ГРЭМ Джон (собств. Домбровский Иван Грацианович)

Graham John (né Dombrovsky Ivan)

27 декабря 1881 / 8 января 1882 (Киев) – 27 июня 1961 (Лондон). Живописец, теоретик искусства, литератор.

Из аристократической польской семьи; сын присяжного поверенного Грациана-Игнатия Домбровского и Юзефы Бржезинской, потомок Яна Хенрика Домбровского – организатора польской армии в помощь Александру I против Наполеона. Окончил Императорский лицей, затем юридический факультет Университета св. Владимира в Киеве (1908–1912), недолго служил в земстве во Владимирской губ. С 1914 – на военной службе. По окончании Николаевского кавалерийского училища в Петрограде в октябре 1915 определен в Черкесский конный полк. Воевал на Румынском фронте. Награжден Георгиевской медалью 4-й степени и Георгиевскими крестами 3-й и 4-й степени. В декабре 1917 демобилизовался.

30 мая 1918 в Москве был арестован ЧК. Проходил по делу савинковской контрреволюционной организации «Союз защиты родины и свободы». Содержался в Таганской, затем в Бутырской тюрьмах. В августе 1918 при содействии родственников, живших в Польше, получил сертификат, подтверждающий польское гражданство. 18 сентября по указанию Ф. Э. Дзержинского освобожден под подписку не выступать против Советской власти. Выехал в Польшу, но вскоре вернулся в Россию для участия в Белом движении. Осенью 1919 был зачислен корнетом в штат Севастопольской крепости. В 1920 эмигрировал попал в Германию, в ноябре того же года через Англию выехал в США и обосновался в Нью-Йорке. В 1927 принял американское гражданство.

В США решил посвятить себя искусству. В декабре 1922 поступил в Лигу студентов-художников, где учился у Дж. Слоуна. Его соучениками были художники Барнет Ньюман, Адольф Готлиб и Александр Кальдер (с последним его в дальнейшем связывали многолетние дружеские отношения). В 1925 дебютировал на выставке Общества независимых художников, возглавляемого Слоуном. В это время познакомился с сестрами Кларибель и Этой Коун из Балтимора, которые коллекционировали современную живопись и стали его первыми покупателями, а в 1926 помогли ему устроить персональную выставку в Музее искусств в Балтиморе. В 1927 его покровителем стал вашингтонский коллекционер Дункан Филлипс, который устроил в своей галерее выставку работ художника (1929), а в годы Великой Депрессии несколько раз назначал ему стипендию. В 1931–1932 Филлипс помог ему получить должность профессора в частном колледже Wells в Нью-Йорке. Важную роль для продвижения художника на американской арт-сцене сыграли также дружеские и деловые связи с Кэтрин Драйер, одним из руководителей Анонимного общества (Société Anonyme).

В 1920-е подолгу бывал в Париже, познакомился с П. Пикассо, П. Элюаром, А. Бретоном, А. Сальмоном и В. Жоржем (последний стал автором монографии о художнике, выпущенной в 1929 в Париже). Провел персональные выставки в парижских галереях L. Zborovsky (1928) и Van Leer (1930).

Писал натюрморты, портреты и ню в широком стилистическом диапазоне (реализм, кубизм, футуризм, абстракция). В конце 1920-х стал влиятельной фигурой современного американского искусства и в дальнейшем считался одним из основоположников абстрактно-экспрессионистского направления.

Проводил персональные выставки в Нью-Йорке (гал. Dudensing, 1929 и 1931; Artists, 1941; Mortimer Brandt, 1945; Stable, 1954). В 1935 участвовал в выставке «Абстрактное искусство в Америке» (Музей американского искусства Уитни, 1935). В 1942 организовал в нью-йоркской галерее McMillan выставку «Французские и американские живописцы», вызвавшую заметный общественный резонанс. На ней произведения П. Пикассо, Ж. Брака и А. Матисса соседствовали с работами молодых американцев Дж. Поллока, Ли Краснер, де Кунинга, а также русских – Н. Васильева и Д. Бурлюка. Был участником выставки русских художников в Уилмингтоне (1932) и русского отдела выставки Международной группы в Нью-Йорке (1930). Поддерживал дружеские отношения Д. Бурлюком, Н. И. Васильевым, братьями Сойерами, Н. Циковским, Арчилом Горки.

Коллекционировал произведения африканского искусства и в 1936 устроил в Нью-Йорке выставку своей коллекции (в следующем годы продал ее нью-йоркской галерее Rains). В 1937 опубликовал программную статью «Пикассо и примитивное искусство» и книгу «Система и диалектика в искусстве», вызвавшие интерес к примитиву среди американских художников. В начале 1940-х стал подписывать работы псевдонимом Ioannus Magus. Написал серию картин из солдатской жизни в примитивистской манере, близкой к раннему творчеству М. Ф. Ларионова. В последние годы вернулся к фигуративной живописи, писал женские портреты, создавал сюрреалистические интерпретации произведений классического искусства. Увлекался оккультными науками и сатанизмом, нередко включал в свои картины магические символы и число 666.

Последние два года прожил в Париже и скончался в госпитале в Лондоне. Ретроспективные выставки состоялись в галерее Mayer (1961), Художественном институте Чикаго (1963), Музее современного искусства в Нью-Йорке (1968), Музее изящных искусств в Хьюстоне (1969), Музее Филипса в Вашингтоне (1987).

Представлен в музее Метрополитен, Музее современного искусства и Музее американского искусства Уитни в Нью-Йорке. Большая коллекция работ хранится в галерее Philips Memorial в Вашингтоне. В Смитсоновских Архивах американского искусства хранится ряд неопубликованных литературных текстов.

В 2008–2009 работы экспонировались в ГРМ и ГТГ на выставке «Американские художники из Российской империи».

Жены: Мария Игнатьевна, урожд. Маковская (дети Кирилл и Мария), Вера Александровна (в браке 1918–1924, сын Николай), Элинор Гибсон (Elinor Gibson, в браке 1924–1934, сын Дэвид), Констанс Веллман (Constance Wellman, в браке 1936–1945), Мариан Стрейт (Marianne Strate, ум. 1955).

Библиография:

* ХРЗ; AI 1/631, 3/602, 4/509, 6/478, 9/371, 10/382, 12/389, 13/393, 14/424, 15/432, 16/238, 18/294, 20/394, 21/398, 22/322, 25/339, 27/376; Cummings; WWAA 1937/212, 1947/196, 1953/162.

Голлербах С. Богатый вклад эмигрантов в американскую культуру // Русская мысль (Париж). 1976. 16 сент. (№ 3117). С. 9.

Голлербах С. Искусство ХХ века в Музее Метрополитен в Нью-Йорке // Русская мысль (Париж). 1987. 17 апр. (№ 3669). С. 11.

Голлербах С. Темная личность // НОМИ. 2006. № 1.

Галеева Т . А. Иван Домбровский – Джон Грэм – Иоанн Магнус: Русский художник на американской арт-сцене в 1920–1930-е годы // Художественная культура русского зарубежья 1917–1939: Сб. статей. М., 2008. С. 101-113.

Американские художники из Российской империи: Альманах. Вып. 208. СПб., 2008. С. 271.

Петрова Е. Н. Перспективы темы «Американские художники из Российской империи» // Деятели американской культуры из Российской империи. Сб. статей по итогам выставки и научной конференции в ГРМ. СПб., 2009. С. 143-159.

John Graham / Text by D. Burljuk, B. Hecht, A. Salmon [Catalogue]. New York: Dudensing Gall., 1929.

George W. John D. Graham. Paris, 1929.

Porter F. John Graham: Painter and Aristocrat // Art News. 1960. Vol. 59, Oct. P. 39–41, 52, 53.

Graham J. Excerpts from an Unfinished Manuscript Titled «Art» // Art News. 1961. Vol. 60, Sept. P. 47–48,

57–58.

Ashton D. Excavating the Recent Past // The Studio. 1966. Vol. 172, Aug. P. 100.

Color and Rhyme. 1963/1964. Vol. 53. P. 2, 4, 7; 1964/1965. Vol. 55. P. 47, 57, 63, 75, 84, 85, 92, 94, 96, 97; 1965/1966. Vol. 60. P. 20, 28, 45, 63, 68, 108.

Green E. John Graham, Artist and Avatar. Washington D.C., 1987.

Hankin, Bush L. John Graham (1886–1961): Renaissance and Revolution. New York: Richard York Gallery, 2002.

Сочинения:

Primitive Art and Picasso // Magazine of Art. 1937. April. P. 136-239.

System and Dialectics in Art. New York, 1937.

Архивы:
Приложения:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

22.03.2012