БЕНУА Альберт Николаевич

Benois Albert N.

Альберт Николаевич Бенуа.

14/26 марта 1852 (С.-Петербург) – 16 мая 1936 (Фонтене-о-Роз, близ Парижа). Акварелист и архитектор.

Старший сын академика архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа, брат архитектора Леонтия Бенуа (1856–1928) и художника Александра Бенуа. Отец художницы Камиллы Хорват (урожд. Бенуа) и акварелиста Альберта (Альберта-Константина) Бенуа.

Получил домашнее художественное и музыкальное образование, был отличным пианистом-импровизатором. Окончив 5-ю С.-Петербургскую гимназию, в 1871 поступил на архитектурное отделение ИАХ. Одновременно занимался акварелью под руководством Л. О. Премацци и К. О. Хиса, испытал влияние акварелиста Э. С. Вилье де Лиль-Адана. В годы учебы получил несколько серебряных и 2 золотые медали за акварели и архитектурные проекты. В 1877 окончил курс со званием классного художника-архитектора 1-й степени за проект «Вокзал в парке близ столицы». В дальнейшем отошел от архитектуры и посвятил себя акварельной живописи. Среди немногочисленных осуществленных архитектурных проектов – дача Ц. А. Кавоса в Петергофе (1875–1876).

За успехи в акварельной живописи был награжден Советом ИАХ заграничным пенсионерством, в течение 1884 посетил Италию, Тунис, Париж и Лондон. По возвращении получил звание академика за серию итальянских пейзажей. В 1885–1894 состоял преподавателем ИАХ по классу акварельной живописи, в 1893 был избран действительным членом ИАХ, в феврале 1894 – членом Совета ИАХ. В 1895 назначен хранителем Императорского музея русского искусства Александра III (Русского музея), провел большую работу по систематизации фондов и подготовке их к экспозиции. С 1897 – инспектор по художественной части Департамента торговли и мануфактуры (позднее – Министерства торговли и промышленности).

В 1880–1910-е в многочисленных поездках исполнил пейзажи побережья Финского залива, Кавказа, Крыма, Поволжья, Северной Африки, Средиземноморья, Сибири, Маньчжурии, Китая, Японии и Кореи, Венеции, Палермо, Парижа, Лондона, Каира, Константинополя, Капри, Самарканда и Бухары. Создал большую серию видов С.-Петербурга и его пригородов. Неоднократно сопровождал императора Александра III в летних путешествиях на яхте по финским шхерам (1887, 1888, 1890, 1894).

Участвовал в большинстве петербургских акварельных и архитектурных выставок, которые благодаря его усилиям стали заметным явлением в русской художественной жизни. Много выставлялся за границей. С 1880 входил в Кружок русских акварелистов, в 1887 стал членом-учредителем и главой Общества русских акварелистов, с 1897 – его почетный член. «Акварельные пятницы» этого общества в течение многих лет проходили в его квартире на Никольской ул. (ныне ул. Глинки), 15.

Провел персональные выставки в С.-Петербурге (1903, 1909 и 1915) и Киеве (1904, 1909). Каталоги выставок были изданы в виде цветных альбомов. Работы репродуцировались в столичных журналах.

В 1918 был назначен заведующим Музеем прикладного искусства Комиссариата торговли и промышленности. Участвовал в создании Музея природы в бывшем замке графа Стенбок-Фермора в Лахте. В 1920 побывал в северной экспедиции Петроградского геологического института, исполнив пейзажи побережья Баренцева моря и Новой Земли. В 1921 провел в Доме искусств выставку акварелей (76 работ), написанных во время экспедиции. Участвовал в 1-й Государственной свободной выставке произведений искусств (Пг., 1919) и других советских выставках.

В 1924 по вызову старшей дочери, оперной певицы Марии Черепниной (1876–1958), выехал в Париж. В 1926 был избран членом Академии изящных искусств Франции. В 1928–1930 провел три персональные выставки в галереях G. Petit и V. Girchman. Участвовал в выставках русских художников в Париже (V. Girchman, июль 1929, Salle Yteb, 1932; La Renaissance, 1932), Брюсселе (1928) и Белграде (1930), работы экспонировались на передвижной выставке в Харбине (1920-е). Пожертвовал работы для благотворительных лотерей в пользу русских учащихся за границей (1928) и на традиционном балу прессы в отеле «Lutétia» (1930).

В последние годы из-за болезни ног был прикован к постели и находился под опекой дочери и зятя – композитора Н. Н. Черепнина. Умер в пансионате для больных. Похоронен на кладбище в Исси-де-Мулино. Представлен в ГРМ, ГТГ и многих музеях России.

Сын Николай-Карл Альбертович Бенуа, военный инженер, основатель звукометрической разведки, остался в СССР и был вместе с женой расстрелен в 1938 по обвинению в шпионаже.

Библиография:

* РГИА Ф. 789. Оп. 7. 1871. Д. 136.

* Булгаков; РЗФ; ХН СССР 1/366, ХРЗ.

Указатель выставки акварелей А. Н. Бенуа. СПб., 1903; Киев, 1904.

Выставка акварелей А. Н. Бенуа. СПб., 1909.

Брешко-Брешковский Н. На выставке Альберта Бенуа // Биржевые ведомости. 1909. 4 ноября.

Ростиславов А. Выставка акварелей Альберта Бенуа // Речь. 1909. 4 ноября.

Кузьмин Е. Выставка картин Альберта Бенуа // Киевские вести. 1909. 24 дек.

А. Н. Бенуа о своей поездке на Дальний Восток // С.-Петербургская газета. 1914. 15 апр.

Каталог выставки акварельных набросков из путешествия по Сибири, Маньчжурии, Корее, Японии и Китаю. Пг., 1915.

Дубль-Вэ. Выставка акварелей А. Н. Бенуа // Петроградский листок. 1915. 11 апр.

Магула Г. Выставка акварелей Альберта Бенуа // Новое время. 1915. 15 апр.

Ростиславов А. Выставка акварелей и путевых набросков Альберта Бенуа // Речь. 1915. 25 апр.

Spectator. Альберт Бенуа о юбилее русской акварели // Петроградская газета. 1916. 18 янв.

Сторицын П. Акварелист «чистейшей воды»» // Жизнь искусства. 1920. 24 февр.

Яремич С. К выставке Альберта Бенуа в Доме искусств // Жизнь искусства. 1920. 2 марта.

Брешко-Брешковский Н. Два художника // Мир и искусство (Париж). 1930. № 3. С. 14.

Бенуа А. Н. О выставке Альберта Бенуа // Последние новости (Париж). 1931. 17 ноября.

Бенуа А. Н. Альберт Бенуа (Ч. Ι и ΙΙ) // Последние новости (Париж). 1936. 23 мая (№ 5539); 1936. 30 мая (№ 5546).

Александр Бенуа размышляет...: Статьи, письма, высказывания / Под ред. И. С. Зильберштейна и А. Н. Савинова. М.: Советский художник, 1968. (Указ.).

Журавлева Л. С. Подробный каталог акварелей и рисунков княгини М. К. Тенишевой, составленный А. Н. Бенуа // Памятники культуры: Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология: Ежегодник. 1978. Л., 1979. С. 382–383.

Бенуа А. Н. Брат Альберт // Бенуа А. Н. Мои воспоминания: В 5 кн. [в 2 т.]. 2-е изд. М., 1990. С. 88–98.

Сергей Дягилев и русское искусство: Статьи, открытые письма, интервью. Переписка. Современники о Дягилеве / Сост. И. С. Зильберштейн, В. А. Самков: В 2 т. М., 1982. (Указ.).

Андреева Е. Из истории Общества русских акварелистов (1880–1918) // Искусство рисунка. М., 1990. С. 108–124.

Виттенбург Е. П. Несколько эпизодов из жизни Альберта Николаевича Бенуа в послереволюционные годы  Краеведческие записки: Исслед. и матер. Вып. 3. СПб., 1995. С. 153–156.

Бенуа А. Н. Дневник 1916–1918. М., 2006.

Северюхин Д. Я. Старый художественный Петербург. Рынок и самоорганизация художников от начала XVIII века до 1932 года. СПб., 2008 (указ.).

Савинова Е. А. Альберт Бенуа: великий представитель художественной династии. М.: БуксМарт, 2016.

Beaux-Arts. 1931. N 12. Р. 24.

Библиотека
сайта:
Архивы:
Произведения:
Приложения:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

22.03.2012