ЦЕРКОВЬ СВТ. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА И СВ. МЦ. ЦАР. АЛЕКСАНДРЫ. Ницца, Франция

Eglise russe St. Nicolas et Ste. Alexandra

Церковь свт. Николая Чудотворца и св. мц. цар. Александры. Ницца, Франция

Ницца и Канны стали любимыми курортами русской знати в середине XIX века, когда появилась возможность доехать до них из России по железной дороге. Приезжали обычно на курорт в ноябре, уезжали в феврале-марте. Русская пресса писала: «Климат во всей области Ниццской, защищенной от севера последними отлогостями Альпов, несравненный, истинно благотворный, так что он сам собою, без медицинских пособий может восстановить силы и здоровье». Уже в зимний сезон 1857–1858 в Ницце, которая тогда (до 1860) входила в состав Сардинского королевства, проживало 150 богатых русских семей. Среди них было много больных чахоткой, искавших исцеления, но остававшихся, увы, без необходимого христианского утешения, так как в городе не было даже домовой православной церкви.

Широко, весело и богато жила «русская Ницца», однако отсутствие церкви «возбудило различные толки, внушало странные понятия относительно наших религиозных убеждений и обычаев» среди международного общества отдыхающих. Это ненормальное положение решила исправить вдовствующая Императрица Александра Феодоровна, зиму 1856–1857 гостившая на курорте, на вилле Авигдор. Она первая внесла 8000 франков на православный храм, а к концу 1857 русская колония собрала сумму в 48 тыс. франков, вполне достаточную для начала строительства. Сама же Императрица молилась в своей домовой церкви, освященной 20 ноября 1856 на ее вилле.

Проектировать храм в Ницце Александра Феодоровна поручила акад. А. С. Кудинову, довольно посредственному зодчему, работавшему архитектором Синода. 2 мая 1857 граф Э. Г. Штакельберг, российский посланник в Турине, купил участок площадью в один гектар, который, однако, оказался болотистым, отчего построенный на нем храм позднее постоянно страдал от сырости. Местные власти разрешили строить здание только на северной стороне участка и без колокольни.

Согласно проекту Кудинова, новый храм на 200 человек больше походил на церковный дом, ибо не имел ни купола, ни архитектурных украшений. В ходе строительства проект был изменен местным архитектором Барайя, который увеличил высоту здания, расширил его по бокам, снабдил орнаментальной отделкой и куполом, что придало всей постройке храмовый вид. Руководил строительством комитет, возглавляемый А. Я. Скарятиным.

Церковь, первая православная на Лазурном берегу, была торжественно заложена 2 декабря 1858 духовенством русских военных кораблей, стоявших на рейде соседнего порта Виллафранко, в присутствии генерал-адмирала вел. кн. Константина Николаевича, вел. кнн. Александры Иосифовны, Екатерины Михайловны, вел. кн. Николая Константиновича, великого герцога Георгия Мекленбург-Стрелицкого, российского посланника и городских властей. Первый камень в основание храма, посвященного святым покровителям Императрицы и ее покойного супруга Николая I, положил сам генерал-адмирал.

С работами спешили, желая закончить их к зимнему сезону 1859–1860, к приезду Императрицы, которая была душой всего дела. Все пожертвования направлялись в ее канцелярию. В престольный праздник 6 декабря 1859 на купол был поднят золоченый крест. К этому времени морем из Петербурга прибыл иконостас, подаренный Александрой Феодоровной. Он был исполнен в русском стиле в мастерской Алексеева по эскизу проф. И. И. Горностаева, который в поисках образцов специально ездил в Псковскую и Новгородскую губернии.

Иконы в этом двухъярусном иконостасе из темного дуба написал на золотом фоне акад. В. В. Васильев, известный знаток «византийского извода». Жертвуя иконостас, Императрица поставила условием, чтобы «он всегда оставался в своем первоначальном виде, без каких бы то ни было изменений, добавлений или украшений». Умирая, она завещала церкви еще одну работу Васильева – образ Грузинской Божией Матери, праздник которой приходился на день восшествия на престол Николая I. В клеймах этого образа представлены святые, тезоименитые членам Императорской семьи. Рядом с ним сейчас висят две красивые, с эмалью, иконы XIX века: свт. Митрофан Воронежский и прп. Иоанн Рыльский.

Лица из свиты Императрицы поднесли церкви запрестольный образ, который изображает ветхозаветную Троицу и написан неизвестным русским живописцем. Ко дню освящения были сделаны и другие пожертвования: принц П. Г. Ольденбургский подарил священные сосуды из серебра, Александра Феодоровна – две хоругви и плащаницу, Императрица Мария Александровна – парадные облачения, герцог Пармский – Евангелие в серебряном окладе, украшенном самоцветными камнями. Кроме того Александра Феодоровна, члены Императорской семьи и свиты оплатили две трети из 74 тыс. франков, истраченных на строительство.

И в дальнейшем жертвователи не оставляли храм. В память об умершем в 1865 в Ницце Цесаревиче Николае Александровиче Венценосные родители подарили две иконы из его комнаты, восемь серебряных подсвечников и лампаду, а Войско Донское, атаманом которого был покойный, – великолепный метровый заалтарный крест; перед ними служилась панихида по Цесаревичу и его отцу. П. П. фон Дервиз пожертвовал массивную дарохранительницу из кованого серебра. В 1937 был сооружен небольшой киот в память покойного генерала Н. Н. Юденича. На иконе в киоте изображены вмч. Георгий Победоносец, Спаситель и Божия Матерь.

Когда 31 декабря 1859 придворный прот. Сперанский освящал церковь, Императрица Александра Феодоровна не смогла присутствовать, ибо была нездорова. Вместо нее торжество посетила ее старшая дочь вел. кн. Мария Николаевна, герцогиня Лейхтенбергская, с двумя дочерьми. Прибыли также принц П. Г. Ольденбургский, посланник Штакельберг, личная свита Императрицы, и духовенство русской эскадры, находившейся в Виллафранко. На освящении пел приехавший из Петербурга придворный хор, а голландский художник Тешар, по желанию Императрицы запечатлел торжество в акварели. Архитектор Барайя в награду за свои труды получил от строительного комитета 2000 франков. Первым священником новой церкви стал о. Димитрий Васильев, брат настоятеля посольского храма в Париже, которому подчинили храм в Ницце.

Прошло немного лет, и храм подвергся суровой критике: «Здание вышло с боковых фасадов каким-то обрезанным, а внутри не соглашено с великолепным иконостасом, который в свою очередь… загромоздил все пространство … Через три года оказалось необходимым произвести капитальные переделки…». «Настоящее здание так плохо, так некрасиво и так непрочно, что прилагать заботы об его улучшении… казалось бы, не следует». В 1896 архитектор Шевалье подал проект перестройки, который предусматривал упразднение нижнего этажа, фасад в «русском стиле», дом причта в саду, но прихожане его отклонили по недостатку средств – требовалось 100 тыс. франков.

В 1900 акад. М. Т. Преображенский, осмотрев здание, предложил свой проект перестройки, но одновременно из-за возможности «существенного повреждения основных частей и стен» высказался за постройку новой церкви на вилле Бермон, «вроде только что воздвигнутой в Биаррице», что в конце концов и было осуществлено. Во время строительства нового храма, чтобы оплатить его отделку, старый хотели продать, но община этому воспротивилась.

Более полувека Никольская церковь была для русских единственной на всей французской и итальянской Ривьере. Служили в ней по воскресеньям только во время курортного (зимнего) сезона. На содержание церкви Императрица Мария Феодоровна ежегодно выделяла 2000 франков, но большинство расходов несли прихожане. Церковный хор состоял из французов, поэтому текст в нотах писался латинскими буквами. С 1860 на первом этаже работает хорошая русская библиотека, основанная поэтом П. А. Вяземским. Теперь она занимает также бывшую квартиру настоятеля, куда можно войти через садик с высокими пальмами.

Поначалу назначаемые из России священники недолго служили на приходе, но вскоре положение изменилось и за полвека перед революцией их было всего трое: в 1867–1878 – о. Владимир Левицкий, переведенный затем во Флоренцию, в 1878–1887 – прот. Сергий Протопопов, переехавший в Висбаден, и в 1887–1918 – прот. Сергий Любимов, духовник Императрицы Марии Феодоровны, который много способствовал возведению в Ницце Никольского собора, за что получил орден Анны 1-й степени. С 1948 по 1956 причт возглавлял его сын – прот. Владимир Любимов, в прошлом юрист.

В годы Первой мировой войны жизнь в «русской Ницце» замерла, но послереволюционная эмиграция ее очень активизировала, так как в городе и окрестностях собралось до трех тысяч русских беженцев. Для помощи им в приходе был создан специальный «Благотворительный комитет». С этого времени богослужения стали отличаться особой торжественностью, привлекая многих инославных, желавших познакомиться с Православием. В 1925 настоятели получили епископский сан. Первым кафедру занял приехавший из Польши архиепископ Владимир (Тихоницкий), прослуживший в храме свмц. цар. Александры 20 лет; он «подобрал хороший клир, организовал сестричество, сумел сплотить паству». Его помощником состоял о. Александр Ельчанинов, замечательный пастырь и автор известных «Записок священника».

Первый этаж здания решен как цокольный и оформлен квадровым рустом. По второму этажу фасад украшен сдвоенными пилястрами композитного ордена и завершен раскрепованным антаблементом с гладким фризом. Вход тоже отмечен пилястрами и треугольным фронтоном, поле которого заполнено резным орнаментом. В центре фасада – большое тройное окно с полуциркульным завершением. Над карнизом находятся три глухие арки – одна из них с розеткой, – которые напоминают закомары в древнерусских церквей. В арках помещены майоликовые изображения Господа Вседержителя, Божией Матери и Иоанна Крестителя. Венчает здание приземистый широкий купол серого цвета. Боковые фасады оформлены треугольными фронтонами с лепным изображением креста.

Храм размещается на втором этаже, куда ведет мраморная лестница. Он до сих пор не расписан, хотя первоначально росписи предполагалось сделать по эскизам кн. Г. Г. Гагарина. Небольшое помещение днем освещается через высокие окна в стенах и узкие – в куполе, вечером – тремя хрустальными паникадилами. Столбы поддерживают деревянные хоры над входом. Широкий антаблемент и гипсовый орнаментальный фриз – единственное архитектурное украшение интерьера. Стены внизу покрыты деревянными панелями, выше окрашены темно-зеленым колером; между полуциркульными окнами изображены Евангелисты. Купол – светло-голубого, потолок – светло-розового цвета.

Почитанием у прихожан пользуются две старинные иконы Божией Матери: Толгской и Владимирской, подаренные Шабельской и Самариной. Обе иконы заключены в большие резные киоты, сделанные в стиле XVII века по эскизу Л. А. Пьяновского. Они стоят по краям солеи. Рядом размещены киоты с изображением св. Александра Невского, св. Марии Магдалины, Спасителя. На стенах висят две копии религиозных картин.

Вскоре после освящения храма в Ницце в 1867–1869, в пригороде Кокад было устроено православное кладбище (ныне – это отдельный участок площадью в три гектара). Прежде русских хоронили на городском кладбище Шато, причем неимущих закапывали в общей могиле. На новом кладбище, расположенном террасами, прихожане выстроили Никольскую часовню в память о Цесаревиче Николае Александровиче. Половину расходов оплатила графиня А. М. Толстая. В 1920-е часовня была расширена и обращена в церковь, иконостас для которой в 1911 пожертвовал П. П. фон Дервиз, владелец богатой виллы Вальроз в Ницце (см. № 137). Внутри часовни висит мраморная доска с именами русских офицеров, умерших на Лазурном берегу.

На этом кладбище погребены члены Дома Романовых: вел. кн. Елена Петровна (1884–1962), вдова убитого в Алапаевске вел кн. Иоанна Константиновича, вел. кн. Ростислав Александрович (1962–1978), генерал Н. Н. Юденич (1862–1933), министр иностранных дел С. Д. Сазонов (1860–1927), живописец Ф. А. Малявин (1869–1940) и художник и историк Г. К. Лукомский (1884–1952), декабрист А. Н. Раевский (1795–1868), поэт Г. В. Адамович (1892–1972) и светл. кн. Екатерина Михайловна Юрьевская (1849–1922), вторая супруга Императора Александра II.

При церкви долго действовало сестричество во имя св. Ефросинии Полоцкой, которое помогало поддерживать в ней благолепие и вело благотворительную работу. Оно заменило Русское благотворительное общество, возникшее в конце XIX века «для помощи нуждающимся и бедным больным русским подданным всех христианских исповеданий».

К своему столетию церковь была отремонтирована на средства, которые приход получает от входной платы за осмотр Никольского собора в Ницце. Однако в настоящее время интерьер выглядит запущенным и нуждается в основательной реставрации.

Храм обслуживается причтом Никольского собора. Богослужения по воскресеньям и праздникам ведутся на церковнославянском и французском языках.

Посещая Ниццу, большинство русских лишь случайно натыкается на эту церковь, хотя она стоит недалеко от оживленных главных улиц, ведущих к Английской набережной. Только во время службы можно попасть в это историческое здание, где полвека молилась вся «русская Ницца» и где хорошо ощущается ее невидимое присутствие.

Адрес: 6, rue de Longchamp, rue Maréchal Joffre F-06000 Nice.

Библиография:

* АВПРИ. Ф. 187. Оп. 524. Д. 2160. Л. 6, 16; РГИА. Ф. 468. Оп. 1. Д. 2635; Оп. 42. Д. 2070; Ф. 797. Оп. 28 (2 отд. 2 ст.). Д. 380; Ф. 799. Оп. 31. Д. 265.

Северная пчела. 1859. № 116.

Архитектурный вестник. 1859. № 1. Стб. 74–75.

Иллюстрация. 1860. № 113. С. 196, 198.

Отчёт Императорской Академии художеств... СПб. 1859–1860. С. 60.

Церковно-общественный вестник. 1874. № 87, 111.

Прибавления к «Церковным ведомостям» (С.Петербург). 1893. № 13–14. С. 551–553; 1896. № 7. С. 263–265.

Русская беседа. 1895. № 12.

Положение об управлении православною церковью в Ницце. Ницца, 1896.

Мальцев А. П. Берлинский Братский ежегодник. Православные церкви и русские учреждения за границей. Берлин, 1906. С. 231–244.

Любимов С. Православная русская церковь в Ницце... СПб., 1900.

Сибиряков А. Православная русская церковь в Ницце. К ее 50-летию. СПб., 1910.

Дуброво И. В. Русская православная приходская церковь в Ницце (1859–1959). Ницца, 1959.

Евлогий (Георгиевский) митр. Путь моей жизни. М., 1994. С. 388.

Смирнова Н. Достопримечательные русские храмы и кладбища. Париж, 1999. С. 65–71, 86–94.

C. Н. Забелин // Наше наследие (Москва). 1997. № 41. С. 107–108.

Сайты:
География:
Составители:
Источник:

Русские храмы и обители в Европе / Авт.-состав. В. В. Антонов, А. В. Кобак. СПб.: Лики России, 2005.

Дата ввода:

25.12.2010