ВАСИЛЬЕВА Мария Ивановна

Vassilieff M.

Мария Васильева. Фото 1920.

12 февраля 1884 (Смоленск) – 14 мая 1957 (Ножан-сюр-Марн, Франция). Живописец, художник прикладного искусства.

Из зажиточной семьи, владевшей земельными угодьями и доходными домами в Смоленске. С 1902 училась в частной художественной школе и изучала медицину в Петербурге. В 1905 поехала для учебы в Париж на стипендию вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Жила в пансионе мадам Буве вместе с Соней Терк (Делоне) и Елизаветой Эпштейн. В 1906 ненадолго вернулась в Петербург, в 1907 вновь уехала в Париж. Училась в академии А. Матисса, посещала академию Ла Палетт, делила студию-мастерскую с Ольгой Меерсон. Бывала в России, писала для российских газет и журналов. Опубликовала перевод статьи Александра Мерсеро о А. Матиссе в московском журнале «Золотое руно» (1909. № 6).

С 1909 выставляла живопись в Осеннем салоне, с 1910 – в салоне Независимых. В 1913 участвовала в Выставке современного французского и русского искусства в Харбине и Художественном салоне на Большой Дмитровке в Москве.

В 1910 стала одним из организаторов Русского литературно-художественного общества в Париже и старостой Русской академии на авеню du Maine, 54. Из-за внутренних разногласий ушла из Русской академии и в начале 1912 основала в собственной мастерской на авеню du Maine, 21, «Свободную академию», или «Академию Марии Васильевой», которая представляла собой учебную студию, действующую на принципах свободной работы без преподавания. Здесь часто собирались молодые художники и литераторы, бывали Ж. Брак, А. Матисс, Ф. Леже, Маревна, П. Пикассо, А. Сальмон, А. Модильяни, Б. Сандрар, Э. Сати и др.; проводились дискуссии, лекции, музыкальные вечера.

В начале Первой мировой войны записалась медсестрой в Красный Крест и открыла рядом с мастерской благотворительную столовую для художников («Cantine des artistes»; обед там стоил менее 65 сантимов, а с вином – 75 сантимов).

В 1915 через Сербию, Грецию, Болгарию и Румынию приехала в Россию, чтобы встретиться с семьей. Участвовала в двух вошедших в историю русского авангарда радикальных выставках: «0,10» (Пг., 1915/1916) и «Магазин» (М., 1916).

В 1916 через Скандинавию вернулась во Францию. Начала создавать гротескные куклы-портреты из папье-маше, ткани, кожи, проволоки и клеенки («А. Матисс», «П. Пикассо», «Ф. Леже», «Г. Аполлинер», «П. Пуаре» и др.); впервые показала их на специальной выставке, организованной А. Сальмоном на средства кутюрье П. Пуаре в салоне d’Antin (1916). В 1918, после подписания Брестского мира, была, как гражданка России, интернирована в Фонтенбло; А. Сальмон добивался ее освобождения, а Ф. Леже и его жена Жанна заботились о ее годовалом сыне.

В 1919 вернулась в разграбленную в ее отсутствие мастерскую. По заказу П. Пуаре продолжила серию кукол-портретов. В 1920–1925 исполнила театральные костюмы и маски для Шведского балета Рольфа де Маре. В 1926–1928 в сотрудничестве с художником В. И. Полисадовым и композитором Клодом Дюбоском (Claude Duboscq) разработала программу благотворительного бала Братства религиозных художников «Черная нищета» (La Misère Noire). Бал был запрещен властями, которые сочли его провокационным мероприятием. В 1927 расписала два столба в кафе-ресторане «La Coupole» на Монпарнасе. В 1929 работала в театре марионеток «Радуга» венгерского режиссера Гёзы Блатнера. В 1930 исполнила графическую серию «Кукольные портреты людей, которые заслуживают лучшего».

В 1922–1924 участвовала в организации благотворительных балов Союза русских художников во Франции, исполнила афишу одного из них. В 1924 открыла в своей новой мастерской на улице Фруадево, 37, дешевую столовую для друзей-художников.

Провела несколько персональных выставок, в том числе в магазине П. Пуаре «Martine» (1922), в своей мастерской (1924) и в галерее Zak (1928). Участвовала в групповых выставках русских художников в Париже – в Café Parnasse (1921), «Танец в живописи» в Международном архиве танца (1934), галерее-магазине Soleil (1935), галерее Zak (1936), «Балерины, корифеи, акробаты» в зале на rue Vital, 6 (1937), а также в Лондоне (галерея Whitechapel, 1921). Работы экспонировались на Международной выставке декоративных искусств в Париже (1925, образцы стильной мебели с росписью и украшениями из дорогих материалов), выставке «30 лет независимого искусства. 1884–1914» в салоне Независимых (1926), выставке «Салон Паука» (галерея K. Granoff, 1927), на Всемирном конгрессе марионеток в Чикаго (1931).

В 1937 работала для театра Луизы Лара «Искусство и действие», создала светящиеся костюмы для спектакля «Сонет гласных» (по мотивам поэзии А. Рембо), показанного на Международной выставке в Париже. Разработала эскиз декоративного панно «Государственные железные дороги» по заказу службы железных дорог для Монпарнасского вокзала (не осуществлено). В 1938 переехала в Кань-сюр-Мер, где оставалась до конца войны.

В 1946 вернулась в Париж. С помощью мецената Е. Дидье устроилась в мастерской на улице Martell, 6, в том же году провела в ней выставку. С 1953 жила в старческом доме художников и артистов в Ножан-сюр-Марн. Работала над мемуарами «Богема ХХ века» (не изданы).

В 1946–1957 участвовала в салоне Независимых. В 1949 выставка «В честь М. Васильевой» была организована в фойе столовой для художников на улице Montparnassе, 55; в 1955 ретроспективная выставка состоялась в галерее Haut-Pavé.

Похоронена на местном кладбище в Ножан-сюр-Марн. Посмертные выставки прошли в галереях Jeanne Castel (1958/1959) и Hupel (1969 и 1971) в Париже и Verborgene Museum в Берлине (1995). Работы экспонировались на выставках «Значительные картины русских художников во французских коллекциях» в Гран Пале в Париже (1972) и «Русский взгляд» в Гейдельберге (1974).

В 1998 выставкой «Мария Васильева в своих стенах» в помещении мастерской на авеню du Maine, 21, был открыт Музей Монпарнаса, просуществовавший до 2013. В 2016 по этому адресу открылась резиденция для художников и исследовательский центр «Вилла Васильев» (Villa Vasilieff). Наибольшее собрание картин художницы находится в коллекции К. Бернеса в Париже, а кукол — в коллекции Билли Боя в Лозанне.

Библиография:

* Крусанов I (2); Лобанов-Ростовский; Неизвестная Россия, 124–136; Русский Париж.

Вернер А. Реванш любителя // Русское слово. 1910. 18 марта.

Койранский А. Выставка французских художников // Утро России. 1913. 3 янв.

В. Г. Выставка «ноль–десять» // Вечернее время. 1916. 20 янв.

Анненков Ю. Художественные выставки // Русская мысль. 1969. 19 июня (№ 2743). С. 9.

А. В. Луначарский об искусстве / Сост. И. А. Сац и А. Ф. Ермаков. М., 1982.

Родченко А. М. Статьи. Воспоминания. Автобиографические записки. Письма / Сост. В. А. Родченко. М., 1982. С. 57, 83, 85, 205.

Шатских А. С. Русская академия в Париже // Советское искусствознание. Вып. 21. М., 1986. С. 352–365.

Шатских А. Мастерская русской академии в Париже // Искусство. 1989. № 7. С. 61–69.

Лобанов-Ростовский Н. Д. Художники русского театра. 1880–1930. Собрание Никиты и Нины Лобановых-Ростовских: Каталог-резонне / Вступит. ст Н. Д. Лобанова-Ростовского; сост. и текст Дж. Боулта. М., 1994.

Поспелова Ю. Балаган Девы Марии // НОМИ. 2001. № 2.

Поспелова Ю. На пыточном столбе Марии Васильевой // НОМИ. 2002. № 6.

Русский Париж. 1910–1960. ГРМ: Альманах. Вып. 35. СПб., 2003. С. 334–339 (илл.).

Крусанов А. В. Русский авангард 1907–1932. Исторический обзор. Т. 1. Боевое десятилетие. Кн. 2. М., 2010 (указ.).

Парижская школа 1905–1932. Из музеев и частных коллекций Парижа, Женевы, Москвы: Каталог выставки в ГМИИ им. А. С. Пушкина. М., 2011. С. 56–59.

Dreyfus A. Marie Vassilieff // Deutsche Kunst und Dekoration. Bd. 59, 1926. S. 188–189.

Beaux-Arts. 1933. Mars 10. P. 2; 1934. Févr. 2. P. 4; Mai 18. P. 4; 1935, Jan. 1. P. 6; 1937, Déc. 24. P. 3.

Une peintre cubiste méconnu Marie Vassilieff. 1884–1957 / Texte de A. Salmon et W. George: [Catalogue]. Galerie Hupel. Paris, 1969.

Euvres postérieures au cubisme de Marie Vassilieff: Toiles des années 1920 et 1930 / Texte de Y. Moch: [Catalogue]. Galerie Hupel. Paris, 1971.

Marie Vassilieff (Maria Ivanovna Vassilieva0. Disegni cubisti. 1909/1915. Genova. Galleria Martini & Ronchetti, Novembre 1983.

Marie Vassilieff, 1884–1957: eine russische Künstlerin in Paris: [Catalogue]. Das Verborgene Museum. Berlin: Traum & Raum, 1995.

Les artistes russes hors frontière. Livre-Catalogue. Le Musée du Montparnasse. Paris, 2010. S. 216.

Библиотека
сайта:
Приложения:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

22.03.2012