ЩЕПАНСКИЙ Владимир Петрович
Schepansky V.
13/25 июля 1895 (г. Хмельник Стопницкого уезда Келецкой губ., ныне Польша) – 28 января 1985 (Монреаль, Канада). Живописец.
Сын польского мещанина, художника-гравера; крещен матерью в православие. С детства жил в Сестрорецке. В 1916 окончил реальное училище Александра II в Петрограде и поступил вольнослушателем на архитектурное отделение ИАХ. Был мобилизован, воевал, служил в артиллерии.
В марте 1918 демобилизовался и продолжил занятия в реорганизованной ИАХ, но вскоре бежал с семьей в Финляндию. Некоторое время провел в Куоккала, где встречался с И. Е. Репиным. Затем жил в Выборге, где оформлял постановки Русского театра (в частности комедию-пантомиму «Плутни Бригелла»; режиссер К. А. Вогак, 1922). В начале 1930-х поселился в Хельсинки. В 1933 стал членом-учредителем Общества русских художников в Финляндии и вошел в его жюри, а в 1936 был избран его председателем. Участвовал в ежегодных выставках общества и на четвертой выставке (1937) получил 1-ю премию за живопись. В 1934 оформил спектакль «Дни Турбинных» по М. А. Булгакову, поставленный в Хельсинки Кружком имени М. А. Ведринской в пользу безработных (инсценировка Е. Тарусского, режиссер Э. И. Бирс). Выступал в качестве актера в русских спектаклях. 9 января 1936 в помещении клуба общества «Русская Колония» прочитал доклад «Русские пейзажисты», посвященным памяти художницы М. А. Федоровой. В 1937 вошел в комиссию «Пушкинский дней», созданную по поводу столетия со дня кончины А. С. Пушкина. В том же году написал большой портрет поэта Ивана Санина, который демонстрировался на вечере, устроенном Содружеством «Звено» по случаю 10-летней годовщины его смерти. В течение ряда лет руководил художественной школой.
Во время Второй мировой войны жена (художница-иконописец Мария Щепанская, урожденная Орешникова), дочь и сын погибли при бомбардировке Хельсинки.
После сентября 1944, опасаясь советской оккупации Финляндии, выехал в Швецию со второй женой, примой-балериной Хельсинского балета. В Швеции приобрел известность как художник. Реставрировал несколько старинных картин для Королевской семьи.
В 1951 перебрался с женой в Канаду и поселился в Монреале. Позже они переехали в местечко Лак Милетт в Лаврентийских горах (провинция Квебек). Здесь плодотворно занимался живописью, писал пейзажи и полуабстрактные картины. Продолжал заниматься реставрацией живописи, в 1967, реставрируя старую картину, обнаружил под ней живопись Тициана.
В 1970-е вновь поселился в Монреале, где провел более 15 персональных выставок. Его наследие составляет свыше 2 500 картин, большая часть которых хранится в частных собраниях Канады и у его родственников в Финляндии.
Библиография: |
* РГИА Ф. 789. Оп. 13. 1916. Д. 137. * Александров, ХРЗ. Могилянский М. И. Жизнь прожить? Воспоминания, интервью, статьи. М., 1995. С. 85–88. Baschmakoff N. От портрета до игрушки: Русские художники в Финляндии в межвоенные годы. 1919–1939 // Aspekteja: Slavica Tamperensia-V. Tampere, 1996. S. 19. Костоломов М. Арлекин в стране Гиперборейской // Выборг. 2010. 17 июля. № 118. |
Связи: | |
География: | |
Составители: | |
Дата ввода: |
17.02.2011 |