ВАКЕВИЧ Георгий (Жорж) Леонидович

Wakhevitch G.

Г. Л. Вакевич.

18 августа 1907 (Одесса) – 11 февраля 1984 (Париж). Сценограф, художник кино, живописец.

Потомок греков с острова Крит, сын инженера-кораблестроителя. В 1921 вместе с матерью и младшим братом Михаилом (будущий телеоператор, один из зачинателей французского телевидения) эмигрировал через Болгарию во Францию, куда ранее эвакуировался из Крыма отец.

Семья жила сначала близ г. Маноск в Верхнем Провансе, с 1923 – в Париже. Учился в Русском лицее, затем в лицее Бюффон. Вместе с братом и будущим драматургом Артуром Адамовым организовал в лицее театральную труппу «Синие запятые». Посещал занятия в академии Гранд Шомьер, где испытал влияние живописца Эдвина Скотта. Лицей не окончил.

В 1924–1928 работал на русской киностудии «Альбатрос» статистом, затем – ассистентом художника Л. О. Меерсона, который стал его учителем и другом. Некоторое время учился в парижской Национальной школе декоративных искусств. Был дружен с П. Ф. Челищевым. В конце 1920-х уехал на юг Франции, жил близ Экса, затем работал ассистентом у декоратора Ж. Лафита на киностудии «Victorine» в Ницце и создал там первые самостоятельные декорации (1930–1931). После закрытия студии вернулся в Париж и вновь стал работать с Меерсоном на киностудии «Тобис», позже – в Бийанкуре, в фирме Макса Лауэра, которая занималась постройкой декораций для театра и кино. Сотрудничал с русскими декораторами Е. Лурье и С. Н. Пименовым.

В 1934 поселился в Эксе. Работал декоратором и архитектором, занимался реконструкцией замков. Познакомился с режиссерами Л. Дюкро и А. Руссеном. Много лет сотрудничал в созданном ими театре «Серый занавес» (позже – «Комеди де Льон»).

В годы Второй мировой войны был мобилизован, но на фронт попасть не успел. Создавал декорации и костюмы для возродившейся киностудии «Victorine» в Ницце, для театра в Лионе и театра Vieux-Colombier в Париже. В послевоенные годы продолжал работать как сценограф.

Создал декорации и костюмы более чем к 100 фильмам, в числе которых – «Человек из Испании» («L'Homme à l’Hispano») Ж. Эпштейна (1933), «Голова человека» («La Tête d’un homme») Ж. Дювивье (1933), «Мадам Бовари» («Madam Bovary», 1933) и «Марсельеза» («La Marseillaise», 1938) Ж. Ренуара, «Героическая Кермеса» («La Kermesse héroïque») Ж. Фейдера (1935), «Ничего» («Nitchevo») Ж. де Баронселли (1936), «Ностальгия» («Nostalgie») Л. Туржанского (1937), «Последний поворот» («Le Dernier Tournant») П. Шеналя (1939), «Вечерние визитеры» («Les Visiteurs du soir») М. Карнэ (1942), «Двуглавый орел» («L'Aigle à deux têtes») Ж. Кокто (1948), «Синяя Борода» («Barbe-Bleue») Кристиан-Жака (1951), «Али-Баба» («Ali Baba et les quarante voleurs») Ж. Беккера (1954), «Мари-Октябрь» («Marie-Octobre») Ж. Дювивье (1959), «Дневник горничной» («Le Journal d'une femme de chambre») Л. Бунюэля (1964), «Оскар» («Oscar») Э. Молинаро (1967), «Король Лир» («King Lear») (1971) и «Трагедия Кармен» («La Tragédie de Carmen») П. Брука (1984) и др.

Оформил более 300 оперных, балетных и драматических спектаклей на сценах Парижа (театры Opéra, Opéra-Comique, Comédie-Française, Marigni), а также Лиона, Лондона, Милана и Берлина (Берлинская опера); сотрудничал с режиссерами Ж. Мейером, Ж. Берто и Ж.-Л. Барро, хореографами С. Лифарем, Д. Парличем, Дж. Тарасом, Р. Пти, У. Долларом и Э. Ханка. В числе оформленных постановок – спектакли русского репертуара: опера «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, балеты «Жар-птица» И. Ф. Стравинского (1954), «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева (1955, 1960), «Петрушка» И. Ф. Стравинского (1971). Одноактный балет «Юноша и смерть» на музыку И. С. Баха (либретто Ж. Кокто) в его декорациях был в 1973 поставлен Роланом Пти в Большом театре в Москве.

Занимался живописью – писал пейзажи Нормандии, портреты рыбаков, клоунов. Исполнил иллюстрации к произведениям Шекспира и Лорки.

Персональные выставки работ для театра и кино состоялись в Париже (галерея Drouant, 1953; 1969), Сан-Паулу (1969), Марселе (1980), живописи – в парижской галерее Le Proscenium (1971). Был представлен на выставке «Русский взгляд» в Гейдельберге (1974).

В 1977 выпустил книгу воспоминаний «Изнанки декораций». В 1982 был избран членом Французской академии изящных искусств (секция живописи). Награжден орденом Почетного легиона и орденом Искусств и Словесности.

Похоронен в Лез-Андели, деп. Эр. Большая коллекция работ (живопись, гуаши, сценография), приобретенных в 1985 на аукционе в l’Hôtel Drouo, находится в Музее декораций в г. Лувье, деп. Эр, там же создан Фонд им. Вакевича.

Библиография:

* Балет; Неизвестная Россия; РЗФ; AI 6/1161.

Анненков Ю. Русские в мировой кинематографии: Художники (декорации и костюмы) // Возрождение (Париж). 1968. № 203.

Анненков Ю. Выставка Вакевича // Русская мысль (Париж). 1969. 18 дек. (№ 2769). С. 9.

Фицхелаурова М. Встреча с Вакевичем // Русская мысль (Париж). 1972. 27 янв. (№ 2879). С. 9.

Привалов К. Кисть и шпага Юрия Вакхевича // Литературная газета. 1989. 1 февр. (№ 5227). С. 15.

Янгиров Р. «Рабы немого» 1920–1930-е годы: Очерки исторического быта русских кинематографистов за рубежом. М., 2007 (указ.).

Янгиров Р. Хроника кинематографической жизни Русского зарубежья. В 2-х тт. М., 2010. Т. 2 (указ.).

Barsacq L. Le décor de film. Paris, 1970. P. 259.

George Wakhevitch: Décors et costumes. 1930–1980. Marseille, 1980.

Tabery K. George Wakhevitch // The International Dictionary of Films and Filmmakers. Vol. 4. Chicago, 1987. P. 448–449.

George Wakhevitch: Décors et costumes. 1930–1980: [Catalogue]. Festival international du film: Cannes, 14–26 mai 1982. Marseille, 1982.

L’univers magique de Georges Wakhevitch: [Catalogue]. Chateau de Gaillon. S. l., 1984.

Сочинения:

L’Envers des décors. Paris: R. Laffont, 1977; 1992.

Приложения:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

22.03.2012