ЦЕРКОВЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ НА ОЛЬШАНСКОМ КЛАДБИЩЕ. Прага, Чехия.

Pravoslavný chrám sv. Zesnuti Presvate Bohorodice

Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Ольшанском кладбище. Прага, Чехия.

Название кладбища напоминает о старом поселении Ольшаны под Прагой, известном с XIV века. В 1697 город купил здесь землю, чтобы хоронить умерших от чумы. Через год на кладбище был построен костел св. Роха. Когда в 1787 Император Иосиф II запретил захоронения при костелах в черте города, пригородное Ольшанское кладбище стало центральным для всей правобережной части Праги.

Православный участок городские власти выделили в 1905 благодаря хлопотам прот. Николая Рыжкова, настоятеля церкви свт. Николая. В следующем году сюда перенесли с упраздненного Карлинского воинского кладбища останки 45 «храбрых российских офицеров, которые от полученных ими ран в сражении под Дрезденом и Кульмом в августе месяце 1813 года в городе Праге померли». Был также перенесен и 7 мая 1906 торжественно открыт отреставрированный памятник павшим. В 1907 была «проектирована постройка часовни-церкви, на каковую настоятелем о. Рыжковым собираются средства, а пражская городская дума предложила бесплатно свои архитектурные силы». Однако этот замысел осуществить не удалось.

После 1917 в Прагу хлынул поток эмигрантов из России. Далеко не всем приехавшим была уготована долгая жизнь на чужбине. Православный участок на Ольшанах быстро заполнился, и в 1923 и 1927 его расширили. Выходцы из России создали «Братство для погребения православных русских граждан и для охраны и содержания в порядке их могил в Чехословакии» (сокращенно – Успенское братство). Кладбищенская часовня стала особенно необходима после того, как помещение, где раньше отпевали православных, была переоборудована в крематорий. Однако строительству препятствовали значительные трудности, как материальные, так и формальные.

Инициативу взяло на себя Успенское братство. Большую помощь оказал премьер-министр первого чехословацкого правительства Карел Крамарж и его русская супруга Надежда Николаевна (урожд. Хлудова). Помимо крупного личного дара Крамарж организовал сбор большей части необходимых средств. Значительный вклад внес прот. М. Црвчанин, королевский инспектор воинских могил, который обеспечил денежную помощь сербского правительства. Поэтому вместо скромной кладбищенской часовни на кладбище появился небольшой, но монументальный и выразительный русский храм.

Его закладку на главной аллее русского участка произвел 11 сентября 1924 епископ Пражский Сергий (Королев). Проект в неорусском стиле бесплатно составил профессор В. А. Брандт при помощи студентов-архитекторов Н. П. Пашковского и бар. С. Г. Клодта. При разработке проекта авторы взяли за образец архитектуру Пскова и Новгорода. Стройное, квадратное в плане здание с полукруглой апсидой имеет в высоту около 22 м. Оно выстроено из кирпича и оштукатурено. Четверик здания увенчан барабаном со шлемовидным куполом, стены прорезаны узкими окнами, с северной стороны возвышается звонница.

Руководство строительством безвозмездно приняли на себя инженеры А. М. Миркович, С. А. Величкин и П. П. Находкин. Фирма чешского архитектора Я. Воднярука произвела все работы по себестоимости, отказавшись от прибыли. Земляные и другие простые работы, выполнили многочисленные добровольцы из числа русских эмигрантов: студенческая молодежь, профессора, генералы. Пять колоколов были пожертвованы Александром I, Королем сербов, хорватов и словенцев, четою Крамарж, русскими эмигрантами, митрополитом Евлогием и епископом Сергием.

22 ноября 1925 Успенская церковь была освящена митрополитом Евлогием (Георгиевским) в сослужении с прибывшим из Сербии епископом Шабацким Михаилом, епископом Сергием, архим. Алексием (Кабалюком) и многочисленным русским духовенством из Чехословакии, Франции, Югославии и Прикарпатской Руси, в присутствии представителей чехословацкого правительства, дипломатического корпуса и множества гостей. Храм был передан Никольскому приходу, который входил в Западноевропейскую митрополию Вселенской патриархии. П. Б. Струве писал в парижской газете «Возрождение»: «Новая церковь с ее чисто русскими линиями, с ее иконами, созерцание которых волнует и восхищает русскую душу, осеняет самое крупное Campo Sanсto – “священное поле” зарубежной России».

Над перспективным порталом помещена большая мозаика с изображением Божией Матери «Знамение», на алтарной апсиде – небольшое мозаичное изображение Архангела Михаила. Мозаики исполнила фирма М. В. Ферстрова по эскизам И. Я. Билибина, в парижской мастерской которого молодой художник К. М. Катков в 1927–1929 написал 64 иконы для трехъярусного иконостаса и клиросной преграды. Билибин, по заказу американского мецената Ч. Крейна, подготовил эскизы фресок на стенах и сводах храма, однако осуществлены они были значительно позже – в 1940–1946 годах. В этой работе принимали участие художники: Т. В. Косинская (позже монахиня Серафима), К. П. Пясковский, М. Б. Ромберг, А. Н. Рязанов, В. Гартман, Р. Д. Карякин, И. Шапов.

Под храмом, в подвальном этаже, находится придел св. вмц. Софии, где покоятся храмоздатели и многие известные люди. Среди них – Карел Крамарж с супругой, крупнейший знаток византийского и древнерусского искусства акад. Н. П. Кондаков, директор Донского кадетского корпуса генерал Т. А. Семернинов, генералы С. А. Воронин, Н. Н. Шиллинг, профессора: С. С. Груздьев, Ф. А. Щербина и другие. Здесь же погребен инженер Н. Н. Ипатьев, в доме которого в Екатеринбурге расстреляли последнего российского Императора и его семью. В 1920-е в крипту перенесли останки сербских воинов, погибших в Первую мировую войну, на могиле которых от имени Короля Александра I установлена надгробная плита. В 1935 память убитого Короля была отмечена в крипте крестом из белого мрамора.

Со всех сторон храм окружен православным участком Ольшанского кладбища, благоустройство которого было одной из задач Успенского братства. Проект планировки и озеленения территории безвозмездно создал чешский профессор К. Машек. При этом были высажены породы деревьев, характерные для северо-западных областей России. Первая посадка состоялась 21 ноября 1926 в праздник древонасаждения. В начале Второй мировой войны гестапо закрыло Успенское братство, но с окончанием войны оно возобновило свою работу. Последним его секретарем был прот. Михаил Васнецов, сын знаменитого живописца, физик по образованию. В 1951 чехословацкие органы госбезопасности окончательно закрыли братство, как и другие русские эмигрантские организации.

Последний приют на Ольшанском кладбище нашли многие выдающиеся люди, покинувшие Россию после революции. Здесь похоронены писатели: В. И. Немирович-Данченко, А. Т. Аверченко, Е. Н. Чириков, Ю. В. Слуков, П. А. Кречевский; поэт Д. М. Ратгауз и драматург Л. Н. Урванцев; композитор С. А. Траилин и певец В. Левицкий; историки Е. Ф. Максимович и С. П. Постников; профессора-правоведы А. А. Кизеветтер и П. И. Новгородцев; философы: И. И. Лапшин, Н. И. Садовский, П. Н. Савицкий; геолог акад. Н. И. Андрусов; биолог В. С. Ильин; филологи: акад. В. А. Францев, профессора Е. А. Ляцкий и Н. В. Ястребов; генерал Н. В. Львов, адмирал Г. Пальчиков, донской атаман В. Ю. Налетов; политические и общественные деятели: И. И. Петрункевич, В. А. Мякотин, Н. И. Астров, а также мать и сестра писателя В. В. Набокова, гр. С. Н. Толстая, Т. Н. Родзянко (урожд. Яшвиль) и многие другие. На участке встречаются не только русские, но и чешские могилы. На русских крестах фамилии часто начертаны в чешской транскрипции.

В 1945, после закрытия собора на Староместской площади, Успенская церковь стала приходской. К ее приходу была приписана и домовая церковь свт. Николая в Дейвице. В 1973–1974 при поддержке митрополита Пражского Дорофея храм был полностью отреставрирован. В 1995, по инициативе общественного комитета «Они были первыми», на южной стене снаружи укреплена доска в память об эмигрантах, репрессированных НКВД во время послевоенных «чисток». Осенью 2001 в здание проникли воры, унесшие много утвари и икон.

С 1999 настоятелем храма служит архим. Сильвестр (Вайло), которому помогает прот. Владислав Долгушин. Богослужения свершаются по старому стилю и на церковно-славянском языке. С 1990-х число прихожан сильно возросло, благодаря новым эмигрантам из бывшего СССР. До храма и кладбища добраться легко – совсем рядом находится станция метро.

Адрес: Olšanske hrbitovy, CZ-13000 Praha 3.

Библиография:

Мальцев А. П. Берлинский Братский временник. Православные церкви и русские учреждения за границей. Берлин, 1911.С. 137–138.

Церковные ведомости. (Сремски Карловцы). 1925. № 3–4. С. 13.

Перезвоны. 1925. № 2. С. 43.

Русские в Праге. 1918–1928 гг. / Ред. С. П. Постников. Прага, 1928.

Гавринев В. А. Да не предадим забвению! Прага. Б.г. (Рукопись).

Иляшевский К. И., Быстров Д. В. Православные русские храмы в Праге. Прага, 2000.

Наше наследие. 1999. № 15. С. 136–142.

Деловая Прага. 10.9.2001.

Hruska E. A. Romanticke Olšany, Praha, 1940.

Pravoslavný chrám sv. Zesnuti na Olšanech v Praze. Praha, 1985.

Lany J. Olšanske hrbitovy. Praha, 1991.

Сайты:
Связи:
География:
Составители:
Источник:

Русские храмы и обители в Европе / Авт.-состав. В. В. Антонов, А. В. Кобак. СПб.: Лики России, 2005.

Дата ввода:

13.04.2011