БИЛИС Арон (Андре Арон) Львович

Bilis, André Aaron

А. Билис. Фото 1963.

29 июля 1893 (Одесса) – апрель 1971 (Порту, Португалия). Живописец и график, художник театра.

Учился в Одесском художественном училище, в 1909–1915 продолжил обучение в Париже в Академии Ф. Кормона. Входил в Ассоциацию русских студентов в Париже (1913). Сотрудничал в «Revue de Monde» (позже, в 1922, его работы экспонировались на выставке, посвященной 100-летию издания).

В 1914 записался добровольцем во Французскую армию, но был комиссован из-за частичной недееспособности правой руки. В 1915 уехал в Аргентину и принял аргентинское гражданство, которое сохранял всю жизнь. До 1928 жил в основном в Буэнос-Айресе. Сотрудничал в газете «La Nación» и был главным сценографом театра «Colon». В 1920 участвовал в оформлении «Альбома Победы», который имел успех во всей Латинской Америке.

Писал стилизованные портретные миниатюры в духе девятнадцатого века и большие картины в манере импрессионизма. Работал маслом, акварелью и пастелью, исполнял гравюры и литографии. Несколько работ посвятил русским сюжетам, в частности, большое полотно «Святая Русь» (1918) – картину провинциального города с церквями на дальнем плане. Участвовал во многих выставках в Аргентине, Бразилии, Уругвае и Чили. Во время длительного путешествия на лошадях по Андам вдоль чилийской границы исполнил много пейзажей и портретов представителей местных индейских племен, которые воспроизводились в журналах и газетах.

В 1928 вернулся в Париж и вошел в художественную среду Монпарнаса, встречался с М. Шагалом, Цадкиным, Мане-Кацом и другими художникам российского происхождения. Сотрудничал в газете «Le Monde», в журнале «Русский архив» (Белград) и других периодических изданиях. Работал сценографом в театре «Comédie Française». В 1931 женился на Сузанне Каро (Suzanne Caraud), которая стала помощницей в его выставочных делах; у них родился сын Пьер.

Исполнил угольным карандашом портреты многих деятелей искусства, литературы, науки и политики, в том числе русских эмигрантов: Н. А. Бердяева, И. Я. Билибина, А. М. Ремизова, С. С. Прокофьева, Л. И. Шестова, М. И. Цветаевой и др. В 1930 провел персональную выставку портретов в галерее Charpentier, в 1933 – в галерее Journal. Участвовал в Салоне французских художников (с 1930), Осеннем салоне (1933–1968) и салоне Независимых (1965, 1970) устраивал выставки в других городах Франции, а также в Испании, Португалии и Марокко.

В годы Второй мировой войны скрывался с семьей от нацистских преследований в своем доме в небольшой деревне в департаменте Арьеж (Южные Пиринеи).

В течение творческой карьеры исполнил более 2 000 портретов своих знаменитых современников. Его портреты вошли в такие издания, как «L’Album du Palais» («Альбом Дворца правосудия», 1931), «Врачи Парижа» («Médecins de Paris», 1936) и «Медицинские деятели Франции» («Figures médicales de France», 1955). Был награжден испанским Крестом Командора Ордена Изабеллы Католической, стал кавалером ордена Почетного легиона и офицером ордена Академических Пальм, получил Серебряную медаль города Парижа и Золотую медаль Национального салона.

Умер в Португалии, находясь в выставочной поездке. Похоронен рядом с женой на кладбище Монморанси в Париже. В 1972 его мемориальная выставка прошла в салоне Независимых. В графическом кабинете Лувра хранится около 500 его гравюр; представлен также в библиотеке театра Comédie Française.

Библиография:

* РЗФ; ХРЗ; Bénézit-1 1/662.

Полевой В. М. Двадцать лет французской графики: Рисунок в революционных газетах и журналах, политический плакат 1920–1930-х годов. М., 1981 (указ.).

Русские портреты Аарона Билиса [Альбом] / под общ. ред. Л.А. Мнухина в сотрудничестве с Надин Будускье Билис и Мишелем Кастеляну. М., 2017.

Art et Décoration. 1933. Vol. 62, Avril, Sup. 6.

Сайты:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

29.10.2012