, историк Русской Православной Церкви, сотрудник газеты «Отечество» Николай Дмитриевич Тальберг, профессор Русского свободного университета в Праге церковный историк Сергей Германович Пушкарев, Первоиерарх РПЦЗ митрополит Анастасий (Грибановский), великие князья, в частности, Никита Александрович Романов с сыновьями и т.д.
Начало войны между Германией и СССР было воспринято иноками братства как сигнал для практической работы по возрождению Русской Православной Церкви. Еще 22 июня 1941 г. настоятель обители обратился к Архиерейскому Синоду РПЦЗ с просьбой располагать всеми силами братства для «возможной миссионерской работы на русской территории, или с русскими пленными, или иными какими путями». Одновременно о. Серафим предложил для тех же целей все имевшиеся на складе запасы религиозных изданий. 27 июня митрополит Анастасий благословил миссионерскую работу братства и распорядился заняться составлением противоатеистических брошюр.
Резко увеличив объемы своей издательской деятельности, монастырь смог существенно помочь церковному возрождению на Родине. В годы войны монастырь издал Евангелия (их оклады выполнял иеромонах Киприан), 5 тыс. требников в четырех частях, служебники, церковные календари и большое количество брошюр религиозно-нравственного содержания (в основном на средства, пожертвованные Болгарской Православной Церковью). Об объемах типографской деятельности можно судить по тому, что в январе 1943 г. настоятель ходатайствовал в Братиславе о получении очередного разрешения на вывоз из Словакии 4,5 тонн литературы. Только в июле 1943 г. монастырь отправил через Берлин свыше 15 тыс. богослужебных и апологетических книг для населения оккупированных российских областей и остарбайтеров (восточных рабочих). Помимо выпуска литературы в монастыре изготовляли и необходимые для возрожденных российских церквей антиминсы (всего около 2500).
Монахи также оказывали духовную и материальную помощь остарбайтерам. Их снабжали едой, крестиками, духовной литературой. С 1942 г. в монастыре укрывали люди, бежавшие из лагерей военнопленных или с принудительных работ. Их сначала оставляли жить в обители, а когда с весны 1943 г. стали приходить десятки бежавших из плена, то этих людей монахи начали устраивать, используя свои связи, на службу в различные учреждения и хозяйственные пред-приятия. Таким образом, за лето 1943 г. через монастырь прошло 40 человек.
31 июля 1944 г. в связи с приближением фронта большая часть насельников покинула монастырь и переселилась в Братиславу. В предоставленном здесь одним из русских эмигрантов обширном здании на берегу Дуная (ранее использовавшемся под склад) была устроена домовая церковь преп. Иова и иноческое общежитие (ул. Вудрица, д. 44). Иконостас храма создал иконописец иеромонах Киприан, 20 августа церковь освятил эвакуированный в Словакию архиепископ Киевский Пантелеимон (Рудык). В Ладомировой до января 1945 г. пребывало шесть насельников во главе с игуменом Саввой (Струве). Даже в тяжелых условиях временного пребывания в Братиславе монахи смогли наладить типографскую работу и в начале декабря напечатать 1000 церковных календарей на 1945 год и один – последний за военный период номер «Православной Руси» (от 22 октября 1944 г.). Кроме того, они ездили окормлять паству в соседние городки и села. Спасла братия (и позднее перевезла в США) хранившиеся в обители святыни: чтимую икону преп. Иова с частицей мощей святого (пребывавшую до революции в типографии Почаевской Лавры); привезенные эвакуированными из оккупированного Киева священнослужителями ковчежец XI века с мощами великомученицы Варвары и большую деревянную раку с 80 частицами мощей Печерских угодников, почивающих в пещерах Киево-Печерской Лавры; частицу мощей преп. Серафима Саровского, помещенную в Женеве в резной деревянный ковчежец.
4 января 1945 г. братство преп. Иова вместе с сопровождавшими лицами в количестве 49 человек выехало из Братиславы в Берлин, куда прибыло на следующий день. В начале февраля основная часть братии уехала из Берлина в Баварию, где оставалась до конца войны. При этом несколько человек: архимандрит Серафим (Иванов), игумен Иов (Леонтьев), иеромонах Антоний (Медведев) и послушник Петр Чернобыль окормляли части вооруженных сил Комитета освобождения народов России. Вскоре после капитуляции Германии и прихода в Баварию американских войск братство в составе 10 человек 18 мая 1945 г. переехало в Швейцарию.
В Ладомировой в январе 1945 г. добровольно остались трое насельников: возведенный в сан архимандрита о. Савва (Струве), монах Вячеслав (Нестеренко) и послушник Василий Винокуров. Почти все здания монастыря сильно пострадали от бомбардировки советской авиации и артиллерийских обстрелов. Уцелели Михайловский храм и старый деревянный дом, но типографский корпус, трапезная, экономический корпус и странноприимница были превращены в развалины. Закрыли обитель уже новые чехословацкие власти в 1946 г. После закрытия монастыря церковь св. архангела Михаила стала служить приходским храмом. В настоящее время планируется возродить монастырь в Ладомировой.
Значение монастыря преп. Иова в истории русской церковной эмиграции трудно переоценить. Он вел самую активную издательскую, миссионерскую и культурно-просветительную работу среди всех обителей русского зарубежья. Хотя после окончания войны обитель в Ладомировой прекратило свое существование, однако, ее насельники фактически создали два главных, существующих до сих пор, монастырей РПЦЗ: преп. Иова Почаевского в Мюнхене (Германия) и Пресвятой Троицы в Джорданвилле (США). Кроме того, ладомировская братия стала «кузницей кадров» архиереев для русской церковной эмиграции. В состав братии в разное время входили семь будущих архиепископов: Виталий (Максименко), Серафим (Иванов), Нафанаил (Львов), Антоний (Медведев), Алексий (Дехтерев), Алипий (Гаманович), Никон (Рклицкий) и два Первоиерарха Русской Православной Церкви за границей: митрополиты Виталий (Устинов) и Лавр (Шкурла).
Библиография: |
* Архив Германской епархии Русской Православной Церкви за границей. Д. Книга постановлений Духовного Собора монастыря преп. Иова 1934-1948 гг.; Д. Летопись братства преп. Иова Почаевского в Германии 5/18 мая – 3/16 августа 1945; Централен държавен архив. София. Ф. 791к. Оп. 1. Ед. хр.. 68. Л. 106-107; Оп. 2. Ед. хр. 166. Л. 7, 13-16, 21, 30-31; ГАРФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 23. Л. 2; Д. 138. Л. 1; Д. 275. Л. 1, 8-15. Верин С. [Архимандрит Нафанаил (Львов)]. Православное русское типографское монашеское братство преп. Иова Почаевского во Владимировой на Карпатах. Краткий обзор его истории и деятельности // Русский Православный календарь на 1941 г. Владимирова, 1940. С. 5-16. Архиепископ Виталий (Максименко). Мотивы моей жизни. Джорданвилл, 1955. Клементьев А. К., Богданова Т. А. «Православная Русь» и Типографское иноческое братство Преподобного Иова Почаевского в Ладомировой на Карпатах // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2009. Вып. 37-38. С. 206-235. Шкаровский М. В. История русской церковной эмиграции. СПб., 2009. Колупаев В. Е. Православная книга русского зарубежья первой половины XX века: из истории типографского братства Иова Почаевского, Волынь – Карпаты, 1903-1944. М., 2010. Harbulova L. Ladomirovske reminiscencie. Z dejin ruskej pravoslavnej misie v Ladomirovej 1923–1944. Preshov, 2000. |
Связи: | |
География: | |
Составители: | |
Дата ввода: |
06.11.2013 |