МЕЕРСОН (Мейерсон) Лазарь Осипович

Meerson L.

Л. Мейерсон

1897 (по другим данным – 1900) (Варшава) – 30 мая 1938 (Лондон). Художник кино.

В России изучал архитектуру. После революции эмигрировал в Германию, жил в Берлине. Участвовал в оформлении русских праздников и камерных театральных постановок, расписывал стены, в том числе в кабаре «Дома артиста» (1920) и в «Marmor-Saal Am Zoo» (1921). В 1923 впервые выступил как художник в фильме Ф. Цельника «Катюша Маслова».

В 1924 поселился во Франции, где начал работать художником-декоратором на русской киностудии «Альбатрос» в Монтрее близ Парижа. В том же году в сотрудничестве с Б. К. Билинским оформил фильм Ж. Эпштейна «L’Affiche» («Афиша»). В 1925 был ассистентом сценографа А. Кавальканти в фильме М. Л’Эрбье «Feu Mathias Pascal» («Покойный Матиас Паскаль»).

С 1926 работал самостоятельно. В сотрудничестве с ведущими режиссерами осуществил постановку более 50 кинофильмов, в том числе: «L'Argent» («Деньги»; 1929) М. Л’Эрбье; «Paris en cinq jours» («Париж в пять дней»; 1925), «Le nègro blanc» («Белый негр», 1925) и «Le Chasseur de Chez Maxim’s» («Рассыльный «Максима»; 1927) H. Римского; «Les Aventures de Robert Macaire» («Приключения Роберта Макера») Ж. Эпштейна (1925); «Carmen» (1926), «Gribiche» («Грибиш», 1926), «La Kermesse héroïque» («Героическая кермесса»; 1935) и «Pension Mimosas» («Пансион “Мимоза”»; 1935) Ж. Фейдера (1926); «Крестоносцы» Д. Кирсанова (1929); «Cagliostro – Liebe und Leben eines groben Abenteurers» («Калиостро – жизнь и любовь великого авантюриста») Р. Освальда (1929); «Les Deux Timides» («Двое робких»; 1929), «Sous les toits de Paris» («Под крышами Парижа»; 1930; первый во Франции звуковой фильм), «À nous la liberté» («Свободу нам!»; 1931) и «Quatorze juillet» («Четырнадцатое июля») Р. Клера (1933), «La Fin du Monde» («Конец мира») A. Ганса (1931); «Частная жизнь Генриха VIII» (1933) и «Рембрандт» (1936) А. Корда; «Amok» («Amok») Ф. Оцупа (1934) и др. В числе его учеников и помощников был Г. Л. Вакевич.

В 1930 стал художником фильма «Le Romance sentimentale» – первого звукового опыта, осуществленного в Париже совместно режиссерами Г. Александровым и С. Эйзенштейном. Создавал декорации для фильмов М. Аллегре, В. К. Ховарда, К. Отан-Ларо, сотрудничал с Л. Барсаком.

Был новатором в области создания кинодекораций, одним из первых отказался от традиционного плоского задника и перешел к трехмерному конструированию объемов. Оказал заметное влияние на эстетику французского кинематографа эпохи поэтического реализма 1920–1930-х.

В 1936–1938 работал в Англии на студии London Film Production. Участвовал в постановке фильма «The Citadel» («Цитадель») Кинга Видора (1938).

Жена – актриса кино Мария Меерсон (урожд. Попова, 1900–1993); брат – фотограф Гарри (Игорь Осипович) Меерсон (1910–1991).

Библиография:

* Анненков.

Голос России (Берлин). 1920. 5 сент., 4 дек., 11 дек.

[Некролог] // Последние новости, 1938, 1 июля (№ 6305).

Носик Б. «Наконец-то я увидел хороший фильм...» (Выходцы из России во французском кино) // Евреи в культуре Русского зарубежья. Т. 1. Иерусалим, 1992. С. 443-444.

Русская мысль, 1995, 12-18 октября (№ 4096). С. 15.

Кино: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С. И. Юткевич. М., 1987.

Янгиров Р. «Рабы немого» 1920–1930-е годы: Очерки исторического быта русских кинематографистов за рубежом. М., 2007 (указ.).

Янгиров Р. Хроника кинематографической жизни Русского зарубежья. В 2-х тт. М., 2010. Т. 2 (указ.).

Jourdan, R., Le Style Clair-Meerson // La Revue du Cinéma (Paris). № 27. 1931.

Barsacq L. Le Décor de Lazare Meerson // Jacques Feyder. Brussels, 1949.

Barsacq L. Le Décor de Film. Paris, 1970. P. 252.

Cousins R. F. L. Meyrson // The International Dictionary of Films and Filmmakers. Vol. IV. Chicago, London, 1985. P. 275-276.

Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

01.05.2011