СОБОР СВТ. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА. Ницца, Франция
Cathédrale russe St. Nicolas
История Никольского собора связана с печальным событием – преждевременной кончиной от туберкулеза позвоночника Цесаревича Николая Александровича, который умер 12 апреля 1865 в Ницце, на вилле Бермон, на руках своей матери и отца – Императора Александра II. Рядом с ним находилась невеста – датская принцесса Дагмара, будущая супруга его брата Александра.
После смерти Цесаревича Император приобрел за 650 тыс. франков виллу, на месте которой была 2 марта 1867 заложена и 26 марта 1868 освящена о. Владимиром Левицким замечательная мраморная, в византийском стиле часовня, стоящая на высоком основании. Она была сооружена по проекту Д. И. Гримма и украшена образами кисти Т. А. Неффа и настенной росписью А. К. Фишера. Часовня обошлась русской казне в 140 тыс. франков; половину суммы дал Александр II. Ее возводил каменных дел мастер Франческо Ботта. Серебряную утварь купили у ювелира И. П. Сазикова; бронзовые двери сделал Николя Розье в Лионе. Для ухода за часовней был создан распорядительный совет.
Муниципалитет Ниццы в память об умершем назвал близлежащую улицу бульваром Царевича. При освящении часовни присутствовал брат покойного – вел. кн. Александр Александрович, будущий Император Александр III. На месте, где стояла кровать Цесаревича, лежит черная мраморная плита и чугунный крест, а также стоит небольшой алтарь, рядом с которым помещены иконы свт. Николая, Рождества Богородицы и Воскресения Христова, подаренные Венценосными родителями.
К концу XIX века Ницца стала одним из любимых курортов русской аристократии и богатых людей. Русская колония быстро росла, и потому возникла потребность возвести в городе еще один храм, наряду с приходской церковью свт. Николая Чудотворца и св. мц. цар. Александры, которая была «не безопасна от пожара и тесна». Уже в 1874 высказывалась мысль о новом храме на вилле Бермон, так чтобы «самая часовня могла бы послужить алтарем».
Заботой местных русских иметь «настоящий, большой храм с куполами и колоколами, со всем величием византийско-русской церковной архитектуры», прониклась вдовствующая Императрица Мария Феодоровна, которая отдыхала в Ницце в 1896 вместе с детьми – Цесаревичем Георгием, больным чахоткой, Михаилом и Ольгой. Пожертвовав 3 тыс. франков, она взяла под свое Августейшее покровительство образованную в 1899 строительную комиссию нового храма, которую сперва возглавлял герцог Г. М. Лейхтенбергский, с 1907 – посол А. И. Нелидов, с 1909 – обер-гофмаршал кн. С. М. Голицын. За три года было собрано 80 тыс., но на строительство требовалось вдвое больше. Между тем, выяснилось, что старый храм, который вначале думали расширить, не поддается «никаким художественным изменениям».
Составить проект новой церкви комиссия поручила известному зодчему – акад. М. Т. Преображенскому, который использовал хорошо ему знакомый стиль московских и ярославских церквей XVII века, популярный в те годы в самой России. Когда проект был в 1901 одобрен и строители стали рыть котлован, оказалось, что грунт на приобретенном комиссией год назад угловом участке на улице Верди не сможет выдержать тяжести кирпичной постройки. Положение спас Император Николай II, выделивший 120 тыс. франков и подаривший в 1903 в парке виллы Бермон, новое место «пространством более десятины», которое было расширено благодаря дару француза Гея.
Здесь, 12 апреля 1903, в годовщину кончины Цесаревича, храм был торжественно заложен прот. Сергием Любимовым в присутствии вел. кнн. Михаила Николаевича, Михаила Михайловича, князя Болгарского Фердинанда, вел. кн. Анастасии Михайловны Мекленбург-Шверинской, принцессы Беатрисы Саксен-Кобург-Готской, герцога Георгия Лейхтенбергского и герцогини Марии Эдинбургской, дочери Александра II. В проповеди о. Сергий сказал: «Храм обратит это место в живое молитвенное пристанище для всех наших соотечественников, приезжающих в Ниццу». Его рассчитывали возвести за четыре года.
Строительные работы велись под наблюдением местных архитекторов: сперва Фомберто, затем Барбе, Жозефа Марса и Анри Стеклена, при участии каменных дел мастера Филиппо Кьятиа и гражд. инж. Икавитца. Каменными работами занимался подрядчик Бланкон, облицовкой фасада камнем – Оссель. Из-за склок в общине строительство заняло десять лет и в 1906 его пришлось приостановить вследствии нехватки средств. Ради экономии решили упростить проект – северный фасад оставить без отделки, пол вместо мозаичного сделать дубовым.
И снова на помощь пришел Государь – в 1908 он выделил 700 тыс. франков, необходимых для окончания работ. Другим крупным жертвователем стал кн. Сергей Михайлович Голицын, почетный ктитор, который лично истратил 400 тыс. франков как на строительство, завершенное в 1909, так и на убранство церкви. Всего храм стоил более 1,5 млн. франков (первоначальная смета равнялась 400 тыс.), из которых три четверти было монаршим даром. Все французы и русские, участвовавшие в строительстве, были награждены русскими орденами, медалями или ценными подарками.
Освящение красивой и гармоничной по стилю церкви, вмещающей 625 человек, состоялось 4 декабря 1912, накануне тезоименитства Николая II, в присутствии герцога Александра Георгиевича Лейхтенбергского и вел. кн. Анастасии Михайловны, официальных представителей власти и местного англиканского и протестантского духовенства. Его совершил викарный епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов) при пении знаменитого Синодального хора из Москвы и участии духовенства из русских храмов Европы. Вся русская колония Ниццы и Ривьеры собралась на торжество. Синод постановил считать храм соборным, хотя наружные и внутренние работы, к сожалению, так и не были полностью завершены. Во главе причта был поставлен прот. Сергий Любимов, который до и после много сделал для храма и за свои труды был награжден митрою.
Пятиглавое здание, высотой в 50 м, выстроено из светло-коричневого немецкого кирпича, имеет пять золоченых глав, покрытых красивой цветной черепицей фирмы Биго. По сторонам монументальной колокольни расположены два высоких белокаменных крыльца, увенчанных шатрами с золочеными по цинку орлами. Купол сделан из бетона фирмой Торран и облицован пустотелым кирпичом и искусственным камнем. Фасады украшены полихромными изразцами (их изготовила во Флоренции фирма Кантагалли) и мозаичными иконами («Спас» на колокольне), исполненными в петербургской мастерской В. А. Фролова по эскизу Васильева. «Особенную красоту собора составляет искусная и тонкая резьба сделанных из белого камня оконных и дверных наличников, нижних карнизов, а также колокольни». Эту резьбу по известняку и мрамору сделали итальянцы. Шесть ажурных золоченых крестов на храме были изготовлены в Пистойе, и первый из них 1 января 1910 подняли на колокольню, на которой укреплена мраморная доска об Императоре-благотворителе. Восемь колоколов пожертвовал П. П. фон Дервиз из своей домовой церкви; самый тяжелый был специально отлит в Марселе.
По отзывам прессы, «внутри собор отличается необходимым простором и поместительностью, обилием света, изящным и пропорциональным расположением своих частей». Внутренняя отделка четырехстолпного, с хорами здания заняла целых три года. Эскиз трехъярусного иконостаса «в старинном русском стиле» и киотов принадлежал молодому московскому художнику Л. А. Пьяновскому, который был также автором картонов для (неоконченных) фресок, вдохновленных росписями ярославского Толгского монастыря. По этим картонам фрески в алтаре написал итальянский художник Дезиньори; запрестольное изображение Пресвятой Троицы принадлежит иконописцу Васильеву. Покрытый басмой стильный иконостас, оплаченный кн. А. А. Голицыной, был изготовлен в мастерской известного ювелира И. П. Хлебникова в Москве, иконы для него, в стиле Симона Ушакова, выполнил московский иконописец Глазунов. В том же стиле вырезаны два киота. Царские врата – копия врат церкви св. Илии Пророка в Ярославле.
В той же мастерской Хлебникова, на средства жертвователей, были сделаны утварь (часть ее взяли из старой церкви), престол, кандила и великолепная плащаница, украшенная золоченой бронзой и синей эмалью. В мастерской И. А. Жевержеева сшиты облачения, которые подарил Император. Из Екатеринославля прибыла икона Архангела Михаила в память 300-летия дома Романовых в чеканной раме по эскизу Пьяновского. Паникадило подарил известный московский богач Рукавишников. Преображенский, однако, остался недоволен внутренней отделкой, жаловался, что она «не была поручена мне, но даже и вообще архитектору-художнику», и считал, что отделка носит «кустарный характер и… справедливо вызывает строгую критику».
Через пять лет после освящения храма в России разразилась смута, и многие тысячи русских людей вынуждены были оставить свое Отечество. Некоторые из них очутились в Ницце и, став прихожанами собора, в память о Царе-Освободителе Александре II и Царе-Мученике Николае II заказали художнику-эмигранту два образа (они помещены по краям иконостаса) с изображением небесных покровителей этих Государей и членов их семей. Другой образ, напоминающий о Царе-Освободителе, на котором представлен св. Александр Невский, был поднесен герцогом Г. М. Лейхтенбергским. В память убитого П. А. Столыпина, была написана житийная, в киоте, икона ап. Петра. Этот киот, украшенный басмой, стоит у левой солеи, у правой – другой с иконой Божией Матери «Всех скорбящих радости», исполненный в том же стиле. Слева от входа, в резной раме, находится красивый шитый шелками образ Божией Матери с Младенцем. Он тоже подарен эмигрантами, как и множество небольших икон на стенах.
Наибольшим почитанием среди прихожан пользуется образ свт. Николая, который находился при умершем Цесаревиче Николае Александровиче. Он ранее хранился в памятной часовне и был из нее перенесен в церковь. В 1935 этот старинный образ чудесным способом обновился, после чего его положили на аналое, слева от иконостаса.
Никольский собор является кафедрой местного епископа, каковым сейчас служит епископ Ниццский Роман (Золотов). Штат состоит из трех священников, дьякона и псаломщика. Богослужение совершается на церковнославянском и французском языках; действует Сестричество пр. Евфросинии Полоцкой. К собору приписаны две церкви: свт. Николая Чудотворца и свмц. царицы Александры и домовая церковь прп. Серафима Саровского при русской богадельне на ул. Каварадосси, 34.
Расцвет русской Ниццы закончился после Второй мировой войны, когда многие эмигранты умерли, многие уехали. Сегодня русское присутствие в разросшемся городе малозаметно; хотя на Пасху в храме собирается до двух тысяч человек, но большая их часть состоит из ассимилированных русских, обращенных французов и православных других наций. На всенощной молится в среднем 30, на рядовой литургии – 100–150 человек.
За годы своего существования Никольский собор не подвергался крупным перестройкам и переделкам, велась лишь реставрация настенных росписей и фасада. Сейчас это живописное здание красно-белого цвета, окруженное остатками парка, числится среди архитектурных памятников Ниццы и считается городской достопримечательностью. Это – один из самых красивых храмов русского рассеяния во Франции, и одновременно – памятник Царственному мученику Императору Николаю Александровичу. Проезжая через город или приезжая в него, паломники и туристы из России обязательно посещают собор.
Адрес: 7, boulevard Tsarevitch F-06000 Nice
Библиография: |
* АВПРИ. Ф. 187. Оп. 524. Д. 2811, 3124. Л. 13–14; РГИА. Ф. 25. Оп. 2. Д. 662; Ф. 468. Оп. 16. Д. 2361; Оп. 42. Д. 2070; Ф. 472. Оп. 51. Д. 55; Ф. 482. Оп. 6. Д. 54; Ф. 565. Оп. 7. Д. 29307; Ф. 796. Оп. 182. Д. 4070; Ф. 7977. Оп. 71 (2 отд. 3 ст.). Д. 214; ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 87. Д. 12; Оп. 105. Д. 57. Положение об управлении православной церковью в Ницце. Ницца, 1896. Любимов С. Православная русская церковь в Ницце... СПб.,1900. С. 108–110. Прибавления к «Церковным ведомостям» (С.Петербург). 1903. № 17. С. 684–687; 1913. № 2. С. 108–112. Мальцев А. П. Берлинский Братский ежегодник. Православные церкви и русские учреждения за границей. Берлин, 1906. С. 231–238. Голицын С. М. Описание построения православного собора в г. Ницце. М., 1912. Церковная правда. (Берлин). 1913. № 2. С. 42–47; № 3. С. 73–74. Фричеро Э. Русский православный Свято-Николаевский собор в Ницце. Флоренция, 1997. Евлогий (Георгиевский) митр. Путь моей жизни. М., 1994. С. 388. C. Н. Забелин // Наше наследие (Москва). 1997. № 41. С. 108. Смирнова Н. Достопримечательные русские храмы и кладбища. Париж, 1999. С. 71–84. Русские храмы и обители в Европе / Авт.-состав. В. В. Антонов, А. В. Кобак. СПб.: Лики России, 2005. B. Tch. Chapelle commйmorative de… Nicolai Alexandrowitch а Nice, 1874. Fricero E. La cathйdrale orthodoxe russe Saint Nicolas. Nice, 1958. |
Сайты: | |
Приложения: | |
Связи: | |
География: | |
Составители: | |
Дата ввода: |
25.12.2010 |