ГРОМЦЕВА Мария Васильевна

Gromtseff M.

10 июля 1901 – 31 января 1980 (Франция). Художник-костюмер и коллекционер.

Сестра художницы-костюмера Т. В. Гулуновой. В эмиграции жила во Франции; в течение всей жизни работала совместно с сестрой. Начинала ассистентом художника в кино. Работала над созданием костюмов для фильмов «Mayerling» А. Литвака (1936), «Тарас Бульба» А. Грановского (1936) и «La Simphonie fantastique» («Фантастическая симфония») Кристиан-Жака (1941). Сотрудничала с русскими художниками Ю. П. Анненковым, Б. К. Билинским, Г. Л. Вакевичем.

В конце 1930-х вместе с предпринимателями Николаем и Ольгой Покровскими организовала в Париже мастерскую по изготовлению костюмов и аксессуаров для кино и театра. В мастерской работало много русских вышивальщиц. В 1940-е заведовала костюмами в театре la Porte St-Martin, работала костюмером в кинофирме «Continental», в 1943 изготавливала костюмы для Русской оперетты (дирекция Н. Ф. Алексинской).

В 1950–1970-е ее деятельность была связана в основном с кинематографом. Как художник по костюмам участвовала в создании фильмов «Le fil à la patte» Ги Ле Франка (1954), «La folie des grandeurs» («Мания величия», 1971) Ж. Ури и телевизионного сериала «Le chevalier Tempête» («Всадник бури», 1967) А.-П. Энтони и П.-А. Бреля. Руководила изготовлением костюмов и была костюмером-консультантом при создании фильмов: «Elena et les hommes» («Елена и люди») Ж. Ренуара (1956); «Le capitan» («Капитан», 1960) и «Les mystères de Paris» («Парижские тайны», 1962) А. Юнебелля; «Peau d’Âne» («Ослиная шкура») Ж. Деми (1970); «Angélique, marquise des Anges» («Анжелика – маркиза ангелов», 1964), «Angélique et le roy» («Анжелика и король», 1965), «Merveilleuse Angélique» («Великолепная Анжелика», 1965), «Indomptable Angélique» («Неукротимая Анжелика, 1967), «Angélique et le sultan» («Анжелика и султан», 1968). «À la guerre comme à la guerre» («На войне как на войне») Б. Бордери (1972) и др. Считалась одним из ведущих специалистом по историческим костюмам.

Создавала костюмы для Русского театра (дирекция Л. Лопато, 1957), Балета маркиза де Куэваса (1960). Подбирала костюмы и аксессуары для театральной труппы Русского студенческого христианского движения (РСХД), ставившей в 1965–1975 спектакли в Исси-ле-Мулино (под Парижем). В 1968 изготовила костюмы по эскизам режиссера и актера Жана Маре для спектакля «Ученик дьявола» Б. Шоу в театре de Paris.

Собрала уникальную коллекцию старинных костюмов, включавшую придворные платья, вывезенные из России (после смерти художницы большая часть коллекции была приобретена костюмерной фирмой «Берман»).

Похоронена на кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа вместе с сестрой.

Библиография:

* РЗФ.

Анненков Ю. П. Русские в мировой кинематографии // Возрождение, 1968, № 204, С. 77–78.

Лидарцева Н. «Золотые руки»: М. В. Громцева // Русская мысль, 1972, 11 мая (№ 2894).

Библиотека
сайта:
Приложения:
Связи:
География:
Составители:
Благодарности:

Julia&Keld за предоставленную фотографию.

Дата ввода:

24.01.2013