ШМАРОВ (собств. Шмыров) Павел Дмитриевич

Chmaroff P.

П. Д. Шмаров. Автопортрет в берете. 1940.

10/22 октября 1874 (Воронеж) – 2 июля 1950 (Булонь-Бийанкур, близ Парижа). Живописец, график.

Сын мастерового экипажного цеха. В 1886–1890 учился в Воронежском уездном училище. Занимался рисованием в воскресной рисовальной школе Воронежского кружка любителей рисования под руководством художника Л. Г. Соловьева и зимой 1893/1894 участвовал в выставке учеников. В 1894 поступил вольнослушателем в ИАХ, учился в мастерской И. Е. Репина. Зимой 1897/1898 посещал занятия в Школе А. Ашбе в Мюнхене. В 1899 получил звание художника, золотую медаль и заграничное пенсионерство за картину «Горе побежденным». Срок пенсионерства дважды продлевался (1901, 1902). В 1900–1904 побывал в Вене, Риме, Флоренции, Венеции и Мюнхене; некоторое время учился в Париже в академии Р. Жульена у Ж.-П. Лорана. В 1904 путешествовал с Б. М. Кустодиевым по Испании. По возвращении жил в С.-Петербурге.

Писал портреты столичной знати: император Николай II, вел. кн. Мария Павловна, гр. Мусина-Пушкина, кн. Ф. Юсупов, генерал А. Н. Куропаткин, издатель А. С. Суворин и др. Создавал крупноформатные жанровые и батальные картины, символистские декоративные панно с обнаженными фигурами («Купальщицы», «Август» – 1914, «Сны белой ночи» – 1916). Написал монументальное полотно «Бородинский бой», для работы над которым ИАХ выделила специальное помещение. В 1911 исполнил два монументальных панно для 1-й Западносибирской промышленно-сельскохозяйственной выставки. Оформлял спектакли для театров «Луна-парк» и «Кривое зеркало», занимался книжной графикой (иллюстрации к произведениям Н. А. Некрасова), рисовал для «Журнала театра Литературно-художественного общества», газет «Вечернее время», «Новое время». Работы воспроизводились в столичных журналах «Огонек», «Нива», «Аргус», позже – «Летопись войны».

Участвовал в Весенних выставках в залах ИАХ (ежегодно в 1898–1916; в 1916 – председатель выставочного комитета), выставках МОЛХ (1898, 1899), ТПХВ (М., 1914, 1915; Пг., 1915, 1916, 1917), Товарищества художников (Пг., 1915), выставлялся за рубежом. Получил 1-ю премию ОПХ за картину «Асфальтовщики» (1898), большую золотую медаль на Международной выставке в Сент-Луисе (США) за картину «Парижанка» (1904), 1-ю премию им. императора Александра III из фонда А. И. Куинджи за картину «Ждут проезда» (1905), 2-ю премию на Всемирной выставке в Льеже за картину «1812-й год» (1905). Пейзаж «Деревня зимой» был приобретен Музеем ИАХ, картина «Монмартр» – вдовствующей императрицей Марией Федоровной.

В 1912 по предложению Репина, В. А. Беклемишева и В. Е. Маковского был выдвинут в академики, но забаллотирован; стал академиком в 1916. С 1913 был членом Общества им. А. И. Куинджи, по поручению которого работал в комиссии по приобретению картин для провинциальных музеев. В 1915 и 1916 выезжал на фронт; по заказу М. А. Суворина исполнил 30 рисунков на тему войны.

В конце 1916 приехал в Воронеж в связи со смертью матери. После революции вернулся в Петроград. Участвовал в 1-й выставке картин, этюдов и эскизов Общества им. А. И. Куинджи (Пг., 1917), 1-й Государственной свободной выставке произведений искусств (Пг., 1919), 16-й выставке картин СРХ (М., 1922). Некоторое время провел в Приозерске у приятельницы Ксении Шустровой; перед отъездом за границу оставил у нее свои работы.

В начале 1923 эмигрировал. Около двух лет провел в Риме, исполнил портреты членов итальянской королевской семьи. В конце 1924 поселился в Париже. Писал пейзажи и заказные портреты, создал портреты Ф. И. Шаляпина и С. М. Лифаря. В октябре 1928 провел персональную выставку в галерее J. Charpentier; картину «Купание» приобрел Люксембургский музей Парижа. Участвовал в Весеннем салоне (1933, 1936) и салоне Общества французских художников (до 1939), в выставках русского искусства в Брюсселе (1928), Белграде (1930), Берлине (1930), Париже (d’Alignan, 1931; La Renaissance, 1932) и Праге (1935), в групповых выставках в Англии, Бельгии, Голландии и Аргентине. С 1933 был членом Союза деятелей русского искусства во Франции. Был дружен с архитекторами Адриенной Гурвич-Горской (сестра Тамары Лемпицкой) и Жаном Фидлером, благодаря которым получил заказ на работы для замка богатого предпринимателя-застройщика под Парижем. Бывая в Ницце, встречался со своим другом Ф. А. Малявиным.

После войны поселился с женой Ольгой в Булонь-Бийанкуре, близ Парижа. Участник выставок, организованных, Союзом советских патриотов в 1945, 1946 («В честь Победы»; показал портрет И. В. Сталина – генералиссимуса), 1947.

Похоронен на кладбище Пьер Гренье в Булонь-Бийянкур (могила не сохранилась).

Представлен в Королевском музее в Брюсселе, галерее Тейт в Лондоне, музеях Франции, Голландии и России. Значительным собранием работ обладает Фонд Жоэля Гарсия (Париж). Благодаря содействию этого фонда, а также Ассоциации «Франко-русский диалог» и Российской Академии художеств в 2010 выставки художника состоялись в Париже (Halle Freyssinet), Москве (Галерея искусств Зураба Церетели), Воронеже (Воронежский областной художественной музей им. И. Н. Крамского) и С.-Петербурге (Музей Академии художеств).

Библиография:

* РГИА Ф. 789. Оп. 12. 1894. Д. И-42.

* Незабытые могилы; РЗФ.

Дубль-Вэ. Весенняя выставка // С.-Петербургский листок. 1911. 22 февр.

Базанкур О. Весенняя выставка // С.-Петербургские ведомости. 1911. 3 марта.

Из письма художника П. Д. Шмарова // Дон (Воронеж). 1912. 29 янв.

Прохожий. Художник эпопеи // Вечернее время. 1912. 8 авг.

Ясинский И. Живопись на Весенней выставке // Биржевые ведомости. 1914. 18 февр.

Кравченко Н. Весенняя выставка в АХ // Вечернее время. 1914. 8 марта.

П. Д. Шмаров: (К избранию академиком) // Новое время. 1916. 25 окт.

Зеелер В. П. Д. Шмаров // Русская мысль (Париж). 1947. № 7 [вырезка].

З[еелер] В. П.Д. Шмаров (Умершему) // Русская мысль (Париж). 1950. 7 июля. № 256.

Лебедев Г. Е. Русская книжная иллюстрация XIX века. М., 1952. С. 48, 68, 186–189.

Бучкин П. Д. О том, что в памяти: Записки художника. Л., 1963. (Указ.).

Б. М. Кустодиев: Письма. Статьи. Заметки. Интервью. Встречи и беседы с Кустодиевым. Воспоминания о художнике / Сост. Б. А. Капралов, ред. М. Г. Эткинд. Л., 1967. С. 430 (указ.).

Новое о Репине: Статьи и письма художника. Воспоминания учеников и друзей. Публикации / Сост. И. А. Бродский и В. Н. Москвинов. Л., 1969. (Указ.).

Символизм в России. ГРМ: Каталог выставки / Вступ. ст. В. Круглова, Е. Петиновой и Е. Карповой. СПб., 1996.

Павел Д. Шмаров [Альбом-каталог выставки в Галерее искусств Зураба Церетели в Москве и в Воронежском областном художественном музее им. И. Н. Крамского] / Статьи Е. Бонсенн, В. Добромирова, В.-И. Богдан. 2010.

Библиотека
сайта:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

24.05.2012