ЦЕРКОВЬ СВ. ПРОРОКА ИЛИИ НА ПРАВОСЛАВНОМ КЛАДБИЩЕ. Хельсинки, Финляндия
Profeetta Elian hautausmaan kirkko
До 1809 православных жителей Гельсингфорса погребали на лютеранском кладбище в центре города. После присоединения Финляндии к России им отвели отдельный участок на морском побережье близ города. На этом кладбище, у входа, была построена деревянная часовня, которую в 1852 заменили каменной, существующей и доныне. Ее проект, составленный на месте, в Петербурге переделали, «дав фасаду более благовидности». С 1920 в часовне стоит иконостас из бывшей полковой церкви, и теперь в ней служатся также литургии.
Кладбищенский участок был первоначально отведен, по требованию командира и военного губернатора Свеаборга, для погребения чинов крепости, откуда покойников доставляли морем. До 1831 кладбище поэтому находилось в ведении военного губернатора, но на нем могли хоронить и горожан. Позже кладбище передали Свято-Троицкому приходу.
На кладбище нашли себе упокоение военные губернаторы Свеаборга: Н. А. Бодиско и Р. фон Шельтинг и другие воинские лица. Здесь находятся могилы строителей, благотворителей Троицкого прихода и крупных купцов – д. с. с. Я. Чернышева, к. с. Е. И. Ушакова, Ф. Киселева, Н. и П. Синебрюховых, фрейлины А. А. Вырубовой (урожд. Танеевой), подруги последней Императрицы, сына К. Г. Фаберже – А. К. Фаберже, сына И. Е. Репина – художника Юрия, писателя Тито Коллиандера, а также вице-адмирала А. И. Непенина, командующего Балтийским флотом, убитого в 1917 взбунтовавшимися матросами в Гельсингфорсе.
По традиции, отпевания совершались в Свято-Троицком храме или в Успенском соборе, после чего похоронная процессия через весь город направлялась на кладбище. Так как со временем погребальные шествия стали мешать городскому транспорту, то храм на кладбище сделался крайне необходимым. Кроме того, действующие в городе храмы в большие праздники не вмещали всех богомольцев и к тому же далеко отстояли от окраины, где активно стали распространяться секты. В начале XX века начался сбор пожертвований, и в 1916 местная консистория дала разрешение на постройку православного храма на кладбище, но большевистская революция почти на сорок лет отсрочила исполнение этого замысла.
После Второй мировой войны православный приход в Хельсинки увеличился вдвое за счет переселенцев из восточных областей, отнятых СССР у Финляндии. 1 июня 1949 приходской совет Троицкой церкви постановил приступить к постройке кладбищенского храма. Была создана строительная комиссия под председательством прот. Владимира Богоявленского, в которую вошел архитектор И. Н. Кудрявцев, автор проекта. Позднее Богоявленский по состоянию здоровья отказался от работы, и новым председателем комиссии стал настоятель о. Михаил Касанко. Консультантом выступал архитектор Ильмари Ахонен.
Кудрявцев безвозмездно составил два эскиза: один в классическом, второй в неорусском стиле или, как он говорил, «в стиле каменных церквей русского Севера». Строительная комиссия выбрала второй вариант. Место для нового однокупольного храма со звонницей отвели в наиболее защищенном от городского шума северо-западном углу кладбища, где хоронить нельзя было из-за скального грунта.
Осуществление проекта было связано с трудностями, которые поначалу казались неодолимыми. Шли тяжелые послевоенные годы. Средств на строительство не было. Восстановительные работы в стране привели к дефициту стройматериалов и их строгому нормированию. В то же время храм был очень нужен. В воскресные дни на кладбище хоронили до десяти покойников, и гробы, привозимые в течении недели, за отсутствием места стояли под открытым небом, покрытые брезентом.
Благодаря крупным пожертвованиям сметная сумма была в конце концов собрана. Удалось также приобрести кирпич, получив его от разборки поврежденных зданий, и некоторые другие материалы. В 1951 было дано разрешение на работы, которые возглавил техник-строитель Б. Пауламо. Надзор за строительством члены комиссии выполняли безвозмездно. 2 сентября 1951 епископ Гельсингфорсский Александр, совместно с духовенством прихода, торжественно заложил новый храм. К лету 1953 здание вчерне было готово и 15 июля освящено малым освящением. Внутренняя отделка осталась незавершенной – из-за недостатка средств ее пришлось отложить. Несмотря на это, в церкви сразу начались отпевания.
Белый оштукатуренный храм возведен в новгородском стиле, и в том же стиле выдержана внутреняя отделка. В 1955 было принято решение сделать двухъярусный дубовый иконостас, который вырезал Ю. И. Репин в мастерской И. Хейнцмана по эскизу автора храма. В Париже членам общества «Икона» Г. В. Морозову и кжн. Е. С. Львовой заказали образа. Морозов исполнил иконы Спасителя и Божией Матери, запрестольный образ Нерукотворного Спаса, Взятие на небо прор. Илии, Успение, Распятие с предстоящими; Львова – Деисус из 7 икон, образа на диаконских дверях и расписные хоругви. Иконы в царских вратах написал Н. И. Исцеленов, архитектор и председатель общества «Икона». Паникадило взяли из складированного имущества часовни-памятника, стоявшей некогда около Успенского собора. К лету 1958 работы по внутреннему убранству закончились. Хранившиеся в приходе пять колоколов подняли на звонницу, после чего храм был готов к освящению, которое 28 сентября 1958 совершил Преосвященный Александр в сослужении соборного клира.
Благодаря ценным вкладам прихожан внутренний облик храма постепенно стал соответствовать внешнему. Особого внимания заслуживают иконы: свт. Николая с житием (дар М. А. Фаберже), Спаса, складень с Владимирской Божией Матерью (дар Е. А. Буман) и другие. На северной стене помещен киот в форме креста в память русских моряков, погребенных на кладбище, с указанием их имен и дат жизни. Снаружи церковь украсили мозаичные иконы, исполненные и пожертвованные финской художницей Инной Коллиандер. Перед входом установлена бронзовая фигура молящейся старушки работы финского скульптора Нины Сайло.
Поскольку храм стоит на склоне, входы в него находятся на разных уровнях. Верхний уровень площадью 11 кв. м занят церковью, из алтаря которой по винтовой лестнице можно спуститься на нижний этаж. Террасы, с южной стороны окружающие здание, связаны меж собой наружной лестницей, которая ведет к звоннице на западном фасаде. Между арками звонницы находятся пять керамических рельефов, сделанные безвозмездно местным скульптором Михаилом Шилкиным.
Кладбищенская церковь принадлежит Гельсингфорскому православному приходу, главным храмом которого является Успенский собор. Причт прихода обслуживает и церковь, которую в последние годы часто посещают туристы из России, приезжающие осматривать историческое кладбище.
Адрес: Lapinlahdentie, 2, Helsinki
Библиография: |
* РГИА. Ф. 218. Оп. 4. Д. 2124. Гельсингфорсский приходский листок. 1916. № 3. С. 7. Казанцов Д. Л. Приходское кладбище и могилы некоторых исторических лиц. Хельсинки, 1950. (Рукопись). Невский архив. Вып. V. 2001. С. 484–487. Вздорнов Г. И., Залесская З. Е., Лелекова О. В. Общество «Икона» в Париже. М.; Париж, 2002. С. 413–416. Koukkunen H., Kasanko M. Helsingin ortodoksinen seurakunta. 1827–1977. Helsinki, 1977. S. 98–119. Pyhän Elian kirkko Helsingin ortodoksisella hautausmaalla / Ильинская церковь на кладбище в Гельсингфорсе. Helsinki, 1986. |
Приложения: | |
Связи: | |
География: | |
Составители: | |
Источник: |
Русские храмы и обители в Европе / Авт.-состав. В. В. Антонов, А. В. Кобак. СПб.: Лики России, 2005. |
Дата ввода: |
25.12.2013 |