ЩЕКАТИХИНА-ПОТОЦКАЯ (Чеко-Потоцкая) Александра Васильевна

Stchekotikhina (Tchéko-Potocka) A.

А. В. Щекатихина-Потоцкая. Париж, 1925.

8/20 мая 1892 (Александровск, ныне Запорожье) – 23 октября 1967 (Ленинград).

Живописец, художник по фарфору, сценограф.

Из старообрядческой купеческой семьи. Окончила гимназию в Александровске. В 1908 приехала в Петербург. Не сдав экзамен в ИАХ, поступила в Рисовальную школу ОПХ, где училась у Н. К. Рериха и И. Я. Билибина. В 1910 по настоянию Билибина совершила поездку по северным русским городам. В 1913 получила заграничное пенсионерство. Побывала в Греции, Италии и Франции; несколько месяцев занималась в Париже в академии П. Рансона у М. Дени, Ф. Валлотона и П. Серюзье. Участвовала в росписи храма Святого Духа во Фленове, близ Талашкина, помогала Рериху в оформлении балета «Весна Священная» И. Ф. Стравинского для антрепризы С. П. Дягилева. В 1915 вышла замуж за юриста Н. Ф. Потоцкого, у них родился сын Мстислав.

В 1912–1917 исполнила серию акварелей по мотивам русских сказок и преданий: «Единоборство князя Мстислава Удалого с Редедею», «Борьба дьявола с Силами Небесными», «Город нечестивый и город благочестивый». Рисовала для журнала «Голос жизни». В 1916 оформила оперу «Рогнеда» А. Н. Серова для театра С. И. Зимина в Москве. С 1915 участвовала в выставках «Мира искусства».

В 1918–1923 работала художником на Государственном фарфоровом заводе в Петрограде. Исполнила росписи: тарелка «Иванушка на Коньке-Горбунке», поднос «Летящий ангел и младенец», блюда «Гармонист» и «Страдание России», чайный и кофейный сервизы «Снегурочка». Создала ряд агитационных росписей: поднос «Да здравствует Интернационал!», блюдо «Да здравствует 8-й съезд Советов!», тарелки «Комиссар. Петроград. Площадь Урицкого. 1921», «Коммуна». По заказу Государственных центральных костюмерных мастерских создала эскизы костюмов к опере «Демон» А. Г. Рубинштейна (1919, Опера С. И. Зимина, Москва), декорации и занавес к опере «Садко» Н. А. Римского-Корсакова (1920, Народный дом императора Николая II, Петроград). Участвовала в 1-й Государственной свободной выставке произведений искусств (Пг., 1919), выставке Дома искусств (Пг., 1921), 5-й выставке Общины художников (Пг., 1922), выставке «Мир искусства» (Пг., 1922).

В 1920 овдовела. По предложению И.Я. Билибина, жившего в это время в Египте, добилась командировки в Германию (для ознакомления с производством Берлинской фарфоровой мануфактуры), выехала за границу и в феврале 1923 с сыном прибыла в Каир, став женой своего учителя. В Египте создала серию расписных фарфоровых изделий на восточные темы: сервизы «Персидский» и «Арабский», чашки «Древние египтяне», тарелки «Современные египтяне» и др. Во время египетского турне Анны Павловой исполнила эскиз костюма к номеру «Умирающий лебедь» К. Сен-Санса. Совершила с семьей поездки по Сирии и Палестине (лето 1924) и в Верхний Египет, к Луксорскому храму (март 1925). Писала этюды маслом и акварелью.

В августе 1925 переехала с семьей в Париж и поселилась на бульваре Пастера. С 1927 они проводили лето в местечке Лафавьер, где купили небольшой дом. Писала пейзажи, портреты и натюрморты, расписывала ткани и разрабатывала модели мужской и женской одежды; исполнила иллюстрации к книгам: «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя (1927), «Приключения Пиноккио» К. Коллоди (1933), «Славянские мифы» (1934) и др. Расписывала фарфор для Севрской мануфактуры: блюда «Господин в цилиндре с моноклем», «Голова быка и овощи», вазы «Гуси и виноград», «Русские мотивы», цикл тарелок «Охота». Работала с Билибиным над декорациями к опере «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова (1929, Русская частная опера, Театр Елисейских полей).

Провела персональные выставки в Париже (Druet, 1926; Drouot, 1929) и совместную выставку с Билибиным в Амстердаме (1929). С 1926 выставлялась в Осеннем салоне и салоне Тюильри; участвовала в групповых выставках русских художников в Париже (Bernheim-Jeune, 1927 – группа "Мир искусства"; V. Girchman, апрель 1930; d’Alignan, 1931; La Renaissance, 1932), в Бирмингеме (1928), Брюсселе (1928) и Белграде (1930), Праге (1935). Работы продолжали появляться на выставках в СССР, в советских отделах Международной выставки декоративных искусств в Париже (1925, золотая медаль за фарфор) и Международной выставки художественной промышленности и декоративных искусств в Монце, близ Милана (1927). Была членом общества «Мир искусства» и секции художников при Союзе деятелей русского искусства во Франции.

В 1936 вернулась с мужем в СССР и поселилась в Ленинграде; возобновила работу на Государственном фарфоровом заводе. В годы Великой Отечественной войны войны обращалась к древнерусским героическим сюжетам: фарфоровая группа «Единоборство князя Мстислава Удалого с Редедею», вазы «Александр Невский» и «Дмитрий Донской», картины темперой «Александр Невский на берегах Невы», «Дмитрий Донской на Куликовом поле», «Кузьма Минин в Нижнем Новгороде» и др. В послевоенные годы работала в основном над фарфоровыми сервизами для массового производства. В 1953 вышла на пенсию. В 1955 провела в Ленинграде персональную выставку.

Похоронена на Большеоохтинском кладбище в Петербурге. В 1977, 1978–1980 и 1994/1995 в Ленинграде состоялись мемориальные выставки (совм. с Билибиным). Летом 2009 персональная выставка прошла в ГРМ. Представлена в ГРМ, музее Санкт-Петербургского фарфорового завода, ГЦТМ, Музее театрального и музыкального искусства в Петербурге.

Библиография:

* Лобанов-Ростовский; ХРЗ.

Голлербах Э. Фарфор Государственного фарфорового завода. М., 1920.

Русский художественный фарфор / Под ред. Э. Ф. Голлербаха и М. В. Фармаковского. Л., 1924. С. 50, 60–62, 70, 159.

А. В. Щекатихина-Потоцкая: Каталог выставки. Л., 1955.

Носкович В. А. В. Щекатихина-Потоцкая. Л., 1959.

Агитационно-массовое искусство первых лет Октября: Материалы и исследования / Под ред. Е. А. Сперанской. М., 1971.

Андреева Л. В. Советский фарфор. 1920–1930 гг. М., 1975. С. 83–98, 156–177.

И. Я. Билибин. 1876–1942. А. В. Щекатихина-Потоцкая. 1892–1967: Каталог выставки / Сост. Г. В. и С. В. Голынец. Л., 1977.

Иван Яковлевич Билибин: Статьи, письма, воспоминания о художнике / Ред.-сост., автор вступ. ст. и коммент. С. В. Голынец. Л., 1970. (Указ.).

Голынец Г. В., Голынец С. В. Искусство А. В. Щекатихиной-Потоцкой // Декоративное искусство СССР. 1977. № 8.

Советское декоративное искусство: Материалы и документы. 1917–1932: Фарфор. Фаянс. Стекло / Под общ. ред. В. П. Толстого. М., 1980. С. 339 (указ.).

Окунь М. Смотритель // Искусство Ленинграда. 1990. № 10. С. 72–77.

Котломанов А. Александра Щекатихина-Потоцкая: привет из Серебряного века // Антикварное обозрение. 2008. № 1. С. 70-74.

Александра Щекатихина-Потоцкая [Альбом-каталог выставки в ГРМ]. СПб., 2009.

Exposition Alexandra Stchekotikhina / Peinture, aquarelles, fusains et porcelaines an premier étage de la Galerie E. Druet. Paris, 1926.

Приложения:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

16.02.2011