ПОЛУНИН Владимир Яковлевич

Polunin V.

1880 (Москва) – 11 марта 1957 (Годалминг, близ Лондона). Сценограф, график, живописец и педагог.

Сын купца. Окончил С.-Петербургскую лесотехническую академию, работал лесником в Силезии. Художественное образование получил в Мюнхене и Париже. В Париже встретил свою будущую жену – английскую художницу Элизабет Харт, ученицу Л. С. Бакста. Показал пейзажи окраин С.-Петербурга и этюды Англии на 6-й и 7-й выставках Нового общества художников в С.-Петербурге (1909, 1910), 18-й выставке МТХ в Москве (1911).

Незадолго до Первой мировой войны поселился с женой в Лондоне. Помогал Б. И. Анисфельду в оформлении спектаклей труппы В. Ф. Нижинского в Лондоне (1914): исполнил занавес к «Волшебной флейте» В. А. Моцарта (1914) и оформил спектакль «Отелло» Дж. Верди (1916) для частной оперы Томаса Бичема. По заказу британского Министерства торговли создал серию расписных деревянных игрушек, которые воспроизводились в журнале «The Studio» (1916).

В 1918–1925 работал для Русского балета С. П. Дягилева. Писал декорации по эскизам А. Н. Бенуа, Л. С. Бакста, А. Матисса, Х. Гриса, П. Пикассо. Оформлял постановки для кабаре Ф. Ф. Комиссаржевского и Н. Ф. Балиева, выступления Л. Мясина, Л. Лопуховой и А. Гаврилова в Лондоне. В 1924 совместно с Ж. Браком, А. Дереном, М. Лорансен и П. Пикассо участвовал в оформлении спектаклей сезона «Парижские вечера», самостоятельно оформил балет «Прекрасный Дунай» на музыку И. Штрауса. В 1925 исполнил занавес с изображением св. Георгия для выступлений русского балета в лондонском театре «Coliseum». Позже сотрудничал с Мемориальным Шекспировским театром в Стрэтфорд-он-Эйвоне (занавес с фигурой Шекспира), английской балетной труппой Sadler’s Wells, театром «Phoenix».

Участвовал в выставках русского искусства в галереях Whitechapel (1921), князя В. Э. Голицына (1931) и Belgrave Square (1935), ретроспективе «Русский балет» (1927), групповых выставках в лондонских галереях: Claridge (1926), Lefevre (1927), Stafford (совм. с Полуниной-Харт, 1939), в Королевской Академии. Выставлял живопись, графику и театральные эскизы. Был членом Художественного клуба Челси.

В 1929–1949 преподавал в художественной школе Слейда, возглавлял отделение сценографии. Автор двух книг: об опыте работы театральным декоратором и об истории своей семьи. Представлен в Музее Виктории и Альберта в Лондоне.

Библиография:

* ХРЗ; AI 2/998, 4/947; Johnson–Greutzner; WW in Art 1934/325-326.

Печать и революция. 1928. Кн. 4. С. 128.

Polunin // The Studio. 1916. Vol. 67. P. 125-129.

The Studio. 1924. Vol. 87. P. 358; 1925. Vol. 90. P. 176, 181; 1926. Vol. 91. P. 346.

Laver J. Continental Methods at The Slade School // The Studio. 1934. Vol. 108. P. 261-266.

[Obituary] // The Times. 1957. March 18. P. 10.

Сочинения:

The Continental Method of Scene Painting. London, Cyril W. Beaumont, 1927; New York: Da Capo Press, 1979.

Three Generations: Family Life in Russia. 1845–1902. London: L. Hill, 1957.

Произведения:
Приложения:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

07.02.2012