ФРЕДМАН-КЛЮЗЕЛЬ (Фрёдман-Клюзель) Борис Оскарович

Froedman-Klüzel (Frodman-Cluzel) B.

Б. О. Фрёдман-Клюзель. Париж. Конец 1920-х гг. Архив М. Камидиана.

27 апреля 1878 (С.-Петербург) – 30 декабря 1959 (Каир). Скульптор.

Сын купца 2-й гильдии, шведского подданного Оскара-Карла Фредмана и Натальи Клюзель из французского дворянского рода. Крещен по православному обряду. Окончил 2-е реальное училище в С.-Петербурге. В 1894–1897 учился в ЦУТР, затем в ИАХ у М. А. Чистякова и М. П. Попова, на скульптурном отделении Королевской академии изящных искусств в Стокгольме (1898–1900), в художественной школе Ханса Тома в Карлсруэ (Германия) и в Париже (1902). Был женат на танцовщице Марии Горшковой, подруге Анны Павловой.

В 1907 по заданию фирмы Фаберже работал в Англии при королевском дворе, выполнил небольшие восковые модели домашних животных и птиц королевской фермы в Сандрингаме. По его моделям в С.-Петербурге были изготовлены фигуры из самоцветов для короля Эдуарда VII. Исполнял модели юмористических камнерезных фигурок, изображавших русские и английские народные типы.

В мае 1910 провел в парижской галерее Hébrard выставку небольших бронзовых фигур, приуроченную к открытию русского балетного сезона. Фигуры русского танцовщика А. Р. Больма, французских балерин Замбелли и Шварц были приобретены Люксембургским музеем Парижа.

В 1910–1917 работал в С.-Петербурге (в 1917 жил на Каменноостровском пр., 26/28) и в Москве. Исполнил по заказу Императорских театров бронзовые фигуры артистов К. А. Варламова, Ю. М. Юрьева, Н. Н. Ходотова, В. В. Стрельской, Г. Н. Федотовой, М. Н. Ермоловой, В. Ф. Комиссаржевской и др. Вылепил около 60 статуэток артистов балета: М. Ф. Кшесинской, Т. П. Карсавиной, М. М. Мордкина, А. А. Горского, В. А. Коралли. Создал первые скульптурные изображения Анны Павловой и статуэтку «Нога Анны Павловой». Исполнил бюсты В. И. Немировича-Данченко, Л. Н. Андреева (1910), П. А. Столыпина (1911, первый посмертный портрет), И. Е. Репина (1914), фигуры князей императорской крови Иоанна и Олега Константиновичей (1915), помогал А. М. Опекушину в работе над памятником Александру III. Исполнял жанровые скульптуры. В 1916 выполнил скульптурный декор часовни на могиле актера К. А. Варламова на кладбище Новодевичьего монастыря в С.-Петербурге.

В 1912 провел персональную выставку в галерее Лемерсье в Москве. В 1922 работы экспонировались на 1-й выставке скульптуры в Петрограде, затем до 1927 появлялись на московских и петроградских выставках.

В 1918–1919 работал в Стокгольме, его жена осталась в Советской России (умерла в Москве в 1955, оставила мемуары). В 1919 переехал в Париж. Преподавал в Национальной школе декоративных искусств и выставлялся в парижских салонах. Стал кавалером ордена Почетного легиона (1924).

В 1929 поселился в Каире, в центральном районе Эзбекия. Был профессором и заведующим кафедрой скульптуры на факультете изящных искусств Каирского университета имени короля Фуада. Основал в Каире Высшую школу скульптуры, в которой преподавал 12 лет. Открыл и возглавил галерею современных изящных искусств «Эхнатор». Создал в Египте много портретов, а также ряд парковых и монументальных скульптур, в том числе памятник королю Фуаду I в Александрии, барельеф св. Георгия на верхней лестнице греческой православной церкви св. Георгия в Каире и бюст основателя Коптского музея Симайка-паши. В 1935 показал на Каирской художественной выставке скульптуру «Невеста Нила», которая была приобретена государством и установлена в фонтане розариума парка Нузха в Александрии. В 1959 исполнил бюст Г.-А. Насера.

Представлен в Музее театрального и музыкального искусства в С.-Петербурге и Британском музее в Лондоне. Коллекция поздних скульптур хранится в запасниках Музея изобразительных искусств в Гезире (Египет).

Библиография:

* РГИА. Ф. 790. Оп. 1. Д. 81; ЦХИДК Ф. 730. Оп. 1. Д. 10. Л. 31 и сл.; Д. 19. Л. 46 и сл.; Д. 48. Л. 52 и сл.; Д. 57. Л. 2; Д. 68. Л. 1; Д. 95. Л. 33–34.

* РЗФ; ХРЗ.

Скульптор Б. О. Фредман-Клюзель // Русское слово. 1910. 23 дек.

Интервьюер. Художник артистической жизни: У скульптора Б. Фредман-Клюзеля // С.-Петербургская газета. 1912. 5 февр.

Балет в скульптуре // Русское слово. 1912. 13 дек.; Московская газета. 1912. 17 дек.

Каталог выставки картин русских художников и скульпторов. Б. О. Фредман-Клюзель. М., 1912.

У скульптора Б. Фредман-Клюзеля // Раннее утро. 1913. 19 июля.

Дандре В. Анна Павлова. Берлин, 1933. С. 196.

Возрождение. 1935. 22 июня (№ 3671).

Фаберже Е. К. Б. О. Фредман-Клюзель // Русская мысль. 1960. 29 марта (№ 1505).

Фаберже и петербургские ювелиры: Сборник мемуаров, статей, архивных документов по истории русского ювелирного искусства / Под ред. В. В. Скурлова. СПб., 1997.

Камидиан М. Борис Фредман-Клюзель (1878–1959) // Антикварное обозрение. 2001. № 1. С. 30-32.

Камидиан М. Скульптор Борис Фредман-Клюзель // Антикварное обозрение. 2003. № 1. С. 36.

Камидиан М. Борис Фредман-Клюзель // Перевышко А., Скурлов В., Фаберже Т. Петербург Карла Фаберже: Альбом. СПб., 2005. С. 98-99.

Б. О. Фредман-Клюзель [Материалы В. В. Скурлова и М. Камидиана] // Скурлов В. Фаберже Т., Илюхин В. К. Фаберже и его продолжатели. СПб., 2009. С. 130–147.

Библиотека
сайта:
Приложения:
География:
Составители:
Дата ввода:

30.03.2012