БЛАЗИС (Блажис, Блажиевич) Александр Наполеонович

Blazys A.

16 февраля 1894 (Поневеж Ковенской губ., ныне Паневежис, Литва) – 1963 (Кливленд, Огайо, США). Скульптор.

Сын полковника русской армии. Учился в Ярославской военной школе и коммерческом училище. В 1913–1917 занимался в МУЖВЗ у С. М. Волнухина, в 1917–1918 – у С. Т. Конёнкова. На 38-й выставке картин учащихся МУЖВЗ (1916/1917) показал скульптуры «Руслан и Черномор», «Мысль» («Портрет Леонида Андреева»), «Дон Кихот» и др.

В 1918 организовал и возглавил коллектив скульпторов «Монолит» для участия в программе монументальной пропаганды. Исполнил закладной камень-колонну Дома народов в саду Эрмитаж в Москве (установлен в октябре 1918), гипсовый памятник поэту И. С. Никитину для сквера у Китайгородской стены (был установлен в октябре 1918, затем возвращен в мастерскую для перевода в красную медь; замысел не осуществился из-за отъезда скульптора), проект памятника К. Марксу для Берсеньевской набережной (1919). Получил 1-ю премию на конкурсе проектов монумента «Освобожденный труд» у храма Христа Спасителя, на месте снесенного памятника Александру III. Торжественная закладка монумента состоялась 1 мая 1920 в присутствии В. И. Ленина и А. В. Луначарского. В 1919 участвовал в 1-й выставке Московского хранилища произведений искусства и выставке Союза деятелей прикладного искусства и художественной промышленности.

В 1920, как литовец, получил разрешение на выезд из РСФСР. Недолго пробыл в Литве, затем два года провел в Париже. Участвовал в салоне Независимых (1922).

В июле 1922 поселился в США. Работал в Нью-Йорке и Детройте, позже обосновался в Кливленде, шт. Огайо, где построил мастерскую. В 1920–1930-е был профессором Кливлендской АХ. Поддерживал дружеские связи с Д. Д. Бурлюком, который написал о нем очерк и посвятил одно из стихотворений его жене Софии Ивановне Блазис.

Осуществил несколько монументальных проектов: скульптурный мемориал (три рельефные плиты), посвященный Маймониду, Мендельсону и Ахад-Гааму в Еврейском саду Рокфеллеровского парка, памятник Дж. Хантингтону, скульптуры для пресвитерианской церкви Согласия, символическую группу «Город, заковывающий в кандалы Природу» у входа в Кливлендский художественный музей. Занимался керамикой и мелкой пластикой. Получал 1-е призы Кливлендского художественного музея за скульптуру (1926, 1927 и 1928) и за керамику (1927 и 1933). Работы воспроизводились в американских и французских журналах.

Библиография:

* Бурлюк; ХРЗ; AI 1/200, 2/191, 3/205, 4/178; WWAA 1937/59.

Виноградов Н. Д. Воспоминание о монументальной пропаганде в Москве // Искусство. 1939. № 1. С. 36, 41, 44.

Нейман М. Первые памятники монументальной пропаганды // Искусство. 1947. № 4. С. 29 (ил.), 31–33.

Агитационно-массовое искусство первых лет Октября: Материалы и исследования / Под общ. ред. Е. А. Сперанской. М., 1971.

Павлюченков А. С. Памятники революционной России. М., 1986. С. 49 (ил.), 63, 76, 78, 93.

Генюнене А. А. Блажиевич-Блажис, скульптор из Литвы // Творчество. 1990. № 11. С. 25–27.

Color and Rhyme. 1964/65. N 55. P. 72; 1965/66. N 60. P. 31.

Произведения:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

31.10.2012