МОЛЛО Евгений Семенович
Mollo E.
7 июля 1904 (Уфа, Оренбургской губ., ныне Башкирия) – 24 февраля 1985 (Мидхерст, графство Суссекс, Англия). График, военный историк и коллекционер.
Сын Солона Ильича Молло (1878–1937), потомка испанских евреев, греческого подданного, который приехал в Россию в качестве представителя парижской торговой конторы Луи Дрейфуса (торговля зерном). После развода родителей жил с отцом в Петербурге, где окончил Тенишевское училище.
Добровольцем участвовал в Гражданской войне, служил кадетом в речном флоте армии А. И. Деникина. Попал в плен, переболел тифом, а затем был мобилизован в Красную Армию телефонистом. В 1922, испросив отпуск, отправился во Владивосток, где сумел связаться с отцом, находившимся в то время в Лондоне. Как сын греческого подданного добился права на отъезд из России и сел на корабль, идущий в Марсель.
С 1924 жил в Лондоне. Окончил Королевский художественный колледж. В 1920-е занимался живописью и сценографией, в том числе для Русского балета С. П. Дягилева. В журнале «The Studio» были опубликованы его театральные эскизы к спектаклям: «Медный всадник» и «Борис Годунов» по А. С. Пушкину, «Жар-птица» И. Ф. Стравинского. В 1929 провел персональную выставку в лондонской галерее Litеrary Book Shop; четыре работы приобрел театральный отдел Музея Виктории и Альберта. Участник выставки живописи «Русской группы» в Галерее кн. В. Э. Голицина (1931) и выставке русского искусства в галерее Belgrave Square (1935).
В 1931 открыл фирму по оформлению интерьеров, которая, в основном, занималась декорированием кинотеатров. Разработал и запатентовал метод переноса фотоизображений на тканевые поверхности. Во время войны фирма была привлечена к производству средств камуфляжа.
После войны занялся живописью и начал выставлять работы в галерее на улице de Seine в Париже. Познакомился с Н. С. Гончаровой и М. Ф. Ларионовым; приобрел несколько работ Ларионова, которые позже передал в лондонскую галерею Тейт. В 1953 провел персональную выставку в парижской галерее de l’Institut (каталог вышел с предисловием Н. С. Гончаровой).
Коллекционировал предметы русской военной истории и создал уникальную коллекцию, включающую картины и гравюры, в которых запечатлены подвиги русской армии, портреты полководцев, образцы обмундирования, ордена, орденские грамоты, автографы военных деятелей. В 1956 как представитель компании — участницы Британской торгово-промышленной выставки приехал в Москву и с тех пор часто посещал СССР. Сотрудничал с советскими музеями в качестве эксперта.
В конце 1960-х вместе с женой (Ella Clara Cockell, 1904–1976) организовал семейную компанию «Исторический исследовательский центр» для консультаций художественных отделов киностудий. Создал серию рисунков, воссоздающих жизнь предреволюционной и революционной России, для фильма «Доктор Живаго» Д. Лина.
В приложении «Военно-историческая библиотека» к журналу «Военная быль» вышли его книги «Русское холодное оружие девятнадцатого века» (1962), «Русское холодное оружие эпохи императора Николая II» (1964), «Русские офицерские знаки» (1965), «Русские орденские знаки XVIII в.» (1968). Печатался в сборниках «Военно-исторический вестник» Общества ревнителей русской военной старины (Париж). Обществом была издана его книга «Знак отличия Военного ордена» (1980); в Лондоне — на английском языке книга «Russian Military Swords: 1801–1917» («Русские военные сабли: 1801–1917» (1969).
После смерти жены несколько лет страдал болезнью Альцгеймера. Похоронен в русском секторе кладбища Ганнерсбери (Gunnersbury) в Лондоне. Сыновья: Джон Молло (р. 1931) – художник кино, дважды лауреат премии «Оскар» (за костюмы к фильмам «Звездные войны» – 1978, и «Ганди» – 1983); Эндрю (р. 1940) – специалист по истории военной униформы, как консультант сотрудничал со многими киностудиями; Борис – военный историк, долгое время был заместителем директора и хранителем архивов National Artmy Museum в Лондоне. Часть личного архива Е. С. Молло хранится в Школе славянских и восточноевропейских исследований в Лондонском университете (The School of Slavonic & East European studies).
Библиография: |
* ХРЗ; AI 1/967. Зильберштейн И. С. Дело жизни // Огонек. 1986. № 36. С. 9. Муромцева Л., Перхавко В. Реликвии русского зарубежья // Мир музея. 1996. № 1/2. С. 62. Краснова Р., Чечуха А. Сто лет спустя // Уфа. 2009. № 10 (95). Октябрь. Краснова Р., Чечуха А. Сто лет спустя [продолжение] // Уфа. 2009. № 11 (96). Ноябрь. Creative Art: A Magazine of Fine and Applied Art. 1928. Том 4. Р. 70. Laver J. Work of E. Mollo // The Studio. 1929. Vol. 97. P. 66-70. Сочинения: Russian Military Swords. 1801–1917. London: Historical Research Unit, 1969. Русские офицерские знаки. |
Архивы: | |
Приложения: | |
Связи: | |
География: | |
Составители: | |
Благодарности: |
Julia&Keld за предоставленную фотографию. |
Дата ввода: |
17.08.2011 |