РОЖАНКОВСКИЙ Федор Степанович, псвед. Рожан
Rojankovsky Feodor, pseud. Rojan
12/24 декабря 1891 (Митава, Курляндская губ., ныне Елгава, Латвия) – 12 октября 1970 (Нью-Йорк). График и художник книги.
Один из шестерых детей учителя древних языков Степана Федоровича Рожанковского и Лидии Киприановны, урожд. Кордасевич. С 1893 семья жила в Ревеле (ныне Таллин), где отец получил место директора Александровской гимназии, а после его смерти (1897) в в Санкт-Петербурге, а к 1901 вновь вернулась в Ревель.
Окончил Александровскую гимназию в Ревеле. В 1911, приняв решение профессионально заняться искусством, приехал в Москву и начал учиться в частной художественной школе Ф.И. Рерберга, а затем два учебных года занимался в МУЖВЗ. В годы учебы увлекался сценографией, сотрудничал с Московским художественным театром.
В 1914–1918 служил в действующей армии, участвовал в сражениях в Польше, Пруссии, Австрии и Румынии. Публиковал зарисовки с фронта в журналах «Лукоморье» и «Солнце России». После ранения в 1918 вышел в отставку. Во время Гражданской войны находился на Украине (около Полтавы) и в 1919 был мобилизован в Добровольческую армию. Работал как художник во фронтовых изданиях.
В 1920 заболел тифом и был эвакуирован во Львов, затем поселился в Познани (Польша). Сотрудничал в газетах, иллюстрировал сатирический журнал «Szczutek» («Щелчок»), работал декоратором в Оперном театре, оформлял книги, написал серию польских исторических городских пейзажей. Неоднократно ездил в Варшаву, Данцинг (ныне Гданьск), Берлин в поисках художественной работы.
С 1925 жил в Париже. Рисовал рекламу для американского производителя сельскохозяйственной техники «Harvester» и для универсального магазина «Bon Marché», был художественным редактором рекламного агентства «Leсram Press». Рисовал для газеты «Иллюстрированная Россия», сатирического журнала «Ухват» (1926). Иллюстрировал книги Саши Черного: «Живая азбука» (Париж: Карбашников, 1926), «Дневник фокса Микки» (Париж: издание автора, 1927 и 1929), «Кошачья санатория» (Париж: Детская библиотека Мики, 1928), сборник произведений для детей «Молодая Россия» (Париж: Объединение земских и городских деятелей, 1927), выпущенный ко Дню русской культуры, собрание лирической сатиры Дон-Аминадо «Накинув плащ» (Париж: Нескучный сад, 1928; обложка) и др. В этот период появился псевдоним «Рожан».
В 1931 иллюстрировал книгу американской писательницы и художницы Эстер Эврил «Daniel Boone: Les aventures d’un chasseur americain parmi les peaux-rogues» («Даниэль Бун. Приключения американского охотника среди краснокожих») в ее издательстве «Domino Press», созданном для выпуска детских иллюстрированных книг. Эта работа положила начало успешной карьере иллюстратора детских книг во Франции, Англии и США. Для издательства «Domino Press» он оформил другие книги Э. Эврил: «Powder: The Story of a Colt, a Duchess, and the Circus» (1933), «Flash: The Story of a Horse, a Coach-Dog, and the Gypsies» (1934) и «The voyages of Jacques Cartier» (1937). Следующий важный этап в творчестве художника был связан с издательством «Flammarion», для которого он в течение 10 лет, начиная с 1933, иллюстрировал 27 книг для детей из серии «Albums du Père Castor» («Альбомы Папаши Бобра»).
Другим направлением творческой работы стала эротическая иллюстрация. В 1920–1930-е исполнил иллюстрации для библиофильских книг: «Верлибры» («Vers libres») Р. Радиге (ок. 1935), сборник пьес А. Моннье, Ж. де Буа и Л. Де Невилля «Эротический театр» («Le théâtre érotique de la rue de la Santé», 1932), серию из 30 литографий «Весенняя идиллия» («Idylle printanière», ок. 1933), «Эротические стихи» («Poésies érotiques») П. Луиса (1937), «Галантные песни» («Chansons galantes») П.-Ж. Беранже (1937).
В 1940, с началом оккупации Франции, перебрался на юг страны, а в 1941 переехал в США. До конца войны жил в Нью-Йорке на Манхеттене, затем в Бронксвилле, где оборудовал мастерскую и продолжал работать как иллюстратор детских книг. В 1946 женился на Нине Федотовой, дочери известного философа Георгия Федотова; у них родилась дочь Татьяна, которая часто являлась моделью для его иллюстраций. В 1968 принял американское гражданство.
В 1940–1950-е заключил контракты с несколькими крупными издательскими домами, в том числе с «Golden Books», «Simon and Schuster», «Random House» и «Garden City». Среди его самых популярных детских книг: «Сказки матушки Гусыни» («The Tall Book of Mother Goose»; 1942) и «Три медведя» («The Three Bears»; 1948). В 1954 проиллюстрировал и самостоятельно издал в Париже книгу Н. Кодрянской «Глобусный человечек». В 1956 получил высшую награду в области американской детской иллюстрации – премию Caldecott Medal (медаль Рэндолфа Калдекотта) – за рисунки к книге: John Langstaff: «Frog Went A-Courtin’» («Сватовство лягушки»). В 1957–1961 исполнил иллюстрации к 15 рассказам для 42-томного собрания «Лучшие детские книги» («Best in Children’s Books»; издательство «Doubleday»). Иллюстрировал сборники русских сказок: «Три медведя» (1967), «Сокол под колпачком» (1969). Cоздавал собственные книжки: «Звери в зоопарке» («Animals in Zoo», 1962), «Звери на ферме» («Animals on the Farm», 1967), «Азбука Ф. Рожанковского» («F. Rojankovsky’s ABC, an Alphabet of Many Things», 1970). Всего проиллюстрировал около 130 книг для детей. Выпускал открытки со своими сказочными персонажами, писал акварельные пейзажи.
В 1951–1953 и 1957–1958 посещал с семьей Францию, приобрел летний дом в Ла Фавьер (La Favière) на Лазурном берегу, подолгу жил в Париже. Занимался сценографией балетов в небольших театрах и создал фрески в парижском детском приюте. В 1954 приобрел дом в Бронксвилле на севере Нью-Йорка, где обитал до 1960. В 1959–1968 неоднократно посещал СССР, где жила его младшая сестра Татьяна, бывал в Ленинграде, Москве, Таллине. В 1960–1965 жил во Франции, в Ла Фавьер и в Париже, с 1965 – вновь в Нью-Йорке (Cassilis avenue, 91). В 1968 получил американское гражданство.
В последние годы страдал болезнью глаз и онкологическим заболеванием, но продолжал работать. Создал «Автобиографию языком красок» – большой альбом акварелей, иллюстрирующих его жизнь, а также альбом рисунков для детей «С бору по сосенке».
Умер в своем доме в Бронксвилле. Похоронен на Вудлонском кладбище в Бронксе. В 1973 мемориальная выставка состоялась в галерее F.A.R. в Нью-Йорке. В 1998 выставка «В честь Рожанковского» прошла в Лионе, затем была показана в Детской библиотеке в Кламаре, близ Парижа.
Библиография: |
† РГАЛИ. Ф. 680. Оп. 2. Ед. хр. 2430. * РЗФ; AI 1/1234, 2/1083, 6/961, 7/1085, 10/760, 21/795; WWAA 1953/357, 1966/399. Новое русское слово (Нью-Йорк). 1941. 6 окт. Александр Бенуа размышляет...: Статьи, письма, высказывания / Под ред. И. С. Зильберштейна и А. Н. Савинова. М.: Советский художник, 1968. (Указ.). [Некролог] // Русская мысль (Париж). 1970. 12 ноября (№ 2816). С. 11. Коварская В. Художник детских грёз. Памяти Ф. С. Рожанковского // Новое русское слово. 1970. 16 дек. Сосинский В. Встречи с Рожанковским // Детская литература. 1972. № 5. Фивер У. Когда мы были детьми: Два века книжной иллюстрации для детей. М., 1979. С. 94, ил. 73. Голлербах С. На западной стороне // Новый журнал (Нью-Йорк). 1989. № 175. С. 153–154. Голлербах С. О русских художниках в Америке // Судьбы поколения 1920–1930-х годов в эмиграции : Очерки и воспоминания / ред.-сост. Л. С. Флам. М.: Русский путь, 2006. С. 406-407. Сеславинский М. В. Рандеву: Русские художники во французском книгоиздании первой половины ХХ века. М., 2009. С. 334-349. Сеславинский М. В. Французская книга в оформлении русских художников-эмигрантов (1920–1940-е годы). Автореф. дисс. на соиск. канд. историч. наук. М., 2010. Портрет семьи на фоне эпохи: Интервью внучки Г. П. Федотова Татьяны Коли [дочери Ф. С. Рожанковского] // Новый журнал (Нью-Йорк). 2011. № 264. Мяэотс О. Федор Рожанковский – художник, который любил детей // Детский зал иностранки. Художник книги Федор Рожанковский: Интервью с Т.Ф. Рожанковской-Коли и А.А. Папчинским // Про книги. 2013. № 1 (25). С. 6–22. Голлербах С. Нью-Йоркский блокнот. Книга воспоминания. Нью-Йорк, 2013. C. 123–125. Обухова-Зелиньская И. Художники на фронте. Ф. С. Рожанковский // Иркутский квартальник. 2014. № 9. Gebrauchsgraphik. 1932. Bd 9, Dez. S. 40–47; 1935. Bd 12, Febr. S. 10–13, 18–19. Averill E. Unfinished Pertrait of an Artist // Horn Book Magazine. 1956. Vol. 32, August. P. 246–253. Eichenberg F. Feodor Rojankovsky, Friend of Children // American Artist. 1957. Vol. 21, Jan. P. 28–35. de Saint Ra A. L. Childrens Books by Russian Emigré Artists, 1921–1940 // Journal of Decorative and Propaganda Art. Miami. 1989. Winter. Rojankovsky’s Wonderful Picture Book: An Anthology Illustrated by Feodor Rojankovsky / Ed. By Nina Rojankovsky. Introd. by Lucille Ogle. New York: Golden Press, 1972. Lévêque–Plantureux. A l’enseigne du Père Castor: [Catalogue]. Paris: Flammarion, 1982. La maison des Trois Ours: Hommage à Rojankovsky: [Catalogue]. Paris, 1998. Lemmens A., Stommels S. Russian Artists and the Children’s Book 1890–1992. Nijmegen, 2009. Allen I., Allen P., Rojankovsky Koly T. Feodor Rojankovsky: The Chidren’s Books and Other Illustration Art. Wood Stork Press, 2014. |
Библиотека сайта: |
|
Архивы: | |
Произведения: | |
Связи: | |
География: | |
Составители: | |
Благодарности: |
Татьяне Федоровне Рожанковской-Коли (Нью-Йорк) за ценные дополнения, уточнения и фотографии. |
Дата ввода: |
30.03.2012 |