ГРИММ Петр (Пьер) Павлович

Grimm P.

П. Гримм

29 июня 1898 (Екатеринослав, ныне Днепр, Украина) – 22 сентября 1979 (Париж). Живописец.

Из помещичьей семьи немецкого происхождения. В 1913 учился в мастерской Я. Ф. Ционглинского в С.-Петербурге. В 1914 несколько месяцев занимался в ИАХ. В 1915 уехал в этнографическую экспедицию в русскую Центральную Азию в качестве художника и фотографа, изучал флору и фауну степей. Увлечение фотографией сохранил на всю жизнь. В 1917 жил в Москве, расписывал театральные декорации, работал для газет. Попал в тюрьму, где заболел тифом. После освобождения уехал в Крым, куда раньше перебрались родители (вскоре они были расстреляны).

В 1920 эвакуировался в Константинополь, перебрался в Загреб, затем в Вену и Берлин. С 1923 жил в Париже. Подрабатывал натурщиком и грузчиком. Писал импрессионистские картины гуашью и маслом. В 1927 поселился на Монпарнасе. В 1930 снял маленькую мастерскую, писал виды из ее окна. Дружил с Ю. П. Анненковым и И. А. Пуни.

С 1929 выставлялся в парижских салонах. В 1935 участвовал в Ретроспективной выставке русской живописи в Праге, в 1936 — в групповых выставках русских художников в парижских галереях Castelucho-Diana и Zak (выставка, организованная журналом «Наш Союз»). Провел персональные выставки в галерее Crausen в Копенгагене (1935) и в галерее A. Poyet в Париже (1938). По рекомендации П. Боннара Национальная галерея Же-де-Пом купила одну работу (1939).

В годы войны оставался в Париже. С помощью Пуни снял мастерскую на бульваре Сен-Жак, 31; подружился с соседями — художниками Мариией Эленой Виейра да Силва В. да Сильва и Арпадом Сенешем, позже — с А. Г. Старицкой. В 1943 персональная выставка состоялась в галерее Rotgé. В 1945–1946 участвовал в выставках русских художников, организованных комитетом «Франция–СССР» и Союзом русских патриотов.

Женился на Александре Бущанской (ум. в 1985), которая содержала ателье мод и предоставила мужу возможность заниматься только творчеством. Жил в квартире на бульваре Араго, 56, где одна стена была полностью отдана триптиху на дереве «Икона».

В послевоенные годы обратился к абстрактной живописи. С 1952 создавал картоны гобеленов для мануфактуры Beauvais. Провел персональные выставки в Париже (Pierre, 1949; Bellechasse, 1957; Le Point Cardinal, 1962), Нью-Йорке (Knoedler, 1949), Лондоне (O’Hana, 1954), Стокгольме и Осло (1962). Участвовал в выставках «Русские художники Парижской школы» (Дом французской мысли, 1961), «Знаменитости и молодежь наших дней» (Музей современного искусства города Парижа, 1968), «Снова русские» (Françoise Tournié, 1975), «Русский взгляд» (Гейдельберг, 1974) и др.

В 1962 стал действительным членом Осеннего салона, в 1964 – кавалером ордена Искусств и Словесности. В 1977 последний раз участвовал в Осеннем салоне, где ему были посвящены два зала. В 2011 работы художника экспонировались в Москве на выставке «Арт-миссия: Возвращение на Родину», состоявшейся в рамках антикварного салона.

Библиография:

* Неизвестная Россия, 456–462; AI 3/614, 4/519, 5/376, 7/551, 12/398.

Анненков Ю. Второе возрождение и русские художники за границей // Новоселье. 1950. № 42/44. С. 169–178.

Анненков Ю. Художественные выставки // Русская мысль. 1973. 1 февр. (№ 2932). С. 9.

Watt A. In Paris the Pаinter is at Home // The Studio. 1960. Vol. 159, March. P. 65–71.

Pierre Grimm. Peintures récentes: [Catalogue]. Le Point Cardinal. Paris, 1962.

Itinéraire d’un peintre Pierre Grimm / Texte de J. D. Rey. Aubonne: ed. Chantepierre, 1983.

Произведения:
Приложения:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

22.03.2012