УСПЕНСКИЙ Леонид Александрович

Ouspensky Leonid

Л. А. Успенский.

8 августа 1902 (с. Голая Снова, ныне Голосновка Семилукского района Воронежской обл.) – 12 декабря 1987 (Париж). Иконописец, богослов.

Сын небогатого помещика и крестьянки. По окончании гимназии в 16 лет вступил в Красную Армию. На Крымском фронте попал в плен, был приговорен к расстрелу, но затем помилован и зачислен в артиллерию генерала Л. Г. Корнилова. В 1920 с частями Белой армии эвакуировался из Севастополя в Галлиполи, перебрался Болгарию, работал на виноградниках, на соляном заводе, затем – шахтером в г. Перник. В 1926 переехал во Францию. Поселился в Париже, где устроился на машиностроительном заводе Шнейдера.

В 1929 увлекся искусством. Поступил в Русскую академию Т. Л. Сухотиной-Толстой, учился у Н. Д. Миллиоти. В летние месяцы работал под руководством К. А. Сомова в Нормандии вместе с В. И. Будановой и Г. И. Кругом. Под влиянием Круга открыл для себя православную икону и начал изучать технику иконописи у П. А. Федорова и Ю. Н. Рейтлингер. В дальнейшем оставил светскую живопись и посвятил себя религиозному искусству: писал и реставрировал иконы, занимался резьбой по дереву и металлопластикой. Зарабатывал на жизнь росписью платков.

В 1932 участвовал в Выставке русского искусства в галерее La Renaissance. В 1934 вступил в общество «Икона»; в 1935 совместно с Кругом расписал иконостас Трехсвятительского подворья в Париже. Сблизился с В. Н. Лосским, братьями М. Е. и Е. Е. Ковалевскими. В 1939 стал учредителем православного Братства св. патриарха Фотия (Фотиевское братство), которое ставило целью объяснение сущности православия в западных странах и распространение экуменических принципов.

В 1942 был сослан на принудительные работы в Германию. В 1944 вернулся в Париж. В 1945–1947 – член Союза советских патриотов.

После войны участвовал в организованных обществом «Икона» выставках в Париже (1947) и Булони (1948). Исполнил 11 крестов на кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа. В начале 1950-х написал первые иконы для иконостаса церкви свт. Николая Чудотворца в Лионе. Автор большинства икон и иконостаса церкви Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и святой Генофефы Парижской (Московской патриархии). В 1981 и 1983 его работы экспонировались на выставках общества «Икона» в Монжероне (под Парижем).

С 1944 в течение сорока лет читал курс лекций по иконописи в Православном институте св. Дионисия, созданном Фотиевским братством. В 1953–1960 вел курс иконоведения на Богословско-пастырских курсах при Западно-Европейском экзархате Московского патриархата в Париже. В 1969 прочел цикл лекций в Ленинградской духовной академии и был награжден Русской православной церковью орденами св. Владимира I и II степени. Автор ряда иконологических трудов на английском, французском и немецком языках: «Икона – несколько слов о ее догматическом смысле» (1948), «Смысл иконы» (совм. с В. Н. Лосским, 1952), «Богословие иконы» (1955), «На путях к единству» (1987) и др. Помощницей в литературной работе была его жена, православный деятель, публицист и переводчик Лидия Александровна, урожд. Савинкова-Мягкова (1906–2006).

Похоронен в Сент-Женевьев-де-Буа рядом с женой. В 1996 иконы экспонировались в Париже на выставке, посвященной 70-летию общества «Икона».

Библиография:

* Икона 1/291-309; РЗФ; АI 10/657.

Озолин Н. Два аспекта иконологии Л. А. Успенского // Вестник Русского христианского движения (Париж–Нью-Йорк–Москва). 1989. № 155.

Озолин Н. К первой годовщине кончины Леонида Александровича Успенского // Там же.

Озолин Н. Леонид Александрович Успенский // Творчество. 1991. № 1. С. 24.

Махрова Г. А. Из России в Россию. СПб., 1998. С. 73–81.

Озолин Н. Два аспекта иконологии Л. А. Успенского // Искусство христианского мира: Сб. статей. 1999. Вып. 3. С. 9–16.

Носик Б. М. На погосте ХХ века. Меланхолическая прогулка по знаменитому некрополю Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. СПб., 2000. С. 500–501.

Exposition d’Icones: [Catalogue]. Organisée l’Assotiation l’Icône. Paris. 1996. P. 18.

Сочинения:

О православной иконе // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата (Париж). 1950. № 2–3. С. 37–43.

Икона Рождества Христова // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата (Париж). 1950. № 5. С. 13–19.

Православные иконы Пасхи // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата (Париж). 1952. № 10. С. 28–34.

Иконостас // Голос Православия. Журнал Берлинского-Германской Епархии РПЦ Московского патриархата. 1952. № 7.

К юбилею Андрея Рублева (600-летие со дня рождения) // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата (Париж). 1960. № 35. С. 44–53.

Вопрос иконостаса // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата (Париж). 1963. № 44. С. 223–255.

Переводы с древних икон, собранные и исполненные В. П. Гурьяновым. М., 1992.

По поводу иконографии Сошествия Святого Духа. М., 1992.

The Meaning of Iсons [Совм. с В. Н. Лосским]. London, 1944; 1969; 1982.

L'icone de la Nativite du Christ. Paris: Ed. Orthodoxes, 1951.

Les icones pascal orthodoxes. Paris, 1952.

L'icone de l'Assomption. Paris: Ed. Orthodoxes, 1953.

La theologie de l'icone dans l'Eglise orthodoxe. Paris, 1960; 1982.

Приложения:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

30.03.2012