ИОФФЕ Марк Соломонович (Мордух Бер)

Ioffe M.

28 марта 1864 (Динабург, ныне Даугавпилс, Латвия) – 27 июня 1941 (Нью-Йорк). Живописец.

Окончил Варшавскую художественную школу. С 1882 учился в ИАХ в С.-Петербурге, где его близким другом стал художник Ю. М. Пэн. В годы учебы получил медали: малые серебряные (1886 и 1888), большую серебряную (1889) и малую золотую (1891; за картину «Апостол Петр исцеляет хромого»). В 1891 получил звание классного художника 1-й степени за картину «Принятие христианства св. царицей Александрой».

Работал в С.-Петербурге. Писал жанровые картины в академической манере: «Маленькая художница» (1893), «Перед отправлением в гимназию» (1897), «Сон одолел» (1901), «Часы досуга» (1903), «Начало разлада» (1905), «Цыгане» (1911), «Бабушка и внучка» (1914) и др. Был владельцем фотомастерской (Садовая ул., 71), в которой в 1907 работал ретушёром М. З. Шагал. Участвовал в Весенних академических выставках (1897, 1898), выставках ТЮРХ (Одесса, 1893), МОЛХ (М., 1897), С.-Петербургского общества художников (М., 1899, 1903, 1905, 1915, 1916; СПб., 1901, 1905, 1911–1913, 1917), Внепартийного общества художников (Пг., 1914, 1915), Еврейского общества поощрения художеств (СПб., 1916). В 1908 стал одним из учредителей еврейского художественного общества «Бецалел» в С.-Петербурге, участвовал в деятельности Художественно-артистической ассоциации (1912–1913).

В 1918 под руководством Н. А. Касаткина работал над праздничным оформлением Москвы к 1-й годовщине Октября. Исполнил панно «Карл Маркс светом науки озарил нам свободу» для здания Сокольнического райсовета. Эскиз портрета Маркса для этого панно подарил Третьяковской галерее (ныне в Государственной картинной галерее Армении, Ереван). В 1918–1920 возглавлял мастерскую для рабочих-художников при петроградских ГСХМ. Выезжал по заданию Музея революции для зарисовок на Южный фронт. Участвовал в 26-й выставке Петроградского общества художников (1918), 1-й Государственной свободной выставке произведений искусств (Пг., 1919), Выставке петроградских художников всех направлений (1923) и VI выставке АХРР «Революция, быт, труд» (М., 1924).

В 1924 эмигрировал и поселился в Нью-Йорке. Писал картины из еврейского быта и истории: «Канун Судного дня», «Пророк Исайя», «Вечный странник», «Мечта Теодора Герцля» и др. Исполнил портреты А. К. Глазунова, Х.-Н. Бялика, И. Менухина.

Похоронен на кладбище Велвуд (Wellwood) в Нью-Йорке.

Библиография:

* РГИА Ф. 789. Оп. 11. 1880. Д. 148.

* ХН СССР 4/1/541–542; ХРЗ; WWAA 1947/592.

Жизнь искусства. 1920. № 373. С. 1.

[Некролог с портретом] // Новое русское слово (Нью-Йорк). 1941. 29 июня (№ 10368). С. 7.

Агитационно-массовое искусство первых лет Октября: Материалы и исследования / Под ред. Е. А. Сперанской. М., 1971.

Бурлюк М. Н. Страницы жизни в Америке // Color and Rhyme. 1964/1965, N 55. P. 56, 61; 1965/1966, N 60. P. 12, 21, 105.

Северюхин Д. Я. Старый художественный Петербург. Рынок и самоорганизация художников от начала ХVIII до 1932. СПб., 2008.

Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

02.01.2013