ШАЦ Борис (Борис Ильич, Залмен-Бер или Барух Цемах)

Schatz Boris

Б. Щац

23 декабря 1867 или 14 декабря 1865 (Ворно Ковенской губ., ныне Варняй близ Каунаса, Литва) – 22/23 марта 1932 (Денвер, шт. Колорадо, США). Скульптор, педагог и общественный деятель.

Сын ковенского меламеда (законоучителя иудейской веры). Учился в иешиве в Вильне (ныне Вильнюс), где сблизился с группой Ховевей Цион, стоявшей у истоков сионизма. Первые уроки рисования получил в Виленской художественной школе, учился у М.М. Антокольского и некоторое время был его помощником.

В 1889 женился, в браке родилась дочь Анжела. В том же году уехал с женой в Париж (брак длился до 1895). В 1889–1895 совершенствовался в академии Фернана Кормона. В эти годы создал ряд значительных произведений в стилистике историзма, соединившего реализм форм и позднеромантические образы, среди которых статуи «Моисей на горе Нево» (1890), «Маттитьяху Хасмоней» (1894), «Рабби, благословляющий ребенка», «Молитва Хабдаллы», патетические образы еврейских старцев, а также ряд портретов (в том числе бронзовый медальон «М. Антокольский», 1894). В 1892 выставил в парижском салоне статую «Мать Моисея», заслужившую похвалу прессы. В 1900 получил серебряную медаль за скульптуру на Международной выставке в Париже.

В 1895 получил должность придворного художника болгарского князя Фердинанда (будущего царя Фердинанда I), а в следующем году стал одним из инициаторов создания государственной Рисовальной школы в Софии, из которой впоследствии выросла Болгарская национальная художественная академия. В качестве придворного художника выполнял официальные заказы, в том числе эскиз памятника героям Освободительной войны 1876 года (1901). Исполнил ряд жанровых скульптур по болгарским мотивам. В 1904 стал единственным художником, представлявшим Болгарию на Международной выставке в Сент-Луисе (США), получил серебряную медаль за скульптурный образ болгарского повстанца, преследуемого баши-бузуком.

Кишиневский погром 1903 года вернул художника в круг еврейских проблем, в результате чего он увлекся идеями Теодора Герцля. В том же году создал два бронзовых рельефа, ставшие впоследствии самыми известными его произведениями: «Встреча субботы» и «Хавдала». В дальнейшем его творчество имело ярко выраженную национально-еврейскую направленность; он черпал сюжеты из Торы, из действительности еврейской диаспоры, создавал портреты знаменитых евреев и деятелей сионистского движения. В числе его известных работ: статуя «Моисей со скрижалями» (1918), бронзовые рельефы с изображением пророков «Иеремии» (1911) и «Исайи» (1918), скульптурные портреты Т. Герцля (1920-е), Х.Н. Бялика (1929), В. Жаботинского (1920), Э. Бен-Иехуды (1922), Г.Л. Сэмюэла (1924), И. Зангвилла (1929/1930) и др.

На 7-м Сионистском конгрессе в Базеле (1905) выступил с предложением основать в Палестине художественную школу с классами по различным видам искусств. Движимый этой мечтой, в 1906 отправился в Иерусалим, где открыл и возглавил Школу искусства и ремесел «Бецалель» (с 1969 – Академия художеств и прикладного искусства «Бецалель»), названную так по имени, которое, согласно указанию Торы, носил первый еврей художник-строитель (в синодальном переводе Библии это имя звучит как Веселил; Исх., 31, 2). Мастерские «Бецалеля» со временем разрослись, превратившись в предприятие полупромышленного типа, в иные годы там работало до пятисот человек.

Предпринял и попытку создать поселение, где занятие художественным ремеслом сочеталось бы с работой на земле. Стал инициатором создания музея «Бецалель», в основу которого легла его коллекция еврейского традиционного искусства минувших веков. В мае 1911 привез выставку работ своих учеников в Одессу (экспозиция была развернута в рамках Художественно промышленной выставки в Александровском парке), где «рекрутировал» молодых местных художников для переселения в Палестину. В числе россиян, прошедших школу «Бецалель» или преподававших в ней, были А. Авни, Б. Агадати, А. Арох, И. Анчер, А. Беркович, Х. Гликсберг, И. Зарицкий, М. Зарудинский, М. Иоффе, Л. Кениг, А. Лаховский, П. Литвиновский, О. Любич, А. Панн, А. Стемацкий, И. Френкель, М. Шеми и др.

В 1911 женился вторым браком на Ольге Павзнер, искусствоведе; в том же году родился сын Безалель Шатц, в 1913 – дочь Луиза, в 1916 – дочь Зохара Шац, ставшая израильской художницей (ум. в 1999).

Во время Первой мировой войны школа «Бецалель» была закрыта турецкими властями, а сам он интернирован и депортирован сначала в Сирию, а затем в Цфате. Восстановление школы состоялось в 1919 при установлении британского мандата над Палестиной.

В 1928 школу «Бецалель» пришлось закрыть из-за непреодолимых финансовых трудностей. В поисках средств на ее восстановление в 1932 отправился в США, где скоропостижно скончался. «Новый Бецалель» возродился в 1935, когда в Эрец-Исраэль приехал ряд талантливых мастеров из Германии. Музей «Бецалель» стал частью созданного в 1964 в Иерусалиме Музея Израиля.

Библиография:

Новое русское слово (Нью-Йорк). 1932. 25 марта. № 6998.

Шац Борис [Электронный ресурс] // Электронная еврейская энциклопедия. URL: http://eleven.co.il/folklore-jewish-art/visual-arts-and-architecture/14770 (дата обращения: 21.03.2018).

Prof. Boris Schatz [Электронный ресурс]. URL: http://www.schatz.co.il/en/boris (дата обращения: 21.03.2018).

Приложения:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

10.09.2018